Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #45 | Тираж 441 экз.


НОВОСТИ с 21.06.2004 по 27.06.04 (9)

Музыка, танец, театр, видео-арт и кино - это формы искусства, существующие во времени. Художники, занимающиеся ими, которые имеют это в виду, кажется, идут гораздо дальше тех, кто озабочен, главным образом, психологизмом и личностным началом искусства.
Стив Райш
"Music and Performance" (1993)
СОДЕРЖАНИЕ:
[793] WPS1 - арт-радио 'Музея современного искусства' (MoMA)
[792] Философия 'нойза' и японская шумовая музыка
[791] Владимир Фельцман об Альфреде Шнитке
[790] О Джоне Тилбёри на muzprosvet.ru
[789] О 'позднем' Бёртуисле
[788] Воссоздание инсталляции Дэвида Тьюдора 'Sea Tails'
[787] О старинных музыкальных инструментах - наша статья
[786] Объявлена программа 'Donaueschinger Musiktage'-2004
[785] Новый форум о музыкальных конкурсах
[793] WPS1 - арт-радио 'Музея современного искусства' (MoMA)
27.06.2004
В рамках своей интернет-деятельности американский "Музей современного искусства" (MoMA) открыл радиостанцию WPS1, где транслируются передачи о современном искусстве, причем не только о музыке, но также и о живописи, литературе и других его формах, а зачастую и в их взаимосвязи. В качестве иллюстрации приведу названия нескольких выпусков программы "Sonorama", курируемой Эллиоттом Шарпом: "African Cores" (о музыке Центральной Африки), "The Music of Earle Brown", "Musica Mathematica" (Ксенакис, Лигети, Шарп), "Korean Cores", "Elliott Sharp Presents: Xenakis" и др. Можно слушать как прямую трансляцию, так и записи более ранних передач.
Павел Ступин
[792] Философия 'нойза' и японская шумовая музыка
26.06.2004
[Рисунок: Масами Акита (http://www.mego.at)] "СTheory", авторитетное интернет-издание (об этой авторитетности помимо всего прочего говорит и присутствие такого мыслителя как Жан Бодрийяр в составе редакционной коллегии "CTheory"), посвященное пост-модернистскому осмыслению техники в современном обществе, объявило о выходе в печать 500-страничной антологии "Life in the Wires: The CTheory Reader", в которую вошли наиболее интересные статьи, ранее опубликованные на страницах их интернет-сайта. В частности, в этой антологии имеется раздел "Music in the Wires", в который включена статья о теории и философской подоплеке шумовой музыки, а также о практике таковой в лице своего японского воплощения (главным образом, на примере "Merzbow" Масами Акиты). Хотя сама статья и датирована 2001 годом, до анонса "The CTheory Reader" я о ее существовании не подозревал, поэтому посчитал целесообразным дать на нее ссылку, так как эта работа заслуживает пристального внимания.

Читать всю статью: P. Hegarty, "Full With Noise: Theory and Japanese Noise Music".
Павел Ступин
[791] Владимир Фельцман об Альфреде Шнитке
25.06.2004
В американском издании "The Oregonian" сегодня появилась небольшая статья, где пианист/дирижер Владимир Фельцман делится своими впечатлениями о музыке Шнитке, при этом, правда, несколько утрируя последнего: так Шнитке приписывается дикий восторг от всего творческого наследия Джона Кейджа, хотя, если вспомнить самого Шнитке (в ивашкинских "Беседах"), то понятно, что реальное положение дел несколько другое, так как восхищение ограничивалось концептуальным уровнем, уровнем интересных идей, не столь сильно распространяясь на сами сочинения; также не очень понятна метафора "водоворот тишины" как превосходная степень "водоворота звука", которой Фельцман охарактеризовал суть музыки Шнитке. В общем, как бы там ни обстояло дело с этими пространными и мало что значащими высказываниями музыканта, в ближайший понедельник Фельцман выступает с концертом, где он исполнит партию фортепиано в одном из лучших сочинений Альфреда Шнитке: "Фортепианном квинтете".

Читать всю статью: B. Hicks, "Pianist Feltsman dips into composer's river of sound".
Павел Ступин
[790] О Джоне Тилбёри на muzprosvet.ru
25.06.2004
[Рисунок: Джон Тилбёри (http://www.muzprosvet.ru)] На сайте "Музпросвета" в июне появилось две публикации-интервью, связанных с Джоном Тилбёри. Первая из них представляет собой разговор с Тилбёри после концерта (Кёльн, март 2004 г.), где он исполнил сочинения Мортона Фелдмана (кстати, исполнению Джоном Тилбёри музыки Фелдмана посвящена отдельная статья "On Playing Feldman", написанная самим Тилбёри). Вот начало этой музпросветовской статьи:

В марте 2004 в Кёльне произведения американского композитора-минималиста Мортона Фелдмана играл британский пианист Джон Тилбёри. Концерт произвёл на меня большое впечатление.

Музыка Фелдмана, известная мне только по записям, казалась мне до того сухой, бесстрастной, монотонной, неподвижной, формальной и пустой.

Джон Тилбёри – немолодой грузный человек – играл её с невероятным драйвом. Я бы даже сказал – деревенско-деревянным драйвом.

Деревянность происходящего не заметить было невозможно. Пол под роялем и стулом пианиста скрипел. Стул качался и скрипел тоже. Рояль шатался, и вообще был то ли плохо настроен, то ли, как говорят, «препарирован»: некоторые клавиши дребезжали, звук других быстро глох.

Тилбёри раскачивался всем телом, дышал как паровоз, что-то бормотал или даже напевал. Сыграв страницу, он кидал её на пол, а запутавшись в пачке нот, делал паузу, потом брал аккорд как ни в чём не бывало, как будто длина этой паузы по поиску следующей нотной страницы была предписана композитором.

Звукоизвлечение было очень живым, подвижным и скрипучим делом. И что удивительнее всего – музыка двигалась.


Вторая публикация посвящена "коллективу импровизаторов AMM", действующим членом которого Джон Тилбёри является до сих пор.
Павел Ступин
[789] О 'позднем' Бёртуисле
24.06.2004
[Рисунок: Харрисон Бёртуисл (Hanya Chlala/ArenaPAL)] Обновился сайт "British Music Information Centre" (надо сказать, что это происходит, увы, не так часто: последний раз мы писали о новых публикациях [о Гэвине Брайерсе и Брайане Фернейхоу], появившихся там, - почти полгода назад: в январе этого года). В числе целого ряда интересных материалов хотелось бы выделить очерк о "позднем" (последние 5 лет) Харрисоне Бёртуисле английского музыковеда Роберта Эдлингтона, автора монографии "The Music of Harrison Birtwistle". Вынесенные в эпиграф этой статьи слова самого композитора - "Выбора больше нет; теперь я точно знаю свой дальнейший путь" (1999) - по-мнению автора: объяснение удивительной последовательности, целостности и плодотворности Бёртуисла последних лет, который продолжает выстраивать сложный мир своих сочинений вокруг тем мифа и древних ритуалов. Также в статье рассказывается о музыкальнотеатральной работе композитора - "The Io Passion", мировая премьера которой недавно состоялась в рамках "Aldeburgh Festival".

Читать всю статью: "The Io Passion: a prolific recent period in Harrison Birtwistle’s work".
Павел Ступин
[788] Воссоздание инсталляции Дэвида Тьюдора 'Sea Tails'
23.06.2004
[Рисунок: Подводный змей Д. Матисс из 'Sea Tails' (news.amn.org)] В выставочном зале американского "Getty Research Institute" с июля по сентябрь этого года будет демонстрироваться "Sea Tails": воссозданная (до 2001 года сочиненная Тьюдором еще в 1983 году она считалась утраченной) инсталляция Дэвида Тьюдора, "написанная" им совместно с французской художницей-скульптуром Джекки Матисс и видео-художницей Молли Дэвис. Хорошо известно, что Дэвид Тьюдор, которого часто представляют как одного из пятерки американских композиторов, объединяемых титулом "New York School" (остальные четыре - это, соответственно: Кейдж, Фелдман, Вольф, Браун), не ограничивался в своем творчестве музыкой, и активно работал в различных мультимедийных формах, чему примером и является инсталляции "Sea Tails". Как было уже отмечено, помимо самого Тьюдора в работе над этой инсталляцией принимали самое непосредственное участие еще два художника: если видео-часть инсталляции, сделанная Молли Дэвис, еще более или менее самоочевидна по своему характеру, то о скульптурах Джекки Матисс хочется немного распространиться, так как они не совсем обычны. Скульптуры Матисс - это своеобразные сделанные из бумаги и ткани воздушные змеи (они так и называются, kite), которые в "Sea Tails" погружались под воду, а оттуда затем уже снимались на видео. Одного из таких подводных воздушных змеев вы можете увидеть на иллюстрации к этой новости. Кстати, как выяснилось, змеи Матисс, весьма разнообразны по своей "среде обитания", с чем вы при желании можете ознакомиться на ее сайте.

Читать всю статью о демонстрации инсталляции в "Getty": Art Museum Network News - Getty Exhibition Recreates Musical Pioneer David Tudor's "Sea Tails".

Фрагмент "Sea Tails", как и целый ряд других работ Тьюдора, доступен для просмотра на сайте "Getty", посвященном творчеству этого художника.
Павел Ступин
[787] О старинных музыкальных инструментах - наша статья
23.06.2004
Я размещаю в Интернете вторую часть нашей с Филиппом Ноделем статьи О "старинных" музыкальных инструментах, опубликованную в недавно вышедшем втором номере журнала "Музыкальные инструменты".

"...Выяснилось, что на современной «совершенной» валторне in F исполнимы отнюдь не все партии в старинных партитурах. Взять хотя бы симфонии Йозефа Гайдна...

...С третьей четверти XIX века укоренился взгляд, что «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха якобы является «манифестом равномерной темперации». Между тем, название произведения заимствовано у органного мастера А. Веркмайстера, который считал «хорошими темперациями» те, в которых хорошо звучат все тональности, но при этом... равномерную темперацию к хорошим он не относил, поскольку в ней большинство интервалов звучат фальшиво и исчезают качественные различия между тональностями, которые, соответственно, тогда звучат «плохо». Если бы он считал равномерную темперацию универсальной и наилучшей, то зачем же он в нескольких своих книгах описывал и рекомендовал для практических целей несколько вариантов именно неравномерных темпераций? Тем не менее почему-то Веркмайстер считается «отцом и пропагандистом равномерной темперации»!..."


Читать вторую часть статьи целиком.

Теперь она опубликована в разделе "Аналитика" сайта oboe.ru. Первую часть этого текста писал в основном Филипп, а вторую (начиная с подраздела "К вопросу о строе и темперации") - я.

Те, кто еще не читал первую часть статьи, могут начать с начала - вот по этой ссылке.

Интернет-версия незначительно отличается от журнальной. Публикация в Интернете произведена с разрешения редакции журнала "Музыкальные инструменты".
Алексей Зубов
[786] Объявлена программа 'Donaueschinger Musiktage'-2004
22.06.2004
[Рисунок: Карлхайнц Штокхаузен в беседе с видеоскульптуром Йоханнесом Коненом] Программа "Donaueschinger Musiktage", старейшего (с 1921 г.) и важнейшего фестиваля современной музыки в этом году (15-17 октября), будет посвящена теме различных подходов к развертыванию пространства в исполнении музыкальных сочинений: "в центре внимания - музыка, материализованная в рамках окружения, в котором она раскрывается в процессе своего исполнения, а также идеи, которые выводят на свет все разнообразие составляющих, которые определяют собой многомерность взаимодействия видимого архитектурного пространства со своим наполнением в виде исполняемой музыки" (из аннотации к программе). Программа фестиваля предельно насыщенна: за 3 дня прозвучит 20 мировых премьер, сочинений крупнейших современных композиторов в соответствующем масштабу события исполнении. Вот краткий аннотированный список, почерпнутый из программы фестиваля: 1) "Ensemble Modern" исполнит сочинение Бенедикта Масона "/ebb/thus/brink/here/array/telling", где автор обращается к пространственным категориям близкого и далекого; 2) "Licht-Bilder", финальная сцена гепталогии Карлхайнца Штокхаузена, где по замыслу композитора во время исполнения должна реализоваться видеоскульптура, через синтез движений исполнителей на сцене и 4-мерного времени самого сочинения; 3) композиция Герхарда Винклера (Австрия) воплотит в себе синтез идеи инсталляции с традиционным академическим концертом: слушателям будет предоставлена возможность пережить опыт этого сочинения с трех разных мест-комнат, увязанных друг с другом через модификацию музыкального материала, в частности, самими слушателями; в исполнении будет задействован арсенал "Freiburg Experimental Studio" и ансамбль "ensemble recherche"; 4) "Three Room Theatre" Маноса Тсангариса охарактеризован как "reality-music theatre" и во многом вращается в том же круге идей, что и опус Герхарда Винклера с той разницей, что здесь на передний план выступает и драматическая составляющая; 5) ставшая уже традиционной часть фестиваля, посвященная постижению пространства через оркестровую музыку, в этот раз будет заполнена сочинением дрезденского композитора Йорга Хершета, а также работами еще целого ряда авторов, в числе которых неоднократно фигурировавший в наших новостях голландец Мишель ван дер Аа. Этот список, разумеется, - фрагментарен: поэтому за всеми подробностями рекомендую обращаться к официальному сайту фестиваля (на англ. и нем. языках).

В целом же хочется отметить, что "Donaueschinger Musiktage", имеющий уникальную историю (в числе основных вех фестиваля, к примеру: первое исполнение музыки Кейджа, Вольфа и Брауна в Европе в 1954 году, а также представление Западу музыки Альфреда Шнитке в 1969), не перестает приятно удивлять. Скорее всего, как и в последние 15 лет, "отчет" о фестивале появится в виде очередного масштабного релиза на "col legno", немецком лейбле, который активно документирует как "Donaueschinger Musiktage", так и целый ряд других важных фестивалей современной музыки (см. раздел "festival documentations" в каталоге "col legno"). Кстати, большая часть этих дисков имеется в ассортименте российского магазина "Пурпурный Легион" (см. здесь), а для ознакомления с этими дисками "col legno" можно обратиться к ресурсам P2P-сети "Soul Seek" и/или запасам деятелей mp3-обмена рунета (например, здесь), где, в частности, распространена запись "Donaueschinger Musiktage"-'98 ("Styx und Lethe" Вольфганга Рима, "Silent Flowers" Тосио Хосокавы и др. не менее интересные сочинения).
Павел Ступин
[785] Новый форум о музыкальных конкурсах
21.06.2004
www.offtop.ru/competition/ - это новый форум для музыкантов, где собирается вся информация о музыкальных конкурсах, как в СНГ, так и за рубежом. То есть создается общий информационный ресурс для всех. Регистрация и идентификация при внесении информации не требуется! Приглашаем всех пользоваться информацией этого ресурса, а при возможности и пополнять тем, что известно Вам.

Спасибо за это сообщение одному из наших читателей. Я немного посмотрел этот форум, осбенно меня восхитило найденное там вот это: проект екатеринбургского композитора-концептуалиста (?) О.Пайбердина под названием "Laconica. Музыка короче", где требуется представить композиции длиной от 1 секунды до 1 минуты. Концепция такова: "Сегодня мир — это быстро исчезающая ситуация ∙ Однако неспособность говорить о будущем точно и уверенно не может служить оправданием молчанию ∙ Важнее иметь воображение и озарение, чем "быть правым" ∙ Будущее наступает стремительно, и потому цель проекта — своеобразный тест на концентрацию внимания и восприятие предельно сжатых сочинений ∙ Мы стремимся не к развлечению, а к экстремальному творческому усилию — не только композитора, но и слушателя". Концепция бесплатная.
Алексей Зубов



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться

В избранное