Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #39 | Тираж 432 экз.


НОВОСТИ с 17.05.2004 по 23.05.04 (7)

В музыке есть много таких вещей, которые нужно воображать, не слыша их
Карл Филипп Эманнуэль Бах
(1753)
СОДЕРЖАНИЕ:
[759] Комиксы про Штокхаузена
[758] О "старинных" музыкальных инструментах
[757] Постановка 'Ахнатена' Филипа Гласса в 'Oakland Opera Theater'
[756] Звезды белых ночей - 12
[755] Мортон Фелдман: в процессе сочинения музыки
[754] Лигети в WMA
[753] Thesaurum Musicarium Latinarium
[759] Комиксы про Штокхаузена
23.05.2004
[Рисунок: Один из шаржей на Штокхаузена] В числе многочисленных майских обновлений на официальном сайте Карлхайнца Штокхаузена есть одно очень любопытное: здесь представлена целая коллекция комиксов и карикатур, где так или иначе фигурирует композитор (некоторые из них даже получились действительно смешными). Всего по указанной ссылке можно найти около 10 таких юмористических работ (на английском и немецком языках). Одну из картинок вы можете видеть в этой новости.
Павел Ступин
[758] О "старинных" музыкальных инструментах
21.05.2004
С разрешения редакции журнала "Музыкальные инструменты" помещаю для просмотра нашу с Филиппом статью (точнее, ее первую часть) под названием "О "старинных" музыкальных инструментах", опубликованную в этом журнале. Эта статья пока что расположена вот здесь.

Вторая часть выйдет в очередном номере. Буду рад каким-то замечаниям и мнениям - наверное, их можно высказать уже и по первой части (их можно посылать на мне на почту).

Необходимое предуведомление. Я поместил в Интернет вариант, практически совпадающий с тем, что было опубликовано в журнале ("авторский вариант" немножко - но непринципиально - отличается, выпускающий редактор журнала внес пару небольших изменений, касающихся стиля - я не стал возражать, хотя эти изменения чуть-чуть влияют на оттенок мысли ). В интернетовском варианте я восстанавливаю имеющиеся в авторском варианте выделения курсивом (они не попали в журнал, поскольку я не вовремя проверял верстку, так что тут, скорее, моя вина, а не издателей).

В двух словах, о чем это. Это никоим образом не аналитически-академическая статья, а скорее, популярная, но в то же время мы (авторы) старались быть не слишком "попсовыми" и хотели, с одной стороны, что-то рассказать кратко о конструктивных особенностях некоторых "старинных" муз. инструментов (задача была - написать эдакое "популярное введение в целом"), а с другой - очертить все-таки проблематику их применения в современной музыкальной практике.

Причем, конечно же, не хотелось бы сильно опускаться в бессмысленный спор "за и против" так называемого "аутентизма" - в части применения его к муз. инструментам - используя разные словопрения, которых, я думаю, присутствующие здесь, например, как сторонники исполнения Баха на фортепиано, так и категорические противники (вот я, например ;-) - наслушались вдоволь. Хотелось сказать о чем-то чем-то более существенном, чем болтать на тему "мы тогда должны ходить в париках и ездить в каретах" (кажется, что-то такое сказал Г.Рождественский), "у нас современное мышление, и поэтому нам неинтересна музейность" или, наоборот, "уж мы-то знаем, как на самом деле надо играть, потому что в старинном трактате прочитали".

Впрочем, об этом будет больше (наверное) во второй части - основная идея, грубо говоря, в том, что, как бы выразился М. Хайдеггер,
"Аутентичный метод основывается в адекватном предобзоре основоустройства размыкаемого "предмета", соотв. предметной области. Аутентичное осмысление метода - которое надо хорошо отличать от пустых технических выкладок - попутно проясняет способ бытия тематического сущего [и далее заметка на полях:] ...разделять научный прием и мыслящий подход"

Но таких страшных слов не будет, конечно . Под "Тематическим сущим" в данном контексте здесь я имею ввиду музыку как то, что постоянно требует "осуществления" (по крайней мере, та музыка, которая записывается нотными текстами). Но одного из самых любимых своих философов - Л.Витгенштейна - в первую часть я-таки ввернул ;-)
Алексей Зубов
[757] Постановка 'Ахнатена' Филипа Гласса в 'Oakland Opera Theater'
20.05.2004
[Рисунок: Филип Гласс: сцена из оперы 'Ахнатен'] В американском "Oakland Opera Theater" поставлена камерная версия третьей части оперной трилогии Филипа Гласса "Ахнатен". Этой удачной реализации - со множеством как музыкальных, так и чисто сценических находок (вся постановка строится вокруг идеи сосуществования древнего Египта и того же Египта, но уже деградировавшего до обычного туристического центра), - одного из ключевых сочинений Гласса, которое к тому же является самым любимым оперным опусом композитора (судя по голосованию на официальном сайте композитора), посвящен обстоятельный репортаж в "San Francisco Chronicle" (на англ.).

Читать статью: Joshua Kosman, "Tiny company does grand job with Glass' 'Akhnaten'".
Павел Ступин
[756] Звезды белых ночей - 12
19.05.2004
[Рисунок: Валерий Гергиев (mariinsky.ru)] Ура, ура, ура!!! Не успели отгреметь фанфары в честь очередного прошедшего Московского Пасхального фестиваля, как грядет очередное Гергиевско-всероссийское филармоническое событие - XII Фестиваль Мариинского театра "Звезды белых ночей".

"В течение семи недель в Мариинском театре, Большом и Малом залах Санкт-Петербургской Консерватории, Эрмитажном театре и за пределами Петербурга - в Калининграде, Выборге, Ивангороде и Тихвине будет дано более 60 спектаклей и концертов.

Важнейшие события фестиваля:
  • Премьера оперы Михаила Глинки "Жизнь за царя" к 200-летию композитора
  • Второе представление в России новой постановки тетралогии Рихарда Вагнера "Кольцо нибелунга" (10-15 июня) В своих лучших партиях в спектаклях и в сольных концертах выступят звезды Мариинской оперы Ольга Бородина, Анна Нетребко, Владимир Галузин
  • Серия спектаклей "Век Баланчина" (2-7 июня), посвященная столетнему юбилею величайшего хореографа ХХ века Джорджа Баланчина
  • Серия концертов "Фортепианные звезды "Белых ночей" с участием прославленных музыкантов Михаила Плетнева, Александра Торадзе, Ефима Бронфмана, Владимира Фельцмана"
Вот подробный анонс на сайте Мариинского театра.
Алексей Зубов
[755] Мортон Фелдман: в процессе сочинения музыки
18.05.2004
[Рисунок: Мортон Фелдман] В тексте "At the Piano", который на прошлой недели пополнил коллекцию "Morton Feldman Page", представлены две миниатюры, где сначала британский композитор Гэвин Брайерс, а затем и дирижер Майкл Тилсон Томас делятся своим опытом присутствия при рождении сочинений Мортона Фелмана, когда тот, сидя за фортепиано в своей нью-йоркской квартите, в такой импровизационной манере сочинял музыку. Воспоминания как Брайерса, так и Томаса относятся к 60-ым годам прошлого века. Текст последнего является фрагментом текста к буклету диска, который вышел на лейбле "Argo" (на диск вошли "Cello and Orchestra", "Piano and Orchestra" и "Coptic Light"). Говоря о продолжающихся творческих взаимоотношениях этого дирижера с музыкой Фелдмана, хочется также упомянуть о готовящемся на "BMG" выпуске диска с записью сразу же всех четырех "Viola in My Life" Фелдмана, где партию альта исполнит Юрий Башмет. Удивительно, но схожий релиз (также все четыре "Viola in My Life") готовит и лейбл "ECM", что действительно радует.
Павел Ступин
[754] Лигети в WMA
17.05.2004
Неожиданный музыкальный подарок - 6 багателей Д. Лигети для духового квинтета в потрясающем исполнении.

1 (Allegro Con Spirito)
2 (Rubato-Lamentoso)
3 (Allegro Grazioso)
4 (Presto Ruvido)
5 (Adagio-Mesto [Bela Bartok In Memoriam])
6 (Molto Vivace-Capriccioso)
Андрей Рубцов
[753] Thesaurum Musicarium Latinarium
17.05.2004
А вот ссылка, о которой я очень давно хотел написать. Что такое ABCDEFG, диезы и бемоли, различные лады и многое, многое другое в теории европейской музыки - имеется на сайте Thesaurum Musicarium Latinarium, где собраны классические тексты по теории музыки Хукбальда, Боэция, Гвидо из Ареццо, Декарта и многих других. Как Вы поняли из названия ресурса, все тексты опубликованы в оригинале, т.е. на латинском языке. Возможно, не многие из читателей умеют читать по-латыни, но тем не менее - этот сайт - ценнейший ресурс, представляющий оригиналы музыкально-теоретических трактатов, которые лежат в основе (в том числе и мировоззренческой) всей традиционной европейской музыки.
Алексей Зубов



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное