Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #48 | Тираж 437 экз.


НОВОСТИ с 12.07.2004 по 18.07.04 (6)

"Слух, - замечает специалист по дзэнскому искусству Авакава Ясуити, - признается в дзэн законным средством, благодаря которому может произойти просветление". Сатори [может наступить] в результате неконвенциального, абсолютно пустого в информативном отношении, внезнакового звука.
Е. С. Штейнер
"Иккю Содзюн" (1987)
СОДЕРЖАНИЕ:
[818] Джон Кейдж и фотоискусство Роберта Мейхона
[817] Европейская премьера 'Реквиема' Питера Скулторпа
[816] Pet Shop Boys озвучат "Броненосец Потемкин"
[815] Конференция о музыке 20-го века в Суссексе
[814] Новости 'mode': музыка Роланда Дахиндена
[813] Взгляд из оркестра: гобоист рассказывает о загадках души своего дирижера
[818] Джон Кейдж и фотоискусство Роберта Мейхона
18.07.2004
[Рисунок: Одна из работ Мейхона из серии 'Yoga and Ancient Trees' (фото: http://www.philosophybox.com)] Влияние Джона Кейджа на современное искусство выходит далеко за пределы музыки, показательным примером чего стало творчество ученика Кейджа, фотографа Роберта Мэйхона, выставка зрелых работ которого проходит в эти дни в нью-йоркской галерее "PhilosophyBox", некоммерческом центре современного искусства. Преемственность по отношению к Кейджу выражается прежде всего в интенсивном использовании случайного, вне-персонального. В этой связи представляется уместным процитировать как самого Мейхона, так и Кейджа, высказывания, выбранные самим фотографом:

Роберт Мейхон: Случайность, как она себя проявляет в фотографии, для меня есть путь к освобождению от привычек, которыми сковано мое восприятие окружения посредством зрения. Мои работы - экспериментальны по своей природе; они открывают мне что-то, чего я не видел до.

Джон Кейдж: Использование случайного Робертом Мейхоном позволило ему дать каждой фотографии возможность фотографировать саму себя.

Что касается непосредственно проходящей выставки (одна из работ, демонстрирующихся там, иллюстрирует эту новость), то она озаглавлена "Yoga and Ancient Trees" и состоит из композиций-коллажей, в которых изображения древнейших деревьев нашей планеты сопоставляются с фотографиями женщины, пребывающей в той или иной асане, а также фрагментами ведических текстов (на Санскрите).
Павел Ступин
[817] Европейская премьера 'Реквиема' Питера Скулторпа
16.07.2004
[Рисунок: Дидьериду (фото: andante.com)] В Англии прошла европейская премьера "Реквиема" широко известного австралийского композитора Питера Скулторпа (Peter Sculthorpe), о чем сообщает в статье "Peter Sculthorpe's Requiem (with Obbligato Didgeridoo) Gets Its European Premiere" издание "Birmingham Post" на страницах andante.com. Как можно догадаться из названия статьи, в этом сочинение, как и во многих других работах Скулторпа центральное место занимает дидьериду, инструмент австралийских аборигенов (см. фотографию слева), партию которого в "Реквиеме" исполнил Вилльям Бартон, молодой, но уже признанный мастер игры на этом инструменте. Австралийский "колорит" "Реквиема" не ограничился просто использованием дидьериду, что неудивительно для Скулторпа, в музыке которого западноевропейская музыкальная традиция, как правило, органично переплетается с национальными корнями композитора. Осенью этого года на радиостанции "BBC Radio 3" планируется передача со сделанной во время этого концерта записью (можно будет прослушать через интернет).
Павел Ступин
[816] Pet Shop Boys озвучат "Броненосец Потемкин"
15.07.2004
[Рисунок: Pet Shop Boys (london.gov.uk)] По сообщению "Немецкой волны",

"Заказ на новое музыкальное сопровождение к фильму Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потемкин" получил британский поп-дуэт Pet Shop Boys. Как сообщил в среду Свен Хельбиг, продюсер Нейла Теннанта и Криса Лоу, запись нового саундтрека состоится 19 июля в Берлине. Готовый проект музыканты представят общественности в сопровождении Дрезденского симфонического оркестра 12 сентября в Лондоне на Трафальгарской площади. Одновременно на гигантском экране будет показан и сам шедевр немого кинематографа о бунте матросов военного корабля "Потемкин", послужившего сигналом к революции 1905 года. Заказ на новую версию озвучивания Pet Shop Boys получили от Института современного искусства в Лондоне. На сегодняшний день существуют только две официальные версии озвучивания фильма Эйзенштейна: их авторами являются немецкий композитор Эдмунд Майзель и Дмитрий Шостакович."

На официальном сайте лондонской мэрии, в анонсе мероприятий на Трафальгарской площади, сказано: "A highlight of this year's programme, this event promises to be an extraordinary and memorable collaboration". Вход свободный.

NEWSru.com в своем анонсе добавляет: "Броненосец Потемкин" - фильм работы легендарного русского режиссера Сергея Эйзенштейна. Наиболее запомнившейся и часто воссоздававшейся сценой из него является фрагмент скольжения детской коляски по Потемкинской лестнице.". Фильм "Броненосец Потемкин" (1925) официально признан "лучшим фильмом всех времен и народов".

Но Pet Shop Boys не слишком оригинальны: ранее, в 2001 году другой фильм Эйзенштейна, "Стачка" (1924), был показан в Петербурге под живое сопровождение популярной отечественной группы TeqillaJazzz.

Ссылки по теме:
- Pet Shop Boys official site
-С. Эйзенштейн и его фильмы в энциклопедии KinoExpert.ru
Алексей Зубов
[815] Конференция о музыке 20-го века в Суссексе
14.07.2004
Открылся информационный сайт и началась подготовка к 4-ой международной конференции о музыке 20-го века, проводящейся раз в два года в Университете графства Суссекс (Великобритания), которая в этот раз состоится в конце августа следующего года. Основные темы конференции: понятие авангарда в академической, кино-, поп- и джазовой музыке; столетие Майкла Типпетта; музыкальная критическая мысль и выработка канонов; распространение новой музыки ("донесение" против "профанации"); география музыки 20-го века; музыка и механизация. Курирует конференцию хорошо известный в интернете Бьорн Хейле, доктор искусствоведения, автор основного неофициального сайта Марисио Кагеля. Что касается сайта конференции, то планируется его регулярно обновлять и не исключено, что со временем там можно будет найти фрагменты соответствующих публикаций.
Павел Ступин
[814] Новости 'mode': музыка Роланда Дахиндена
13.07.2004
[Рисунок: Роланд Дахинден (фото: mode.com)] Новый релиз одного из ключевых американских независимых лейблов, специализирующихся на современной музыке, посвящен творчеству швейцарского тромбониста Роланда Дахиндена (1962 г.р.), больше известного на данный момент как исполнителя новой импровизационной музыки (как джазовой, так и академической: в частности, на том же 'mode' имеется запись, где Роланд Дахинден участвует в составе трио, исполняющего "Tilbury Pieces" и "Snowdrop" Кристиана Вольфа). Как отмечается в аннотации к записи, музыка Дахиндена отражает сильное влияние Фелдмана и Кейджа, испытанное композитором и, кроме того, несет в себе многочисленные экстра-музыкальные элементы как следствие его тесного сотрудничества с целым рядом не-музыкальных художников. На диске представлены два сочинения, оба 1999 г.: "Silberen" для фортепиано и струнного квартета, а также "Lichtweiss" для вибрафона соло. В записи первого из сочинений принял участие "The Arditti Quartet".
Павел Ступин
[813] Взгляд из оркестра: гобоист рассказывает о загадках души своего дирижера
12.07.2004
Мне чрезвычайно приятно опубликовать на сайте oboe.ru статью Евгения Федорова "Сибирский маэстро и загадки его души" (О дирижере Арнольде Каце). Статья помещена в раздел "Аналитика".

