Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #60 | Тираж 458 экз.


НОВОСТИ с 06.12.2004 по 12.12.04 (8)

Егда же прииде нощ другая... Вскочиша бесов полк в келью мою з домрами и з гутками..., и начаша играти в гутки и домры; а я у них слушаю лежа; меня уж не тронули и исчезоша.
прот. Аввакум
Житие протопопа Аввакума (ок. 1675)
СОДЕРЖАНИЕ:
[938] Музыка барокко как биоакустический способ изгнания хулиганов
[937] Премьера новой оперы Петера Этвёша 'Ангелы в Америке'
[936] Книга: 'Другие планеты: музыка Карлхайнца Штокхаузена' Р. Макони
[935] Герард тер Борх и музыка
[934] Книга: 'Антология дзэн' с 'Лекцией о Ничто' Джона Кейджа
[933] Дни рождения Сибелиуса и Вайнберга, а также Т. Курентзис и 'Декабрьские вечера'
[932] Восстановление оригинальной версии музыки к фильму 'Александр Невский'
[931] Российский сайт о вагнеровских певцах и дирижерах
[938] Музыка барокко как биоакустический способ изгнания хулиганов
11.12.2004
Известно, что для отпугивания объектов, мешающих производственно-потребительской деятельности человечества, довольно давно применяются акустические сигналы. Например, птицы, выклевывающие посевы, отпугиваются специальными биоакустическими установками, заменившими "традиционные пугала" на полях и огородах. С обзором методов отпугивания птиц, точнее, методами их "пестконтроля", можно ознакомиться вот по этой научной статье. Важнейшей областью пестконтроля вредителей является безопасность авиаперевозок - я имею ввиду необходимость распугивания птиц на аэродромах. Известно, (см., например, статью "Птицы на аэродроме"), что наиболее эффектным методом является "громкое воспроизведение крика перепуганных птиц , записанного на магнитофонную ленту", либо воспроизведение криков хищников. Например, в московском аэропорту "Шереметьево" (надо полагать, в обоих) совсем недавно было установлено самое современное биоакустическое оборудование: "после тщательного изучения существующих на рынке аналогов и опыта работы подобных служб в США и Западной Европе специалисты аэропорта приобрели 4 стационарных и 1 мобильную биоакустическую установку американской фирмы 'Bird Gard Super PRO AMP', а также 4 механических птицеотпугивателя НПО-1 Винницкого НПП 'Индикатор'. В основе новейшего оборудования лежит запись и воспроизведение в акустическом диапазоне тревожных криков 7 видов птиц." (полный текст статьи - здесь).

Вместе с тем выяснилось, что акустические методы борьбы с вредителями для обеспечения безопасности транспортных перевозок могут применяться не только в авиаиндустрии, но и в автобусном бизнесе - в качестве отпугивающих звуков может выступать музыка Баха, Генделя и Вивальди. Об этом опыте вчера сообщила английская газета "Гардиан":

"Музыка Генделя, Баха и Вивальди помогла выжить вандалов с центрального автобусного вокзала города Беверли на востоке графства Йоркшир (Великобритания). Как сообщается на сайте газеты Guardian, после того, как его сотрудники стали включать записи с произведениями классиков, безопасности вечерних пассажиров ничего не угрожает. А на стенах здания перестали появляться граффити. [...] хулиганы попросту не могут переносить классическую музыку. Она раздражает их настолько, что им пришлось найти другое место для сборищ."

Читать всю статью на ленте.ру (в конце страницы приведена ссылка на оригинальный текст "Гардиан").

Спасибо за ссылку одному из членов сообщества "ru-classical" в "Живом журнале".
Алексей Зубов
[937] Премьера новой оперы Петера Этвёша 'Ангелы в Америке'
11.12.2004
[Рисунок: Петер Этвёш (фото: http://www.eotvospeter.com)] В "Guardian" в конце ноября появилась статья о готовящейся на тот момент в Париже премьере новой оперы венгерского композитора и дирижера Петера Этвёша "Ангелы в Америке", по мотивам некогда популярного в США телевизионного мини-сериала и театральной пьесы. На вопрос о том, что подвигло его обратиться к такому странному материалу для оперы (краткий сюжет оригинала: ВИЧ-инфецированный гомосексуалист, испытывает оргазм в совокуплении с ангелом, а в это время его любовник отправляется в парк на поиски женатого мормона), Этвёш ответил, что это прежде всего сцены снов, галлюцинаций, призраков, трансцендентной реальности, которые он находит идеальными для написания оперной музыки. Драматическая основа строится вокруг заражения героя СПИДом, что обращает его существование к возможности собственной смерти в любой момент. Первоначальный сюжет все же переработан (этим занималась жена композитора) так, чтобы абстрагироваться от малозначимых реалий (вроде присутствия в тексте Рональда Рейгана) для подчеркивания универсального: смерть, иллюзии, страсть.

Читать статью: Amanda Holloway, "Heavenly creatures".
Павел Ступин
[936] Книга: 'Другие планеты: музыка Карлхайнца Штокхаузена' Р. Макони
11.12.2004
[Рисунок: Штокхаузен (слева) во время исполнения 'Inori' (фото: http://home.swipnet.se/sonoloco2/)] На ленте новостей, посвященной Карлхайнцу Штокхаузену ("Unofficial Stockhausen Weblog"; здесь же см. содержание книги и пресс-релиз), появилось сообщение о готовящемся (ближе к весне следующего года) выходе в печать новой книги Роберта Макони, получившей название "Other Planets: The Music of Karlheinz Stockhausen". По замыслу автора в книге планируется исчерпывающий охват творчества композитора, вплоть до недавно завершенного "Воскресенья" из "Licht". Несколько миниатюрных фрагментов из книги можно прочитать на странице автора. Я слышал сравнительно немного музыки Штокхаузена, поэтому приведу отрывок, касающийся наиболее знакомого мне сочинения, "Inori":

From Chapter 19: “Rites”

Inori is not about religion, but about the expression of musical relationships in an abstract but coherent language of gestures, some of which happen to coincide with prayer attitudes. Without the music, the religious symbolism of the gestures is incoherent. With the music, the contemporary message of a solo dancer on an empty stage is powerful enough on its own terms. Imagine, for instance, a rediscovered scene from Wagner’s “Ring” cycle in which the hero, dressed in white, white-faced like the Pierrot of Jean-Louis Barrault in Les Enfants du Paradis, but with a touch of Harpo Marx, all alone on an empty stage, gesticulates to the Bayreuth audience like a spirit figure trying to communicate from Valhalla, but whose voice can only be heard as a strange and beautiful slow-motion music issuing from an unseen orchestra below the stage. The emotional territory of such a conception unites Wagner and Samuel Beckett with the desperate but also sublime silence of a Garbo close-up from the silent movie era. (It would also make gripping television.) Outside the movies, the authentic poet of self-contained movement who comes readily to mind is Merce Cunningham, who not only looked like a more athletic Harpo Marx, but who also composed his ballets in quasi-serial permutations. . . . (The list of movements notated for Cunningham’s 1969 ballet Canfield, as a matter of interest, also includes “stumble.”)
Павел Ступин
[935] Герард тер Борх и музыка
10.12.2004
[Рисунок: Герард тер Борх, 'Урок музыки' (ок. 1668/1669) (фото: nga.gov)] В "National Gallery of Art" (Вашингтон, США) открылась выставка работ Герарда тер Борха, голландского мастера живописи 17-го века. На сайте галереи по этому поводу создан специальный раздел, одним из материалов в котором является страница "Ter Borch and Music", где представлены три работы тер Борха, тематически связанных с музыкой. Каждая из картин сопровождается краткой аннотацией и несколькими аудиофайлами со старинной голландской музыкой в аутентичном исполнении "Camerata Trajectina".
Павел Ступин
[934] Книга: 'Антология дзэн' с 'Лекцией о Ничто' Джона Кейджа
09.12.2004
[Рисунок: Обложка книги: 'Антология дзэн'] Просматривая сегодня в одном из книжных магазинов г. Иркутска литературу по востоковедению, нашел там эклектичную "хрестоматию" под названием "Антология дзэн" (из-во "Аркаим", 2004 г., 456 стр.), в которой наряду с классическими дзэнскими текстами представлен и Джон Кейдж с его "Лекцией о Ничто". Текст предваряет небольшая аннотация составителя и автора нескольких вошедших в антологию статей (Николая Болдырева). Также интересно было узнать, что текст лекции Кейджа приводится в соответствии с его более ранней публикацией, сделанной еще в 1993 г., о существовании которой я не знал. Для всех заинтересовавшихся ниже приведу аннотацию к книге на ее странице в магазине "OZON":

В антологии представлены основополагающие тексты дзэн-буддизма, позволяющие приблизиться к сути традиции и увидеть ее в развитии. Кроме того, предпринята попытка, раздвинув привычные рамки, указать на дзэн как на сердцевинную энергию любого подлинного творчества. В разделе "Дзэн без берегов" под этим углом зрения рассматриваются "дзэнские" тексты таких разных художников, как Кейдж, Хайдеггер, Гессе, Кавабата. Том включает также очерки "Пушкин и дзэн", "Дзэн Василия Розанова", "Дзэн Андрея Тарковского"; а завершается антологией дзэнского стихотворения

Что касается непосредственно "Лекции о Ничто" ("Lecture on Nothing"), то она входит в состав, наверное, самой известной из книг Кейджа, "Silence: Lectures and Writings" (1961). У меня эта книга есть и сравнительно недавно в рамках LJ-сообщества ru_classical я предложил отсканировать отдельные ее части. Если есть желающие прочитать какие-то части этой книги Кейджа - сообщайте мне здесь.
Павел Ступин
[933] Дни рождения Сибелиуса и Вайнберга, а также Т. Курентзис и 'Декабрьские вечера'
08.12.2004
[Рисунок: Ян Сибелиус (prazdniki.ru)] Мой сегодняшний небольшой обзор имеет род "солянки сборной". Во-первых, сегодня - день рождения выдающегося финского композитора Яна Сибелиуса (1865-1957).

[Рисунок: М. Вайнберг (www.siue.edu/~aho/musov)] Далее, сегодня же день рождения крупнейшего советского композитора Мечислава (Моисея) Вайнберга (1919-1996). Вот - по этому поводу - несколько материалов почитаемого на нашей ленте новостей музыкального обозревателя Ильи Овчинникова:

- Интервью-воспоминания известного виолончелиста В. Берлинского "gzt.ru" (В. Берлинский - бессменный виолончелист квартета им. Бородина)
- Возвращение Вайнберга (статья в "Русском журнале" 2003 г.)

"Имя композитора Мечислава (Моисея) Вайнберга было и, вероятно, навсегда останется в тени Шостаковича, хотя сам Дмитрий Дмитриевич воспринимал младшего современника как равного и неоднократно говорил об уникальном, самобытном почерке своего друга. Биография Вайнберга - история ХХ века в миниатюре: родился в Польше в 1919 году, подавал надежды как пианист, отказался от предложения продолжить учебу в Америке. В 1939 году уехал в СССР, где узнал о гибели своих родных, оставшихся в Польше. Был женат на дочери Михоэлса, попал в тюрьму во время "дела врачей". Создал 26 симфоний, 17 квартетов, десятки камерных сочинений и несколько опер. Его музыка звучит в фильмах "Летят журавли", "Последний дюйм", "Укротительница тигров", "Афоня", "Тегеран-43" и других, а также в мультфильмах "Винни-Пух" и "Каникулы Бонифация". Год назад английская фирма Chandos начала выпуск CD-серии "Симфонии Вайнберга". "

Кстати, здесь - сайт с двумя вариантами биографии Вайберга и подробным списком его сочинений. Здесь - список мультфильмов, к которым он писал музыку. (Спасибо за ссылки И. Овчинникову).

[Рисунок: Теодор Курентзис (opera-novosibirsk.ru)] Теперь я хотел бы отметить пару музыкальных статей из "Независимой газеты"

Андрей Хрипин пишет о недавнем концерте НФОР в статье под названием "Мания Курентзиса":

"Где бы, что, кем и как ни дирижировал Курентзис, это превращается в шумное публичное событие, которое нельзя пропустить. Ибо это всегда несколько больше, чем просто музыка. Если бы за внешней оболочкой из экстатического самоупоения и личностной демонстративности (от цитат про 'гениальность' в буклетах до ощущения себя божественным демиургом на сцене) у дирижера не было внутри того самого послания, которому хочется внимать, публика давно раскусила бы пустой орешек. Ему всегда есть что сказать, даже если его высказывания порой бывают спорными по форме и по сути (а кому, скажите, интересно бесспорное в искусстве?). Молодой маэстро дает обильную пищу для всех слоев музыкальной тусовки, каждый снимает свои сливки: кто-то опустится по кругам ада и поднимется дорогой небесных сфер к новой сути хорошо, казалось бы, знакомой музыки, кто-то получит кайф от детальной и остро индивидуальной инкрустации нюансов, а кто-то эффектно прошвырнется в светском интеллектуальном променаде...."

Статья заканчивается словами: "Как маэстро Спиваков будет реагировать на все возрастающую массовую истерию вокруг Курентзиса, на ту самую манию, в центре которой находился когда-то он сам, молодой руководитель 'Виртуозов Москвы', и которой лишен нынешний президент Дома музыки?". Ответ, на мой взгляд - прост: либо уволить его из НФОР, либо немного поступиться короной и проявить нехарактерную для себя гибкость (ибо доморощенный поп-арт, облаченный в одежку "классического искусства", хоть даже и вознесенный в высоты необходимости поклонения себе, плохо сочетается с талантливостью, энергией, нетривиальной глубиной мысли и способностью действительно что-то сказать).

Другая недавняя статья из "НГ" - "Австрийский квартет на волхонке" - посвящена открытию "Декабрьских вечеров Святослава Рихтера". Эта статья написана Евгенией Кривицкой, которая на самом деле является музыковедом и преподавателем Московской консерватории. Приятно, что Е.Д.Кривицкая взялась за "чисто журналистское" перо в "НГ". Конечно, пока что все-таки в ее репортажах имеется некая стилистическая старомодность, ассоциирующаяся, скажем, с рецензиями М. Друскина в 30-х годах прошлого века на советские оперы (сказывается академическая школа). Но это не так важно - естественно, очень хорошо, что столь квалифицированный в музыкологических вопросах человек стал писать для популярной газеты.
Алексей Зубов
[932] Восстановление оригинальной версии музыки к фильму 'Александр Невский'
07.12.2004
[Рисунок: Прокофьев, Эйзенштейн, Тиссе (dw-wold.de)] Под руководством немецкого дирижера Франка Штробеля в Москве российскими и немецкими музыкантами была исполнена оригинальная версия знаменитой музыки Сергея Прокофьева к фильму Сергея Эйзенштейна "Александр Невский".

Читать всю большую статью на сайте русской службы "Немецкой волны"
Алексей Зубов
[931] Российский сайт о вагнеровских певцах и дирижерах
06.12.2004
Я совершенно неожиданно набрел на heldentenor.narod.ru - сайт о вагнеровских певцах и дирижерах. Сайт оформлен скромно, но со вкусом, как говорится. Никаких лишних разглагольствований, но разделы, посвященные-выдающимся вагнеровским певцам и дирижерам. Каждый раздел, посвященный тому или иному исполнителю, состоит из фотографии и списка музыкальных файлов (mp3). Всего исполнителей представлено весьма немало, и среди записей, выставленных на сайте, есть весьма редкие.
Алексей Зубов



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.news.classic
Отписаться

В избранное