Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #46 | Тираж 441 экз.


НОВОСТИ с 28.06.2004 по 04.07.04 (8)

Сочинение музыки не представляет для меня особого интереса. Моя музыка - это кровь, это слезы, насилие, ненависть, смерть и любовь. Как все это звучит? Мрачно, болезненно, оперно, драматично, жестко, шизофренично, тошнотворно, надломленно, тоскливо, гермафродитно и кошмарно реалистично. Я хочу создать что-то вроде мелодраматического документального психо-театра. После завершения почти каждого из моих сочинений я думаю: "Это было - последнее". Но до тех пор, пока канат, по которому я иду, крепко натянут, я не соскользну с него вниз, и все остальные сочинения, в любом случае, просто ждут того, чтобы я их написал.
Гельмут Оринг
СОДЕРЖАНИЕ:
[801] Ссылка: реквиемы 822 композиторов
[800] andante.com: Хосокова, Куртаг, Тавенер и Адамс
[799] Сайт о кларнете
[798] Все секвенции Берио
[797] Большой театр гастролирует в "Ковент Гарден" после долгого перерыва
[796] Новый сайт о творчестве Кейджа: http://www.sterneck.net/john-cage/
[795] Законы Зипфа в применении к музыке
[794] Ссылка: 'Mauricio Kagel Research Project'
[801] Ссылка: реквиемы 822 композиторов
04.07.2004
[Рисунок: Гельмут Оринг, один из 822 композиторов, обратившихся к вечной теме 'Реквиема' (http://members.chello.nl)] В поисках информации о "Реквиеме" (1998) Гельмута Оринга обнаружил сайт "Requiem Survey: Alphabetical survey of 822 Requiem composers", который содержит разной степени детализации информацию обо всех известных автору сайта реквиемах. Реквием здесь трактуется очень широко и под его определение попадают фрагменты, отдельные номера (например, "Лакримоза" Дмитрия Янова-Яновского), неоконченные сочинения и др.; единственное, что остается за бортом: инструментальные реквиемы вроде "Реквиема" Ганса-Вернера Генце. Кстати, как иллюстрация этой очень широкой трактовки: пресловутый "Реквием" Оринга, который традиционным не назовешь вовсе.
Павел Ступин
[800] andante.com: Хосокова, Куртаг, Тавенер и Адамс
03.07.2004
[Рисунок: Элемент графического сопровождения к опере 'Хандзё' Хосокавы Тосио (andante.com)] На andante.com периодически (2-3 раза в месяц) выходит почтовая рассылка, содержащая, в частности, информацию о новых публикациях об академической музыке в прессе. В самом последнем их таких выпусков анонсируется большое количество интересных материалов, поэтому кратко укажу на них:

  • На французском музыкальном фестивале "Aix-en-Provence", который состоится в этом месяце, Хосокава Тосио, один из наиболее значительных современных композиторов Японии, представит свою вторую оперу "Хандзё". Опера поставлена на основе одноименной пьесы в стиле театра Но классика японской литературы Мисимы Юкио (1925-1970). В статье, публикуемой на andante.com (а по сути: в японском издании "Daily Yomiuri"), кратко пересказывается либретто (кстати, опера исполняется на английском, а не на японском языке, что сам Хосокава мотивировал слишком большим объемом оригинального текста Мисимы), идея постановки, музыкальный замысел, а также биографическая информация о композиторе. Читать всю статью: M. Sasaki, "Making Noh Into Modern Opera: Composer Toshio Hosokawa's Hanjo to Premiere at Aix-en-Provence Festival".

  • Несколько курьезов, которыми оказался столь богат процесс подготовки к другому музыкальному фестивалю - "Edinburgh Festival", описываются в статье "Edinburgh Festival Goes Through Three Different Sopranos for Piece by Gyorgy Kurtag" (автор: T. Cornwell). Первый случай относится к, как оказалось, нереально сложному сочинению для сопрано и фортепиано Дъёрдя Куртага ("The Sayings of Peter Bornemisza"): организаторам только с третьего раза удалось найти певицу, которая бы смогла справиться с исполнением. А второй: с "The Mouth, The Feet, The Sound" итальянского композитора Сальваторе Шаррино (приношу извинения, если сильно исказил правильное написание фамилии этого очень известного композитора, на англ. это выглядит так: Salvatore Sciarrino, однако с русским вариантом пока не приходилось встречаться). Сочинение задумано для весьма специфического состава - около 150 саксофонов, но пока удалось найти только 135, а первые репетиции уже, между прочим, начались. Исполнение под угрозой срыва.

  • В статье "Unorthodox as a Composer, a Character -- and Perhaps as a Believer: John Tavener" (автор: J. Gilbert), как можно догадаться, речь идет о британском композиторе Джоне Тавенера: а именно о Тавенере-человеке с его бытом, жизненным укладом и пр.

  • Наконец, "Reviving 'the First CNN Opera' -- Nixon in China at Opera Theatre of St. Louis" (автор: P. Horsely) скептически повествует о недавней постановке одного из ключевых сочинений всего американского оперного репертуара прошлого века: это "Никсон в Китае" Джона Адамса.
Павел Ступин
[799] Сайт о кларнете
02.07.2004
Вот clarinetist.spb.ru - большой сайт о кларнете. Как следует из объяснений на первой странице, этот сайт является "усовершенствованным продолжением проекта петербургского кларнетиста Александра Майстренко maistre1.narod.ru, решившего наладить общение между кларнетистами С-Петербурга и других городов России средствами Интернета". Эти два ресурса содержат много разной кларнетовой информации. Неожиданным оказался раздел "Кларнетовых историй", в котором, среди прочего, оказалось эротическое стихотворение (романс) Михаила Кузмина "Кларнетист" (1920):
Я возьму тетрадный лист,
Напишу письмо с ответом:
"Кларнетист мой, кларнетист,
Приходи ко мне с кларнетом!"
Чернобров ты и румян,
С поволокой томной око...

и т.д.

В рунете также можно найти проект klarnetism.narod.ru ("Все о кларнете") другого петербургского кларнетиста, но этот сайт уже давно-давно не обновлялся.
Алексей Зубов
[798] Все секвенции Берио
01.07.2004
[Рисунок: Лучано Берио (http://www.nmz.de)] В выпуске арт-журнала "Eclectica" за июль-август, который появился буквально несколько дней назад, в музыкальной рубрике "Making Time" фигурирует рассказ о секвенциях Лучано Берио: форме, к которой композитор обращался на протяжении 40 лет своего творчества: от первой секвенции для флейты, написанной в 1958 году, - до сочиненной в 1995 году секвенции для аккордеона. Как известно, около пяти лет назад на "Deutsche Grammophon" вышел тройной диск, куда вошли все 14 секвенций - и именно на основе этой записи и строится обзор этого пласта творчества Берио в данной статье. Основной вывод автора заключается в том, что прослушанные на одном дыхании, в контексте друг друга, эти сочинения, которые традиционно считаются виртуозными и сверхсложными для исполнителей (и они действительно таковыми воспринимаются при отдельном прослушивании), "найдя" друг друга во времени, переводят внимание слушателя с их внешнего ослепительного блеска и технического новаторства на свою интроспективность и утонченность, обретая вместо абстрактности глубоко личный характер.

Читать всю статью: Don Mager, "Vehement Virtuosity or Solitary Introspection".
Павел Ступин
[797] Большой театр гастролирует в "Ковент Гарден" после долгого перерыва
30.06.2004
Впервые после 1986 года гастроли Государственного академического Большого театра России пройдут в Королевском оперном театре «Ковент Гарден» (Лондон) с 19 июля по 7 августа 2004 года.

Большой театр представляет английским зрителям балетные спектакли: классическую часть составляют «Дон Кихот» Л.Минкуса, «Лебединое озеро» П.Чайковского, «Спартак» А.Хачатуряна, и «Дочь фараона» Ц.Пуни, спектакль, восстановленный в 226 сезоне выдающимся французским балетмейстером Пьером Лакоттом по мотивам одноименного балета Мариуса Петипа (1862). «Новый Большой» будет представлен постановкой знаменитого английского театрального режиссера Деклана Донеллана и хореографа Раду Поклитару «Ромео и Джульетта», ставшей самой громкой балетной постановкой сезона 2003 - 2004.

Интерес к гастролям Большого в Лондоне столь велик, что каждый из спектаклей будет показан как на вечернем, так и на утреннем представлении.

В летних гастролях Большого театра примут участие звезды Большого театра Светлана Захарова, Надежда Грачева, Галина Степаненко, Анна Антоничева, Мария Александрова, Андрей Уваров, Сергей Филин, Юрий Клевцов, Дмитрий Белоголовцев, Дмитрий Гуданов.

Для многих молодых участников творческого коллектива Большого театра это первые столь представительные гастроли. Денис Савин, Ромео Большого театра, станет дебютантом гастролей. Для Марии Александровой, блиставшей в этом сезоне в постановках «Ромео и Джульетта» и «Светлый ручей» это первые выступления за рубежом в качестве ведущей солистки (она исполнит партии Китри, Джульетты и Аспиччии в «Дочери фараона», именно она открывает гастроли спектаклем «Дон Кихот»).

На гастроли в Лондон выезжает представительная делегация, состоящая из 137 артистов балета, 72 оркестрантов и 2 дирижеров.

Декорации к постановкам и музыкальные инструменты уже готовы к отправке – это двенадцать 40-футовых контейнеров.

Ковент Гарден, который лишь на 44 года старше Большого театра (основан в 1732 году), гастролировал в Москве в июне 2003 г. Королевский балет приезжал в полном составе (85 человек) со своими двумя дирижерами. Сопровождал выступления оркестр Большого театра.

Театр привозил спектакли, которые были призваны ознакомить москвичей со всеми стилями и периодами английского балета: одноактный "геометрический" спектакль "Балетные сцены" родоначальника английской классики сэра Фредерика Аштона, балет "Tryst" главной опоры репертуара будущего Кристофера Уилдона, многоактная мелодрама "Майерлинг", одноактные "Глория", "Песнь о земле" и "Дерево Иуды" английского классика сэра Кеннета Макмиллана и "Лебединое озеро" в постановке сэра Энтони Доуэлла.

[Covent Garden; полное название "Королевский оперный театр К.Г." (с 1890-х гг.)], оперный театр в Лондоне. Создан в 1732; название получил от наименования района, в котором расположен. Первоначально в составе "К.Г."было несколько самостоятельных трупп; наряду с драматическими, музыкальными и балетными спектаклями устраивались цирковые представления. К середине 18 в. основное место на сцене театра занимают музыкальные спектакли, а с 1847 ставятся исключительно оперы и балеты. Начиная с 1858 труппа театра играет в ныне существующем здании (много раз реконструировано; вместимость зала 2200 мест). С конца 18 в. "К.Г." завоевал репутацию одного из лучших театров Европы. В конце 19 и начале 20 вв. заметное место в репертуаре занимают оперы и балеты английских авторов; ставятся произведения русских композиторов (П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина и др.). С конца 19 в. устанавливается традиция исполнения опер на языке оригинала, сохранившаяся до наших дней. В "К.Г." выступают крупнейшие дирижёры и вокалисты мира. В 30-е гг. 20 в. "К.Г." становится государственным театром. (В годы 2-й мировой войны 1939-45 был закрыт, возобновил деятельность в 1946.) Обширный репертуар театра включает произведения различных национальных школ - от классической эпохи до современности (в т. ч. произведения советских композиторов - С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича).

Дополнительная информация:
Анна Соколова
(095) 291-24-45


Спасибо А.Соколовой за этот пресс-релиз, специально присланный и нашей ленте новостей.
Алексей Зубов
[796] Новый сайт о творчестве Кейджа: http://www.sterneck.net/john-cage/
29.06.2004
[Рисунок: Кейдж изучает музыкальные возможности грибов (http://www.sterneck.net/john-cage/)] В конференции "Silence" было проанонсировано появление нового сайта о Джоне Кейдже: двуязычный (англ. / нем.), элегантно оформленный и содержательно наполненный, он содержит множество интереснейших материалов, в числе которых статья "The Anarchist Art of John Cage" (автор: Ричард Костеланец), также ряд других публикаций (включая написанные самим Кейджем и посвященные природе его искусства) и, кроме того, галереи фотографий, одна из которых, где Кейдж изучает музыкальные возможности грибов, иллюстрирует эту новость.

Посетить сайт.
Павел Ступин
[795] Законы Зипфа в применении к музыке
28.06.2004
"Известия науки" публикуют статью под названием "Аргентинский физик нашел общую закономерность в строении музыки и текста":

"...Как в письменных текстах, так и в речи частота употребления определенных слов подчиняется удивительной закономерности...

Физик Дамиан Занетте ... воспользовался этой идеей, чтобы проверить, создают ли семантический контекст разные типы музыки...

Занетте, чтобы измерить эти факторы, проанализировал четыре произведения И.С. Баха, А. Моцарта, К.Дебюсси и Шонберга. Каждое из них является сольной фортепианной партией, но они отличаются по стилю и времени написания. Занетте рассчитал частоту появления разных нот в каждом отрывке (принимая во внимание как высоту звука, так и его длительность) и сопоставил эти данные с рангом, рассчитанным для каждого звука, точно также, как делал это Зипф с текстами..."


Спасибо за ссылку нашему читателю Вадиму Зеленкову, автору сайта libelli.narod.ru (на его сайте я регулярно читаю огромную подборку переводов 66-го Сонета Шекспира и комментариев к нему). К сожалению, эту новость (ссылку на статью "Известий") я помещаю с опозданием, но не слишком большим.

Вадим справедливо замечает: "Почему "Шонберг" и почему Моцарт стал "А.", а не "В.А." - вопросы переводчику...". Ну и у Баха нет "сольных фортепианных партий". Что еще сказать... Вообще, лично у меня эта вся статистика, примененная к музыке (подобных исследований не перечесть), всегда вызывает подозрение. Не совсем ясно, насколько правомерно считать лексической единицей (необходимой для подсчета статистики Зипфа) в музыкальном построении именно высоту отдельной ноты (пусть даже с учетом длительности), и, собственно, что тогда вообще дает эта статистика. Вопросам синтаксиса музыкального построения посвящено огромное количество исследований: конечно, определенные параллели с вербальными текстами есть, но отнюдь не очевидно, ipso facto, что "музыкальный текст" должен подчиняться тем же "законам", что и вербальный. В конце-концов, статистика Зипфа имеет дело с лексемами (словами или на самом деле словоформами), но не буквами, а в музыкальном (записанном нотами) тексте единица "высота звука с длительностью", скорее, может быть отнесена к "букве", но никак не к слову. А что считать "словом" в музыке - это очень большой вопрос. А для выявления "разницы между тональными композициями, написанных в определенном ладу, и атональными, в которых лад не соблюдается", кажется, совсем не нужно прибегать к каким то статистикам, которые якобы ее "выявят"... То есть, по мне - выводы, сделанные этим исследованием (точнее выводы, как они описаны в статье) - очень странны в том смысле, что непонятно, зачем понадобилось для этих выводов привлекать статистику. Но, может быть, кому-то все равно интересно :).

Ссылка по теме для любознательных: Эффективная методика поиска информации в сети Интернет (в этой статье, помимо прочего, рассказывается - хотя не совсем точно - о "законах Зипфа").
Алексей Зубов
[794] Ссылка: 'Mauricio Kagel Research Project'
28.06.2004
[Рисунок: Маурисио Кагель (http://www.culturaspettacolovenezia.it)] Как выяснилось (из сообщений в группе новостей rec.music.classical.contemporary), сайтом Бьерна Хейле не ограничивается число действительно интересных интернет-ресурсов о Маурисио Кагеле, и существует "Mauricio Kagel Research Project". Здесь представлена достаточно обстоятельная попытка осмысления его искусства, особенно так называемого "инструментального театра", наиболее последовательным (если это слово применимо к твочреству Кагеля) и влиятельным художником, работающим в этом жанре, он был и является до сих пор (идея инструментального театра в том, что в такого рода музыкальных сочинениях действия исполнителей уравнены в своей значимости с извлекаемыми ими звуками). Автор этого проекта пытается подвести философскую базу, систему, в которую бы бессистемное творчество Кагеля вписалось по сути, и, ссылаясь на Адорно и анти-авторитарные настроения самого Кагеля, приходит к выводу, что таковой вполне может стать диалектика (хотя лично мне так не кажется вовсе), которую Кагель должен был, по идее, впитать за почти полвека проживания на родине Гегеля и Маркса. Помимо положенной в основу диалектики, в работе рассматриваются дадаизм, Кейдж, театр абсурда Беккета и Ионеско, "Желтый звук" Василия Кандинского, театр Брехта и сюрреализм как другие феномены, создающие контекст для понимания творчества Кагеля.
Павел Ступин



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться

В избранное