Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #59 | Тираж 454 экз.


НОВОСТИ с 29.11.2004 по 05.12.04 (6)

"... нам с другом следовало бы послушать "Песнь осеннего сада", написанную композитором Такэмицу в стиле гагаку, вдвоем изучить, воспользовавшись пояснением самого композитора, каким путем он достиг выразительности космического образа, как композиционно воплотил он в музыке свою космическую модель. После кончины друга эта музыка, записанная на пластинку, и утешала меня, и воодушевляла в моих важнейших начинаниях.
На конверте, в который была вложена пластинка, я прочитал слова Такэмицу:
"В мире нет ничего похожего на оркестр, исполняющий столь специфическую по форме музыку. И не только потому, что музыка гагаку, пришедшая к нам из дали веков, сохраняет специфику и сегодня. Она специфична и даже фантастична. Она создает мир звуков, исполненных неземного очарования, — музыкальные инструменты, отличающиеся высокой тональностью, строго ограниченные функции каждого инструмента, соединение разнородных звуковых оттенков... Гагаку не имеет ничего общего с характерной для западной музыки идеей гармонии.
В метафизическое звучание сё, которое напоминает о вечном и бесконечном и находит отклик в человеческой душе, ввинчиваются, словно штопор, звуки со и бива и создают временную сферу, совершенно отличную от сё и хитирики. А гетерогенность звучания духовых инструментов, в особенности как бы плавающее в невесомости звучание хитирики, создает для нас (для человечества) проблему, которую ни в коей мере нельзя считать устаревшей".
Оглядывая оркестр, который Такэмицу расположил на обширной плоскости сцены, тщательно выбрав место для каждого музыканта (в отличие от европейских оркестров здесь музыканты располагаются на значительном расстоянии друг от друга), я вначале прислушался к жесткому, чистому звучанию двух деревянных гонгов, которое сменил бесконечно длящийся звук сё, вертикально взмывавший ввысь от расположенного на горизонтальной плоскости оркестра, и сразу же почувствовал, какова космическая модель Такэмицу."

Кэндзабуро Оэ
"Орел на краю Вселенной. Рецензия на ненаписанный роман" (1981)
СОДЕРЖАНИЕ:
[930] Переиздание записей ключевых работ Гарри Партча
[929] Книга: 'Audio Culture: Readings in Modern Music'
[928] Алена Баева - лауреат Гран-при Второго конкурса им. Паганини
[927] Памела Зи: 'Voci'
[926] Андрей Рубцов в 16-м обертоне, а Борис Лифановский - на радио 'Культура'
[925] Пьер Булез: Ориентиры I. Избранные статьи
[930] Переиздание записей ключевых работ Гарри Партча
04.12.2004
[Рисунок: Гарри Партч (фото: http://www.furious.com/perfect/)] В декабрьском выпуске "Paris Transatlantic Magazine" всего лишь одна публикация, имеющая отношение к академической музыке, зато посвященная такому заслуживающему внимания событию как переиздание на двух дисках (The Harry Partch Collection, Volume 1 и The Harry Partch Collection, Volume 2: по указанным ссылкам также можно найти тексты буклетов к дискам) записей целого ряда ключевых работ американского композитора Гарри Партча на "New World Records". "New World Records", таким образом, продолжает свое дело постепенного возвращения к жизни каталога прекратившего несколько лет назад свое существование лейбла "CRI".
Павел Ступин
[929] Книга: 'Audio Culture: Readings in Modern Music'
03.12.2004
[Рисунок: Обложка книги: 'Audio Culture: Reading in Modern Music' (фото: http://newmusicbox.org) ] В декабрьском выпуске "New Music Box" в ставшей постоянной рубрике "In Print", где на один месяц размещаются для чтения фрагменты новых книг о современной музыке (см. также нашу новость #907 о книге Джона Лютера Адамса), опубликованы интервью с Кристофом Коксом, который стал одним из редакторов сборника статей "Audio Culture: Readings in Modern Music", а также одна из этих статей - эссе Брайана Ино "Generating and Organizing Variety in the Arts".

В интервью Кристоф Кокс особое внимание уделяет формату книги, которая, на его взгляд, представляет ризому. Чтобы стало понятно, что он имеет в виду, позволю себе привести цитаты из книги "Постмодернизм. Энциклопедия" (под ред. Грицанова и Можейко) и книги И. П. Ильина "Постмодернизм. Словарь терминов" соответственно (и та, и другая доступны здесь).

1) Ризома - понятие философии постмодерна, фиксирующее принципиально внеструктурный и нелинейный способ организации целостности, оставляющий открытой возможность для имманентной автохтонной подвижности и, соответственно, реализации ее внутреннего креативного потенциала самоконфигурирования. Термин "Ризома" введен в философию в 1976 Делезом и Гваттари в совместной работе "Rhizome" — в контексте разработки базисных основоположений номадологического проекта постмодернизма, фундированного радикальным отказом от презумпции константной гештальтной организации бытия.

...

2) Франц. rhizome. Специфическая форма корневища, не обладаю­щая четко выраженным центральным подземным стеблем. Термин постструктурализма и постмодернизма, разработан в книге Ж. Делеза и Ф. Гваттари "Ризома" (1974) (Deleuze, Guattari:1976). Введен французскими исследователями в противо­вес понятию структура как четко систематизированному и иерархически упорядочивающему принципу организации. Используя метафору ризомы, Делез и Гваттари попытались дать представление о взаимоотношении различий как о запутанной корневой системе, в которой неразличимы отдельные отростки, и ее побеги и волоски, регулярно отмирая и заново отрастая, находятся в состоянии постоянного обмена с окружающей средой, что якобы "парадигматически" соответствует современному положению действительности. Ризома вторгается в чужие эволюционные цепочки и образует "поперечные связи" между "дивергентными" линиями развития. Она порождает несистемные и неожиданные различия, неспособные четко противопоставляться друг другу по наличию или отсутствию какого-либо признака. Тем самым, концепция "различия" теряет свое онтологическое значение, которое оно имело в доктрине структурализма, символизируя собой принцип бинаризма, "инаковость" оказывается "одинаковостью". На этом основании Делез и Гваттари постулируют тождество "плюрализм-монизм", объявляя его "магической формулой", где различие поглощается недифференцированной целостностью и утрачивает свой маркированный характер.

Примечательно, что ризома стала рассматриваться как эмблематическая фигура художественной практики постмодернизма. В частности, итальянский теоретик постмодернизма У. Эко, создавший самый популярный и "эталонный" образец постмодернистского романа "Имя розы" (1980) и написавший не менее известное к нему послесловие "Заметки к роману "Имя розы" (1983), охарактеризовал ризому как прообраз символического лабиринта, характерный для менталитета постмодернизма, и отметил, что руководствовался этим образом, когда создавал свое произведение


На этом фоне естественными выглядят некоторые мысли, высказанные Коксом в интервью. В частности, на замечание, касающееся сокращения аудитории для современной музыки, он отмечает, что таковое действительно имеет место, но лишь в отношении "новой музыки", которая продолжает традиции классического авангарда, фундированного в использовании серийной техники Это, в первую очередь, Мильтон Баббит, Брайан Фернейхоу и Чарльз Уоринен, чью музыку Кокс характеризует как неадекватную современной музыкальной культуре. В то же время, отмечает Кокс, значимость другой новой музыки (минимализм, Мортон Фелдман, американские экспериментальные композиторы вроде Кейджа, Вольфа, Лусье или Оливерос) только растет. То же самое справедливо и для Вареза и Ксенакиса. Забавными мне показались аргументы, объясняющие такое положение дел: всех их объединяет связь с (отражение в) тем или иным сегментом поп-культуры - минимализма с техно и пост-роком; Вареза и Ксенакиса - с нойзом и экспериментальным хип-хопом; остальных - с импровизационной музыкой. В общем, Кокс проповедует стирание границ между искусством и поп-культурой и образование всевозможных сетей, объединений, связей и ризом. Все это для меня столь же понятно, сколь и неприемлемо: гораздо ближе восхищение того же Фелдмана перед свободно мыслящим серийной музыкой Баббитом (см. нашу новость #924, "Morton Feldman Interviewed by Charles Shere, July, 1967").
Павел Ступин
[928] Алена Баева - лауреат Гран-при Второго конкурса им. Паганини
02.12.2004
[Рисунок: Алена Баева (rt-online.ru)] Я просто чрезвычайно рад сообщить о том, что скрипачка Алена Баева стала обладательницей Гран-при Второго международного конкурса молодых скрипачей им. Паганини. Вот сообщение ИТАР-ТАСС:

"МОСКВА, 1 декабря. /Корр. ИТАР-ТАСС Борис Лавренюк/. Торжественное закрытие Международного конкурса скрипачей имени Паганини состоялось сегодня на Новой сцене Большого театра.

Первую премию завоевал Квун Хюк Джу из Республики Корея. Вторая премия не присуждена, третью разделили Екатерина Фролова /Россия/ и Джеймс Ли /Великобритания/. Такое решение приняло жюри, возглавляемое скрипачом Сергеем Стадлером.

Гран-при - право играть в течение года на скрипке Страдивари, датируемой 1720 годом, из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов удостоена россиянка Алена Баева.

В конкурсе выступали скрипачи в возрасте от 14 лет. Главное назначение этого смотра - поддержка молодых талантов и выдвижение их на большую сцену. Конкурс носит благотворительный характер. Все расходы - от оплаты проезда в Москву и обратно и за пребывание в столице - взял на себя отечественный Фонд скрипичного искусства."


Напомню, что в жюри конкурса входили известные музыканты Эдуард Грач, Максим Федотов, Александр Рудин, Михаэла Мартин, Юлиан Рахлин и Ицхак Рашковский.

Алена Баева - давний подписчик и участник mail-форума ru_classic. Ее сообщения всегда отличаются искренностью и вдумчивостью настоящего музыканта. Вот краткая творческая биография А.Баевой

Алена, мы искренне Вас поздравляем!
Алексей Зубов
[927] Памела Зи: 'Voci'
01.12.2004
[Рисунок: Памела Зи исполняет 'Voci' (фото: http://www.pamelaz.com)] Свою очередную статью в "Village Voice" Кайл Ганн посвятил недавнему авторскому исполнению сочинения Памелы Зи "Voci" (см. "Voice Geek"). Как сообщается в соответствующем разделе официального сайта Памелы Зи (там же есть ссылка на видеофрагмент),

"Voci" ("Голоса") - это полномасштабное мультимедийное погружение в звуковой, культурный, физический и художественный измерения голоса, преклонение перед разнообразием тембров голоса в пении и говорении, обращение к научным и культурным явлениям, окружающим голос, и к многочисленным его метафорам.

Несмотря на весь пафос, которым пропитан процитированный фрагмент, судя по репортажу Ганна, исполнение, скорее, напоминало цирковое представление со всевозможными фокусами, в которые, помимо голоса Зи, были вовлечены и слушатели.

Все интересующиеся или заинтересовавшиеся после прочтения статьи Ганна творчеством Памелы Зи, могут найти целый ряд радиопередач с ее участием в архиве "Other Minds" (см. нашу новость #924), познакомиться с ее творчеством на посвященной ей странице другого архива современного искусства UBUWEB, прочитать своего рода манифест композитора в ноябрьском выпуске NewMusicBox (см. "Appropriation. It's not new. We have always done it".) либо подождать готовящуюся программу "Kalvos and Damian's New Music Bazaar", где Памела Зи будет гостем передачи.
Павел Ступин
[926] Андрей Рубцов в 16-м обертоне, а Борис Лифановский - на радио 'Культура'
30.11.2004
Как известно, 16-й обертон в идеальной ситуации соответствует 17-й гармонике, имеющей частоту колебаний, в 17 раз превышающую частоту основного тона. Например, если высота основного тона соответствует звуку "до" большой октавы, то его 16-я гармоника будет точно соответствовать звуку на 4 октавы выше, т.е. "до" третьей октавы. Следующая, 17-я гармоника, будет соответствовать ре-бемолю третьей октавы, причем этот интервал до - ре-бемоль (т.е. между 16 и 17 гармониками от "до" большой октавы) будет на малюсенькую величину шире, чем идеальный равномерно темперированный полутон. Для любителей точности сообщу, что интервал между 16 и 17 гармониками составляет 105 центов, а величина равномерно темперированного полутона равна 100 центов (Цент - если кто не знает, это интервал, соответствующий 1/1200 части октавы, тогда равномерно темперированный полутон, равный 1/12 октавы, равен 100 центам). Если кто совсем желает запутаться, то могу добавить, что из сказанного следует, что интервал между 16 и 17 гармониками шире равномерно-темперированного полутона на 5 процентов (или центов - здесь все равно на самом деле), то есть превосходит его на 1/20 часть. Итак, чтобы услышать высоту 16-го (идеального) обертона от "до" большой октавы, надо взять звук, который получается повышением "ре-бемоль" третьей октавы в равномерно темперированном строе на 1/20 часть равномерно темперированного полутона.

К чему это я... Вышел очередной, 16-й выпуск "Обертонов по вторникам" Бориса Лифановского. (Напоминаю читателям, что Борис ведет эту еженедельную музыкальную колонку в "Информационном буме"). Цитата:

"...позволю себе предоставить слово Алексею Зубову, одному из редакторов новостной ленты Oboe.Ru:

[Рисунок: Андрей Рубцов (sibeliusmusic.com)] 'Случилось весьма небанальное событие в масштабах музыкального интернета.

Сайт SibeliusMusic.com - своего рода большое сетевое нотное издательство, на котором в настоящее время хранится более 36 000 партитур музыки разных жанров и направлений, в том числе - академической. Основной принцип состоит в том, что автор может загрузить туда свою партитуру, набранную в формате нотоверстальной программы Sibelius, а посетители могут ее проиграть 'прямо по нотам' в браузере (в MIDI, для этого потребуется загрузить небольшой бесплатный ActiveX-плагин Sibelius Scorch). Кроме того, при желании можно также получить партитуру (иногда - за деньги) и/или проголосовать за музыку, написать отзыв. Авторы могут иметь свою собственную страницу, а также выкладывать образцы 'живого' исполнения (MP3). Можно сказать, что этот проект отражает 'новые реалии' композиторского творчества, заработка и распространения партитур.

Так вот, одно сочинение нашего соотечественника, молодого композитора Андрея Рубцова, ныне там заняло первую строчку в общем голосовании. Это Adagio soave - 1-я пьеса из 'Двух пьес для альта и фортепиано' (2003).'

Мне бы хотелось добавить, что произведение Андрея, за которого я искренне рад, возглавляет этот своеобразных хит-парад уже в течение двух недель. Если в ком-то взыграют по этому поводу патриотические чувства, думаю, будет весьма кстати поддержать г-на Рубцова и проголосовать, дабы упрочить его положение в чарте."


Борис, спасибо за то, что ты разделил мнение об этом событии как действительно в определенном смысле выдающемся. (Напомню читателям, что по приведенной выше ссылке для голосования можно также скачать "живую" mp3-запись Adagio soave Андрея Рубцова. Впрочем, это можно сделать и на его официальном сайте). Я надеюсь, что Андрей, который сейчас находится в концертном азиатском турне, прочитает оттуда этот "Обертон".

[Рисунок: Борис Лифановский aka Drozd (ezhe.ru)] Далее Борис продолжает:

"Второе событие, о котором я хотел бы упомянуть сегодня, откровенно говоря, относится к категории old news, но, тем не менее, думаю, что вовсе пройти мимо него нельзя. С 1 ноября в Москве, наконец, начало вещать радио 'Культура'. Это должно было произойти еще в сентябре, но, в связи с различного рода трудностями, вещание новой станции в столице России началось лишь месяц назад на частоте 91,6 МГц FM. В скором времени, вероятно, можно будет слушать передачи радио 'Культура' и через интернет. Во всяком случае, об этом есть упоминания на официальном сайте станции, и так говорят те сотрудники станции, с которыми мне пришлось недавно общаться."

Собственно говоря, я процитировал большую часть выпуска, но сейчас станет ясно, почему. Говоря о своем общении с сотрудниками радио "Культура", Борис почему-то не рассказал, что как раз именно он - вместе со своими партнерами по Академ-трио -просто участвовал в одной из недавних передач "начинающего осваивать эфир" радио "Культура", чем способствовал его становлению. Теперь моя очередь предоставить слово Борису:

"Для тех, кто не мог, но хотел (или наоборот? :-) ) выкладываю приемлемого качества запись сегодняшнего эфира на радио "Культура" в программе "Лаборатория". Разговоры разговаривали и записи ставили Академ-трио в полном составе, будучи в гостях у Михаила Антонова.
Очень приятный - на мой, во всяком случае, вкус - ведущий, который сам не прячется и дает поговорить гостям. Впечатления от программы и ее хозяина остались самые благоприятные, честно говоря, все это намного превысило мои ожидания. Проще говоря, лично мне было действительно интересно и жаль, что так мало времени.
Между тем, программа шла час. Музыку из mp3 файла я вырезать не стал. Из середины записи по техническим причинам пропал кусок одного из моих "Обертонов", цитируемых Михаилом, а в остальном как было в эфире, так и записалось.
Кому интересно - слушайте. Для удобства даю ссылку на файл И ссылку на потоковый вариант.

Загрузить файл (аккуратно, под ссылкой 23 мегабайта!)
Послушать потоковым способом."
Алексей Зубов
[925] Пьер Булез: Ориентиры I. Избранные статьи
29.11.2004
[Рисунок: Булез. Ориентиры] Я (точнее, один из наших читателей) уже сообщал о русском издании избранных статей Пьера Булеза из книги "Ориентиры" (Points de repere I, 1995). Книга появилась в продаже и имеется, например, в книжном магазине "Москва". "В данное издание вошли избранные статьи из I (и пока единственного) тома книги Пьера Булеза "Ориентиры. Воображать". Выбор статей ориентирован на представление связи композиторской технологии и поэтики. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся проблемами современной музыки" (аннотация издательства).

Содержание книги по главам (статьям):
От серии к расширяющейся вселенной (предисловие К.Чухрова). Пути: Равель, Стравинский, Шёнберг. Воздействие Иоганна Себастьяна Баха. Шёнберг мертв. Антон фон Веберн. Alea. Текучесть в звучащем становлении. Звук и слово. Соната "Чего ты хочешь от меня". Построение импровизации. Поэзия - центр и отсутствие - музыка. От складки к складке.

[Рисунок: Пьер Булез (sospeso.com)] "Музыка превосходно играет свою роль, сочетаясь с не непосредственно означающими выразительными средствами или же присваивая их себе. Музыка наделяет неожиданной силой "потустороннее" в языке, в то же время обогащаясь от этого в плане звучания. Музыка зачастую притязала на "магическую" роль: в данном случае она играет такую роль открыто признавая это! Мы признали ее притягательную для бессознательного силу, мы использовали ее как таковую; вот почему, на взгляд музыканта, звуковая коммуникация предпочтет "язык", в котором не будет препятствий. Единственная опасность, которую следует отметить, состоит в том, что слуховая экзотика, "перемещение" органа слуха, окажутся слишком простым паллиативом для наших умов, уставших от понимания: взамен иностранных языков - благодаря то ли грезе, то ли экономии, то ли усталости - мы получим "непреодолимый" барьер какого-то неведомого диалекта. Вероятно, таков защитный рефлекс по отношению к обществу, омерзительного контакта с которым избегают с помощью этого магического средства" (loc. cit., с. 180)

Точные выходные данные книги: Булез, Пьер. Ориентиры I. Воображать. Избранные статьи. Пер. с франц. / Перевод Б. Скуратова; ред. и предисл. К. Чухров. М.: "Логос-Альтера", "Eccehomo", 2004. - 200 c. Книга вышла в серии "Актуальное искусство" (цена в магазине "Москва - 191р.)

Алексей Зубов



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.news.classic
Отписаться

В избранное