Этот рассказ мне представляется очень интересным по двум причинам. Во-первых, это взгляд на дирижера не музыкального критика или музыковеда, а солиста-оркестранта (гобоиста), проработавшего с этим дирижером почти 45 лет. (В 1956 году Е. Федоров пришел работать в только что созданный симфонический оркестр Новосибирской филармонии, который возглавил дирижер А.Кац.) Во-вторых, это очень честный и объективный взгляд: в статье Е.Федорова выражение восхищения профессионализмом дирижера переплетается с жесткой и бескомпромиссной критикой.

...По прочтении статьи Евгения Евгеньевича, у меня сложился довольно малопривлекательный образ А.Каца - даже несмотря на его "абсолютную преданность своей профессии" и авторитет среди новосибирских музыкантов. Материть юного оркестранта - это, мягко скажем, низко и недостойно дирижера (я уж не говорю о том, что это вообще-то наказуемое деяние. Странно, что, кажется, до сих пор - там, где сохранились кацеподобные советские реликты - музыканты не подают судебные иски о защите чести и достоинства.) Конечно, совсем другое дело, если Кац и в обиходе обычно "разговаривает матом" - например, с мэром Новосибирска, ректором консерватории, любящими его секретарями-машинистками или с кем он там еще "блестяще решает организационные вопросы". Но я в этом не уверен. Пестрая хореография размахивания дирижерской палочкой перед носом музыканта, исполняющего оркестровое соло, может быть принята за чистую монету ну разве только самым наивным, "начинающим" слушателем симфонической музыки. У остальных слушателей она может вызвать только отвращение. И... в общем, я не верю, что Кац - действительно глубокий интерпретатор. Артистичный, "харизматический" дирижер, блестящий организатор, любимец публики и секретарей-машинисток - да, в это я могу легко поверить, но "истинной" глубины при таких чертах характера просто не может быть. Знаю, некоторые из читателей со мной не согласятся :). Впрочем, читайте и судите сами.

После текста статьи вы найдете краткую биографию ее автора. Е.Е.Федоров, кстати, помимо статей и книг, посвященных музыке и музыкальной педагогике, написал сборник стихотворений-хокку. Вот адрес сайта Евгения Федорова: fedorov.nweb.ru.

Все же напоследок... Около месяца назад в Москве вместе с российским камерным оркестром "Pratum Integrum" выступал выдающийся английский клавесинист и дирижер Тревор Пиннок (см. нашу новость 783). Так вот... Я, конечно, не имею ввиду очевидную мысль "Кто такой Пиннок и кто такой А.Кац", я скажу о другом. На аплодисменты Пиннок сначала поднимал всех концертмейстеров групп, а потом уже сам вставал из клавесина на поклон. В конце программы он таким же способом поднял весь оркестр, и пожал руку каждому оркестранту (ну хорошо, это было преимущество камерного оркестра). Все это совершенно не выглядело неестественным "рисованием наизнанку". На репетициях он просил высказывать музыкантов их собственные предложения и пожелания с тем, чтобы "мы все вместе пришли к приемлемому решению". Перед концертом он напутствовал оркестр примерно так: "мы хорошо потрудились, мы вместе [!] совершили интересное музыкальное путешествие. Конечно, на концерте у нас [!] наверняка не всё получится так, как хотелось бы - даже некоторые из тех мест, над которми мы [!] особенно тщательно работали. Но это не должно нас [!] расстраивать, потому что мы [!] должны стараться делать наше общее дело как можно лучше, и думать только об этом". И это все при том, что "Pratum Integrum" совсем не из разряда лучших европейских оркестров уровня Пиннока, а пока что все-таки еще очень молодой коллектив, делающий лишь первые шаги в оркестровой исторически информированной исполнительской практике. (Надеюсь, если дело и дальше так пойдет, через пару-тройку лет "Pratum Integrum" станет весьма и весьма достойным коллективом.) Мораль вот в чем: для Пиннока - в отличие от Каца, насколько я понимаю - нет никакой ни внутренней, ни внешней (как показал тот концерт) необходимости рисоваться и демонстрировать свое величие публике (или себе самому). Он слишком глубок и солиден для того, чтобы опускаться до подобных вещей.
Алексей Зубов



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное