Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #47 | Тираж 439 экз.


НОВОСТИ с 05.07.2004 по 11.07.04 (9)

Моцарт
Он предстал перед нами
Сжимая в руке
Телефонную книжку похожую
На последний закатный луч.

Ёко Нагаи
Танка
СОДЕРЖАНИЕ:
[812] 'Икутагава моногатари': современная музыка, Но и сёдо
[811] Слушаем музыку древнегреческих композиторов
[810] О том, как не надо писать о современной музыке
[807] Интервью Александра Рудина
[806] 'Sea and Its Shore' Д. Вулрича и 'Bass Clarinet and Percussion' М. Фелдмана
[805] 'Organ2/ASLSP' Кейджа: до конца осталось 636 лет
[804] Новые рецензии на "La Folio": Холлигер и Лахенман
[803] news.oboe.ru на gif.ru/art/
[802] Премьера первой оперы Брайана Фернейхоу 'Shadowtime'
[812] 'Икутагава моногатари': современная музыка, Но и сёдо
11.07.2004
[Рисунок: На репетиции 'Ikutagawa Monogatari', за фп. - Итиянаги Тоси (фото: http://www.japantimes.co.jp)] В конце прошлой недели мы писали о публикации в "The Daily Yomiuri", где сообщалось о постановке новой оперы японского композитора Хосокавы Тосио, которая по сути вводит средневековый театр Но в контекст современного музыкального авангарда. Сегодня в "The Japan Times" появилась развернутая статья о тематически близком "Хандзё" Хосокавы событии: к празднованию 50-летия концертного зала префектуры Канагава приурочено создание и исполнение произведения искусства, в котором переплетаются театр Но, современная академическая музыка и искусство каллиграфии (сёдо). Сочинение получило название "Икутагава моногатари" ("Сказание реки Икута(-гавы)). Текст, положенный в его основу, является переработкой современным поэтом Оока Макото классической пьесы театра Но, написанной еще в 14 веке Канъями по мотивам эпизода одного из произведений еще 10 века. Сюжет (как источника, так и адаптации) очень подробно описан в статье и в рамках этой новости на нем останавливаться не будем (хочется лишь отметить, что современная версия менее брутальна, чем средневековая). Что касается музыки к этой драме, то она написана крупным японским композитором Итиянаги Тоси, который достаточно хорошо известен и на Западе: музыкальное образование он получил в США ("Julliard School of Music"), там же тесно общался, сотрудничал и неформально учился у Джона Кейджа, идеями которого он затем обогатил современную музыку своей страны после возвращения в Японию; был участником экспериментальной арт-группы "Fluxus"; многие сочинения Итиянаги издаются немецким "Schott". Музыка к "Икутагава моногатари", как отмечается в статье, нетрадиционна в том смысле, что инструментальный состав представлен фортепиано и перкуссией. Итиянаги сам исполнит партию фортепиано, которая частично фиксированна, частично импровизационна, а также включает в себя манипуляции с подготовкой инструмента и нестандартным звукоизвлечением, которое Итиянаги, видимо, впитал с тех лет, когда работал с Кейджем. Кроме уже означенных фортепиано и перкуссии, музыка содержит и буддийское пение исполняющей роль мальчика певицы Сакурай Макико. В ее партию также входит импровизация на рютеки, старинной бамбуковой флейте. Как отмечает композитор, рютеки служит для адаптации звучания фортепиано к канонам театра Но, далекого от западноевропейской музыкальной традиции. Также в статье описывается первая репетиция: минимум слов - максимум понимания: в духе дзэн, от сердца к сердцу. Во время концертного исполнения ко всему уже описанному добавятся две работы мастера каллиграфии Иноуэ Юити (иероглифы "ай" - любовь, и "тору" - птица (центральные символы сюжета драмы), с начертанием которых можно ознакомиться по указанным ссылкам: однако хочу заметить, что просто правильное написание, представленное там, никакого отношения к искусству каллиграфии не имеет вовсе).

Читать всю статью в "The Japan Times": Kawabata Tai: 'IKUTAGAWA MONOGATARI': Classic love-tragedy finds new blood'.
Павел Ступин
[811] Слушаем музыку древнегреческих композиторов
10.07.2004
[Рисунок: Древнегреческий музыкальный папирус http://classics.uc.edu/music] На фотографии слева - древнегреческий папирус с фрагментами двух песен (естественно, древнегреческих). Этому папирусу - вместе с еще одним, сохранившим фрагменты инструментальной мелодии - посвящена страница американского ученого У.Джонсона, который в 2000 г. опубликовал расшифровку записанной в них музыки:

Ancient Greek Music on Papyrus: Two New Fragments

"Му не знаем, как в точности звучали мелодии Сапфо или хоры Софокла, но все же часто выражаемое сожаление по поводу "полной утери" древнегреческой музыки явно преувеличено.

На самом деле нам известно весьма многое: мы вполне можем судить о музыкальных ритмах, поскольку они отражаются в античной поэтической ритмике. Мы отлично осведомлены о музыкальной системе (т.е. об устройстве звукорядов), поскольку сохранилось огромное количество работ древнегреческих теоретиков музыки на эту тему. Не так уж мало мы знаем и о музыкальных инструментах...

Но самое интересное - мы кое-что знаем и о мелодиях, потому что до нашего времени дошло более 30 мелодий и сборников мелодий..."
(Извините за "перевод" - тут у меня получился не очень хороший пересказ первых абзацев сайта - А.З.)

На сайте можно послушать, что именно записано в этих папирусах (конечно, 100%-реставрация звучания невозможна, но в целом представление о нем вполне можно составить). Для прослушивания нужен Quick Time, который не очень жалуют некоторые пользователи Windows (инструкции по его загрузке есть на сайте). Особенно интересно то, что можно слушать "строчку за строчкой" - выбирая мышкой то или иное место на фотографии папируса. Песни из первого папируса исполняет профессор Christopher Brunelle.

Песни, наверное, звучат для нас довольно необычно, что неудивительно, поскольку древнегреческие воззрения на принципы музыки сильно отличались от наших "современных", происходящих из позднейшей европейской традиции. Например, греки выделяли звукоряды энгармонического, хроматического и диатонического рода (последний примерно соответствует нашей "современной" диатонике), причем хроматический и диатонический роды еще подразделялись на разновидности, которые назывались "хрои" (от chroa - оттенок, окраска). Эти роды вместе с "хроями" определялись своим интервальным составом, причем в ходу были и совсем маленькие интервалы. Например, четыре подряд идущие ступени звукоряда в энгармоническом роде в "современной нотации" могут выглядеть так: до, до-"полдиеза", до-диез, фа. И подобное "микрохроматическое" интонирование было нормой.

Многие древнегреческие писатели и ученые считали диатонику (в ее самой "твердой" окраске) суровой и мужественной, хроматику - приспособленной к выражению разнообразных сильных чувств от нежности до безудержного веселья "пьяной пестрораздетой толпы", а энгармонику - самой утонченной и изысканной. Платон хроматику и энгармонику считал неприемлемыми, например, для воинов (по его мнению, им допустимо петь и слушать только диатонику).

Инструментальный фрагмент из второго папируса исполняется на современном гобое, поскольку, предположительно, эта музыка предназначалась для авлоса - древнегреческого "предка" гобоя. Папирус не сохранился целиком, поэтому в мелодии получились "дыры" (соответсвующие зияниям пустот в папирусе), из-за чего при игре по этим "нотам" получилось нечто, что сделало бы честь современным композиторам-минималистам :). При этом никакой хроматики и тем более энгармоники - мелодия написана в "чистом" диатоническом роде.

Дополнительные ссылки (англ.):

- An Ancient Greek Hymn to the Muse . Гимн Музе композитора Месомеда. Синтезированное воспроизведение, которое можно послушать - наверное, не слишком адекватно, поскольку сделано в "современном электронном" строе.

- Hidraulos. О древнегреческом "водяном" оргАне, прапрадедушке всех органов.
Алексей Зубов
[810] О том, как не надо писать о современной музыке
10.07.2004
[Рисунок: H. Birtwistle: Theseus Game / Earth Dances (20/21 Series, DG)] Как не надо писать о современной музыке: cdguide.nm.ru представляет набор лишенных смысла штампов о записях серии 20/21, выходящей на "Deutsche Grammophon".

Показательный пример (о диске с музыкой Гласса, Рорема и Бернстайна):

Программа скрипичной музыки американских композиторов. Соблюдая политкорректность, не будем оценивать качество предлагаемой музыки. Диск интересен прежде всего как очередной проект замечательного музыканта - нашего бывшего соотечественника, а ныне гражданина независимой Латвии - Гидона Кремера.

А как насчет того, чтобы, к примеру, элементарно хоть немного подумать: о том, почему "замечательный музыкант - наш бывший соотечественник" Гидон Кремер так "опустился" до исполнения, скажем, очевидно "бездарного" концерта Гласса? Комментарии к остальным дискам - еще смешнее.

Из новостей 20/21: в июне вышел диск с оркестровой музыкой Харрисона Бёртуисла ("Theseus Game" и "Earth Dances").
Павел Ступин
[807] Интервью Александра Рудина
09.07.2004
"За прошедший год виолончелист и дирижер Александр Рудин в пятый раз провел фестиваль "Посвящение", сыграл около десятка программ, приуроченных к юбилею камерного оркестра Musica Viva, выступил на фестивале "Московская осень" и даже продирижировал коллективом, приехавшим из Тайваня. Кроме того, Рудин стал одним из лауреатов Государственной премии РФ. Об этом и о многом другом с Александром Рудиным беседовал Илья Овчинников"

Читать всю беседу в "Газете": Александр Рудин "Денег никогда не бывает достаточно"

В качестве бонуса - вот такая смешная ссылка про то, как Баскова морят голодом в Испании.
Алексей Зубов
[806] 'Sea and Its Shore' Д. Вулрича и 'Bass Clarinet and Percussion' М. Фелдмана
08.07.2004
[Рисунок: Кадр из 'Infinity' (автор: Luiz Henrique Yudo)] В Лондоне состоялся своеобразный мультимедийный концерт, приуроченный к первому исполнению нового песенного цикла британского композитора Джона Вулрича, который получил название "Sea and Its Shores". С музыкой самого Вулрича я пока не знаком, однако в репортаже об этом концерте также говорится, что его сочинение предварило исполнение пьесы "А, Джо?" Сэмюэла Беккета, а затем, что очень символично: "Bass Clarinet and Percussion" Мортона Фелдмана. Если в этой статье (I. Hewett, "Lapping waves of intensity", The Telegraph) одно из классических сочинений Фелдмана было воспринято адекватно, то в репортаже о все том же концерте, который был опубликован на страницах "Financial Times" (там тоже есть колонка об искусстве), автор высказал откровенно смешное соображение о том, что, дескать, прозвучал старомодный и морально устаревший опус Фелдмана, написанный в манере, которая некогда, в далекие 80-ые, пользовалась изрядной популярностью у многих композиторов, то есть была самой что ни на есть "трендовой" ;). Что касается упомянутой мультимедийности концерта, то помимо привлечения в него театра Беккета, это выразилось и в фоне к музыке Фелдмана, роль которого исполняла видео-демонстрация фоторабот Дэвида Батчелора "Found Monochromes of London": фотографии периодически вспыхивали за спинами музыкантов на протяжении всех 20 минут, которые длилась музыка Фелдмана. Вообще, идея фоторяда под музыку "Bass Clarinet and Percussion", как выяснилось, не нова. Так, в частности, в разделе главного неофициального сайта Фелдмана, посвященном произведениям искусства, связанным с музыкой или просто самим Фелдманом, есть композиция под названием "Infinity", которая представляет собой 150 сменяющихся фотографий, ряд, по идее, создающий резонанс с музыкой Фелдмана: в центре каждой фотографии присутствует определенный объект, который постоянно трансформируется в другой (соответственно с другим фоном), но на том же месте (при переходе к следующей фотографии). Одна из фотографий этого ряда иллюстрирует данную новость. У все того же автора (Luiz Henrique Yudo) по указанной ссылке можно обнаружить аналогичное по замыслу сочинение ("Лабиринты") на основе другого сочинения Фелдмана: "Principal Sound" для органа.
Павел Ступин
[805] 'Organ2/ASLSP' Кейджа: до конца осталось 636 лет
07.07.2004
[Рисунок: Джон Кейдж (фото: www.swmusic.org)] В Германии продолжается исполнение сочинения Джона Кейджа "Organ2/ASLSP" ("Орган в квадрате / Настолько медленно, насколько это возможно"), в котором по воле организаторов исполнения эта инструкция Кейджа касательно темпа интерпретирована как необходимость продолжать игру 639 лет (в более привычном исполнение это сочинение длится около 20 минут). За первые почти четыре года ("концерт" начался 5 сентября 2001 года, в день, когда Кейджу исполнилось бы 89 лет) сыграно пять нот. Текст сочинения начинается с паузы: поэтому первые полтора года звучала чистая композиторская тишина; первые ноты прозвучали в феврале прошлого года. Такая необычная трактовка произведения Кейджа порождала и продолжает порождать дискуссии о том, насколько такое "буквоедство" ("as slow as possible") оправданно, насколько естественно это вписывается в контекст творчества Кейджа вообще. Здесь можно сказать следующее: хотя такое исполнение фактически превращает это сочинение в нечто Кейджем, скорее всего, не подразумевавшееся (для понимания этого несоответствия достаточно ознакомиться со всеми инструкциями к исполнению пьесы, а они включают в себя очень многое: это возможность исполнения на фортепиано, 8-частная структура сочинения и, что самое главное, "напутствие" Кейджа о том, что звучание музыки должно соответствовать ее графическому представлению; последнее, хоть и является формально весьма абстрактным требованием, но представляется, что 639 лет, да даже и какой-то более человеческий срок (скажем, 2-3 года), разрушительны для заложенной в сочинение структуры - противоестественны ей) и в этом смысле становится самостоятельным произведением искусства, оно тем не менее на сутевом уровне Кейджу все-таки предельно близко: чего хотя бы стоят эти первые полтора года тишины, то есть "пространства", в котором музыкой оборачивается априори не-музыкальное. Последнее, кстати, весьма показательно как своеобразный ответ несуразной и поверхностной критике Кейджа, аргументы которой не могут проникнуть дальше банального стереотипа об эпатаже в суть: а суть проста - это внимание к природе звука, и фактически все сочинения Кейджа - тому яркое свидетельство, что в наиболее компактной форме нашло себя в до сих не понимаемой с позиций такой критики пьесе "4'33".

M. Surman, "Good seats still available for 639-year avant-garde concert" [Спасибо за ссылку Марку Стратфорду (USENET: rec.music.classical.contemporary)].
Павел Ступин
[804] Новые рецензии на "La Folio": Холлигер и Лахенман
06.07.2004
[Рисунок: Гельмут Лахенман (фото: musicweb.uk.net)] Июльское обновление на сайте "La Folio", где публикуются рецензии на записи современной музыки (главным образом, академической, но не только: например, в прошлом месяце среди всего прочего весьма контрастно в списке отрецензированных сочинений выглядят "Die Hamletmaschine" не-академических "Einstuerzende Neubauten" и все то же "Die Hamletmaschine", но уже - Жоржа Апергиса): под заголовком "Two ECM Beauties: Holliger and Lachenmann" опубликован обзор двух сравнительно недавно вышедших на "ECM" записей с музыкой Хайнца Холлигера и Гельмута Лахенмана. Холлигер со своим скрипичным концертом продолжил линию тематического "безумия" своих сочинений: после "Scardanelli-Zyklus" на стихи столь ценимого Мартином Хайдеггером Гёльдерлина он обратился к не менее причудливому миру Луиса Суттера (Louis Soutter), музыканта и художника, который закончил свои дни в сумасшедшем доме, но, разумеется, известен не только этим. Что касается Хельмута Лахенмана, то его творчество представлено самым амбициозным и самым впечатляющим (по-мнению обозревателя) на сегодняшний день его сочинением: оперой на основе (весьма условно) сказки Ганса Христиана Андерсена "Девочка со спичками".
Павел Ступин
[803] news.oboe.ru на gif.ru/art/
05.07.2004
Наша лента новостей стала участником интернет-бюллетеня "Новости арт-сайтов", где мы периодически (1-3 раза в месяц) будем представлять темы-заголовки наиболее интересных новостей нашей ленты. Немного о проекте gif.ru/art/ (, а также на случай, если среди наших читателей есть авторы арт-сайтов); цитата из обращения к потенциальным партнерам:

Дорогие друзья! GIF.RU начинает новый проект - ежедневный интернет-бюллетень "Новости арт-сайтов". Задача проекта - реклама культурных сайтов Рунета. По аналогии с Ежеправдой и Guelman.ru в "Новостях арт-сайтов" будут появлятся свежие анонсы последних обновлений лучших сайтов, связанных с искусством. Газета находится по адресу gif.ru/art/ Мы приглашаем Вас стать участником проекта. Мы надеемся что участие в новом новостном арт-портале поможет расширить Вашу аудиторию и сделает Ваш проект еще более популярным среди посетителей культурного Рунета. Чтобы получить пароли доступа к Интернет газете сообщите о вашем согласии координатору проекта gallery@guelman.ru
Павел Ступин
[802] Премьера первой оперы Брайана Фернейхоу 'Shadowtime'
05.07.2004
[Рисунок: Сцена из оперы Б. Фернейхоу 'Shadowtime' (фото: andante.com)] Музыка британского композитора Брайана Фернейхоу традиционно изобиловала экстра-музыкальными элементами, что в конце концов вылилось в его первое сценическое сочинение, оперу "Shadowtime", премьера которой состоялась в конце мая в Мюнхене. В недавно появившихся в англоязычной прессе отзывах (см. ссылки ниже), сочинение Фернейхоу описывается как семь четко обособленных (музыкально и драматически) сцен, продолжающихся более двух часов, на протяжении которых раскрывается с разных сторон жизнь и философия немецкого мыслителя Вальтера Беньямина (1892-1940), включая интерпретацию его работы "Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости" в третьей сцене. В целом, опера Фернейхоу представляет собой сложный и насыщенный музыкально-драматический гибрид, изложенный в форме нелинейного повествования. В ближайшие полтора года планируется поставить "Shadowtime" еще трижды.

Читать всю статью: K. Potter, "Shadowtime, Brian Ferneyhough's First Opera, Debuts in Munich" в "Independent" или на andante.com (с фотоиллюстрациями, одна из которых украшает эту новость).
Павел Ступин



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное