Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #44 | Тираж 441 экз.


НОВОСТИ с 14.06.2004 по 20.06.04 (8)

Игра на рояле - танец человеческих пальцев
Людвиг Витгенштейн
дневниковые заметки (ок. 1940)
СОДЕРЖАНИЕ:
[784] Мортон Фелдман, Джачинто Шелси и Кэйко Хатанака
[783] Интервью с Тревором Пинноком
[782] Ноты и записи квартетов Михаила Марутаева
[781] Новая постановка 'Einstein on the Beach' Филипа Гласса
[780] Пожар в ЦМШ
[779] Джонатан Крамер (1942-2004): некролог Кайла Ганна
[778] Новая запись 'Triadic Memories' Мортона Фелдмана
[777] Саморегулирование в P2P-сетях
[784] Мортон Фелдман, Джачинто Шелси и Кэйко Хатанака
20.06.2004
[Рисунок: Хатанака Кэйко (концерт, 2000 г.)] На этой неделе еще раз обновилась дискография Мортона Фелдмана, которая в этот раз пополнилась премьерной записью "Violin and Orchestra" (вместе с "Coptic Light" это сочинения составило 9-ый том концертной серии "Musica Viva", выходящей на немецком "col legno"), а также исполнением японской сопрано Хатанака Кэйко раннего опуса Фелдмана - "Only". Последний факт, казалось бы, не столь примечателен как таковой (5-минутная пьеса на антологии современной вокальной музыки, которая [пьеса] к тому же уже многократно записывалась), однако он открывает нам (по крайней мере, мне) исполнительницу, значительную фигуру современной музыкальной сцены Японии. Одним из главных для нее авторов является Джачинто Шелси (1905-1988), которому она посвятила большое эссе, представленное на страницах ее сайта. Ей довелось учиться у другой японской исполнительницы - Хираямы Митико - которая непосредственно работала с самим Шелси, что, разумеется, не могло не сказаться и на Хатанаке, чей текст преисполнен тонкого понимания творчества композитора. С эссе, озаглавленным "The Music of Giacinto Scelsi" и написанным очень интеллигентно и осведомленно (к примеру, цитируется "Феноменология восприятия" Мориса Мерло-Понти), можно ознакомиться здесь.
Павел Ступин
[783] Интервью с Тревором Пинноком
19.06.2004
[Рисунок: Тревор Пиннок (http://www.bach-cantatas.com/] 10 июня в Рахманиновском зале Московской консерватории состоялся концерт камерного оркестра Pratum Integrum вместе с прославленным английским клавесинистом и дирижером Тревором Пинноком. (Первый гобой в Pratum Integrum, напомню, играет наш Филипп Нодель.) Известия.ру публикуют интервью с Т.Пинноком:

"...- Я думаю, главный message: музыка, которую я играю, не должна напоминать нечто пыльное из старинной библиотеки. Конечно, это один из ее аспектов, но музыка - когда она начинает звучать - это новая, сегодняшняя музыка, которая существует здесь и сейчас. И я верю, что это может тронуть наш дух, это очень богатый язык, и для меня это наиболее важно. Человек, который пришел меня слушать, имеет право не знать ничего об этой музыке (конечно, хорошо, если он знает, но он не обязан). Но я верю, что это может ему понравиться, даже если он услышит эти сочинения впервые. Музыка гораздо больше может сделать с нашими душами и сердцами, нежели с нашим умом. Ум может быть важен для нас, когда мы учимся, когда мы смотрим на эти партитуры и способ их исполнения с научной точки зрения. Мы обязаны это делать, но это не должно быть мотивом для слушателей.

...Главное, что мною двигало (могу говорить только за себя), - это путешествие навстречу открытиям. До того у нас было множество великолепных музыкантов, которые играли на современных инструментах, но мне в какой-то момент стало казаться, что с этим уже ничего нельзя сделать нового. Это был конец пути, а я хотел оказаться в начале. И тогда, в первые дни этих экспериментов, было очень трудно играть на старинных инструментах, только спустя поколения музыканты научились делать это по-настоящему хорошо. Но когда все это стало проще, очень важно стало сохранить тот привкус, тот дух первооткрывательства, который был вначале; это должно быть свежо - иначе просто нет смысла..."


Читать интервью целиком
Еще по теме: Краткая биография Т.Пиннока (на англ.) и фотогалерея.
Алексей Зубов
[782] Ноты и записи квартетов Михаила Марутаева
18.06.2004
В Интернете свободном доступе после долгого забвения появились ноты композитора Михаила Марутаева, в частности, партитуры столь любимых Дмитрием Шостаковичем струнных квартетов (соч. 1952 г). Нотный материал озвучен записями в формате MP3, выполненными Квартетом им. Прокофьева в 1984 г. (в легендарном составе Л.Губерман, Н.Безродной, Н.Бельской, Т.Прохоровой). Появление этих уникальных нот в свободном доступе - огромный подарок как "струнникам", так и настоящим ценителям музыки. Квартеты Марутаева, в частности, доступны в соответствующем разделе нотного архива Бориса Тараканова.

Спасибо за это сообщение одной из наших читательниц
Алексей Зубов
[781] Новая постановка 'Einstein on the Beach' Филипа Гласса
17.06.2004
В Австралии шаг за шагом продолжается постановка оперной трилогии Филипа Гласса. За "Ахнатеном", последовал и "Эйнштейн на пляже", который будет поставлен в три этапа: заключительные 3-я и 4-ая части - в этом году; 1-ая и 2-ая - в следующем; и, наконец, полная 5-часовая версия прозвучит в 2006 году. О процессе подготовки к исполнению оперы можно прочитать в австралийском издании "The Australian": M. Westwood, "Space and time in step". Как отмечает автор статьи, хореограф Лей Уоррен, который занимается постановкой, в ходе работы пришел к новой формулировке теории относительности, которая выглядит так: E(instein) = M(usic) * C(horeography)^2. Также отмечается такая деталь, как необычность данной постановки из-за вольностей, в частности, в трактовке нотного текста: так дирижер Тимоти Секстон кое-где подсократил, видимо, неоправданно большое по его мнению количество повторений (приводится пример с сокращением с 48 повторов до 12).
Павел Ступин
[780] Пожар в ЦМШ
16.06.2004
Несколько информагентсв сообщили сегодня о сильном пожаре в здании Центральной музыкальной школы, расположенном в центре Москвы. (Это здание уже много лет находится на реконструкции. Реконструкция заключается в сдаче в аренду помещений для коммерческих фирм). Пожар начался утром, и к 12:30 был ликвидирован. Жертв нет, но пожарным пришлось спасать из огня трёх человек. Общая площадь возгорания составила ок. 300 кв. м.
Алексей Зубов
[779] Джонатан Крамер (1942-2004): некролог Кайла Ганна
16.06.2004
[Рисунок: Джонатан Крамер] Не так давно, 3 июня 2004 года, скончался от лейкемии Джонатан Крамер - оригинальный исследователь музыки, композитор и педагог. Этому печальному событию уже посвящены многочисленные заметки в СМИ (см. например эту), но вчера в "Village Voice" появился еще один: некролог Кайла Ганна. Публикация Ганна построена вокруг ключевых идей книги Крамера "The Time of Music" (1988), где автор рассматривает то, каким образом выстраивается структура времени как субъектного переживания изменчивости в зависимости от характера воспринимаемой в это время музыки. Как отмечает Ганн, побочным эффектом этого исследования, который фактически оказался наиболее значимым во всей работе, стала разработка рационального обоснования феномена минимальной музыки (сам Крамер-композитор - минималист). Ключевым понятием этого рационального обоснования стало так называемое "вертикальное время", то есть его [времени] модус, характеризующийся элиминированием причинно-следственных связей между прошлым и настоящим и замещением их своеобразным со-существованием, постоянным отражением друг в друге. Продвигаясь в этом направлении, как отмечает Ганн, Крамер пришел к выводу о том, что некоторый спектр музыкальных сочинений, которые описываются через понятие вертикального времени, принципиально не подлежит какому бы то ни было анализу, причем не из-за отсутствия в текущий момент каких-то методологических разработок, а: по своей природе, из-за "неуместности" аналитики в сфере, принадлежащей левому полушарию. Вообще, конечно, теория Крамера - это большой вопрос, не в том смысле, что что-то звучит сомнительно, - а в том, что объективно сложно получить адекватное представление о его мысли по этим 2-3 абзацам, поэтому приходится обращать к каким-то уже имеющимся представлениям, что не может не искажать первоначального замысла. Тем не менее меня очень порадовало то, что существуют работы по этой теме, теме структурирования времени в восприятии произведения искусства, так как сам без-ответно, да даже и без-вопросно, часто обращаюсь к этой проблематике.

Также в некрологе Ганна, кроме теории времени Крамера, есть немного биографической информации, особенно о его последних днях, а также краткий, но выразительный портрет Крамера-композитора.

Читать всю статью: K. Gann, "Felling the Wall: Remembering Jonathan Kramer, a true scholar of listening".
Павел Ступин
[778] Новая запись 'Triadic Memories' Мортона Фелдмана
15.06.2004
[Рисунок: Мэрилин Нонкен] К впечатляющему разнообразию записей одного из ключевых сочинений Мортона Фелдмана (а по сути и всего фортепианного репертуара 20 века), "Triadic Memories" (1981) добавилась еще одна, которая вышла в составе 8-го тома собрания сочинений Фелдмана на американском лейбле "mode" (mode 136), в этот раз в исполнении пианистки Мэрилин Нонкен, исполнявшей "Triadic Memories" на прошлогоднем фестивале "When Morty Met John" (возможно, что на диске представлена запись именно с того концерта, хотя точной информацией я не располагаю). Интересно, что уже записана и готовится к изданию еще одна запись "Triadic Memories" на швейцарском лейбле "Hat Hut", где фактически также издается собрания сочинений Фелдмана: исполнителем здесь стал пианист голландского "Ives Ensemble" Джон Снайдерс (John Snijders). Сложно сказать, какое место займут эти записи среди всех имеющихся, особенно на фоне главного исполнения - Луисом Голдштейном (главного: на основе многочисленных обсуждений этой темы в "Why Patterns?" и сравнительных рецензий вроде этой), но повышенный интерес к этому сочинению (в том числе и со стороны не-музыкантов - чему пример многократно упоминавшийся в нашей ленте фотограф Стивен Фостер с его "Repetition Series") не может не радовать. Любопытно также, что и единственная (?) на данный момент запись музыки Фелдмана, сделанная в России, - это опять-таки "Triadic Memories", в исполнении Антона Батагова (лейбл "Длинные руки"). Возвращаясь же к релизу "Triadic Memories" на "mode", нужно отметить, что запись длится почти 94 минуты, что свидетельствует о близости темпов "правильным", то есть Голдштейновским. Диск вышел в двух форматах: двойной аудиодиск и DVD, на котором в качестве бонуса присутствует 20-минутный рассказ Мэрилин Нонкен о "Triadic Memories".

Кроме 8-го фелдмановского тома, на "mode" вышел диск под титулом "Out of Chaos" (mode 137): с премьерными записями сочинений молодого (1971 г.р.) американского композитора Джейсона Эккардта (Jason Eckardt). В записи приняли участие все та же Мэрилин Нонкен, а также другие участники ансамбля современной музыки "Ensemble 21".
Павел Ступин
[777] Саморегулирование в P2P-сетях
14.06.2004
P2P-сети (например, "Soul Seek") являются одним из основных способов для знакомства с современной академической музыкой, в связи с чем появившаяся в июньском выпуске датского (на самом деле, международного) интернет-журнала "First Monday" очередная статья о феномене P2P безусловно представляет интерес, тем более что в этот раз предметом исследования стал такой его аспект как возможности регулирования (в контексте очевидной этической дилеммы), а именно: саморегулирования.

Читать статью (на англ. языке): Joergen S. Svensson and Frank Bannister, "Pirates, sharks and moral crusaders: Social control in peer-to-peer networks".
Павел Ступин



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное