Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #37 | Тираж 425 экз.


НОВОСТИ с 03.05.2004 по 09.05.04 (7)

Выражение одухотворенности в музыке. Его нельзя описать по градациям силы и темпа. Так же как с помощью пространственных размерностей не опишешь одухотворенное выражение лица.
Людвиг Витгенштейн
дневниковые заметки (1949)
СОДЕРЖАНИЕ:
[747] Освобождение Европы от пост-серийной музыки на MaerzMusik 2004
[746] В США сгорел рояль Рахманинова, а сам Рахманинов - лидер хит-парада
[745] День рождения Чайковского и Брамса
[744] В "Русском журнале" - снова классическая музыка
[743] Гобоист. Роман.
[742] Открылся российский Интернет-Trumpet-Club
[741] В. Гергиев о времени и о себе
[747] Освобождение Европы от пост-серийной музыки на MaerzMusik 2004
09.05.2004
Кайл Ганн наконец-то написал официальный репортаж о проходившем во второй половине марта этого года фестиваля современной музыки MaerzMusik, которому мы уже посвятили несколько новостей. Фестиваль, по мнению Ганна, ознаменовался доминированием так называемой спектральной музыки, которая явилась преодолением вечного влияния Штокхаузена, Булеза и других класиков послевоенного авангарда. Основную идею этой [спектральной] техники Ганн передает следующим образом:

Спектральная музыка, - как мне объяснили и как я мог понять из партитур, с которыми ознакомился, - использует гармонии, производные от серий обертонов, а также иногда обращается к моделям естественных звуков, реализованным на компьютере. Таким образом, композитор оперирует высотой звука, обертонами и динамикой, руководствуясь природой самих звуков, тем самым делая спектральную музыку современной композиторской техникой, которая представляет собой не только целостную систему, но и является "естественной" в смысле противопоставления искусственности сериализма.

Читать репортаж Ганна в "Village Voice": Kyle Gann, "Call It Spectral".
Павел Ступин
[746] В США сгорел рояль Рахманинова, а сам Рахманинов - лидер хит-парада
09.05.2004
По сообщению NewsRu.com со ссылкой на ИТАР-Тасс, несколько дней назад

"В огне лесных пожаров, охвативших территорию в 20 тыс акров (8 тыс. га) на юге Калифорнии, полностью сгорел размещавшийся недалеко от города Темекула своеобразный Дом творчества и все его исторические экспонаты.

В число экспонатов, в частности, входил и рояль Stainway, на котором играл великий русский композитор Сергей Рахманинов, многие годы живший в Калифорнии..."


(Правда, рояль пишется "Steinway", а не "Stainway", но новость слишком грустная, чтобы обращать на это внимание...) Между тем, Второй фортепианный концерт С.В.Рахманинова, по сообщению BBC News, уже четвертый год подряд побеждает в хит-параде крупнейшей британской "классической" радиостанции "Classic FM" - этот концерт Рахманинова обошел на 9 голосов Концерт Моцарта для кларнета. В упомянутой статье можно посмотреть итоговый Top 20 и прочитать о перипетиях борьбы разных классических произведений в ежегодном голосовании "Classic FM". См. также новость BBC двухгодовой давности (когда концерт Рахманинова победил второй раз; в 1996-2000 г. неизменным лидером был 1-й скрипичный концерт Бруха). В этой же (второй) новости читателям напоминается, что тема из Концерта Рахманинова послужила основой знаменитого хита Селин Дион "All By Myself" (1996).
Алексей Зубов
[745] День рождения Чайковского и Брамса
07.05.2004
Событие, не отметить которое невозможно. С другой стороны, что тут особенного скажешь, поэтому я просто повторяю текст новости годовой давности.

[Рисунок: Петр Чайковский (stopka.ru)] [Рисунок: Иоганнес Брамс (stopka.ru)] Сегодня, 7 мая - день рождения у Петра Ильича Чайковского (1840-1893) и Иоганнеса Брамса (1833-1897). Эти композиторы столь известны, что даже что-то рассказывать о них здесь не буду, дам только несколько ссылок в Интернете.
Все же (2004 год) кое-что добавлю: я напомню о недавнем выходе любопытной биографии Чайковского - она находится в продаже, думаю, ее нетрудно найти в магазинах больших городов России или заказать по Интернету. Это книга Э. Холдена, о которой я писал ранее в новости #648.
Алексей Зубов
[744] В "Русском журнале" - снова классическая музыка
07.05.2004
russ.ru, "Русский журнал", наконец-то, после долгого перерыва и впервые после ухода Ильи Овчинникова, публикует статью о классической музыке: это репортаж А. Кузнецовой о концерте известного пианиста Григория Соколова в Большом зале Петербургской филармонии.

"...Пока звучит музыка, ты - марионетка в руках пианиста, проводник мыслей и чувств. Как он это делает?.. Трактовки Соколова почти традиционны. Может быть, более ощутимая и густая, чем принято в Бахе, педаль, может быть, метрически чуть более свободное исполнение плюс потрясающе красочный звук и тончайшая нюансировка... Но откуда ощущение чего-то неземного, сверхъестественного?.."

Будем надеяться, что эта статья возобновит в "Русском журнале" регулярную публикацию материалов, посвященных классической (академической) музыке.

Заодно: вот страница компакт-диска с саундтреками фильма М. Гибсона "Страсти Христовы" (интересующиеся могут загрузить аудиоклипы).
Алексей Зубов
[743] Гобоист. Роман.
05.05.2004
Совершенно случайная находка - в "Журнальном зале" опубликован роман Николая Климонтовича "Мы, значит, армяне, а вы на гобое".

Прочитав первые несколько страниц, полагаю, что тема романа - это единственное, что представляет для нас интерес, однако для будущей "Антологии гобойного" не могу не дать ссылку.

...Умер он так. Однажды – это была середина июня – Гобоист теплым утром отправился греться на солнышке на тот берег оврага, где росли сосны. Он устроился на припеке на бугорке, привалился спиной к стволу. Туда же, на поляну на опушке, пастух пригнал стадо коров, принадлежавшее хозяйству МК; и тут и там коровы оставляли пахучие сдобные лепешки, слегка курившиеся. И Гобоист заиграл. Это была пастушеская песенка, правда, если б играть в оригинале, нужен был бы и рожок.

На полуфразе он почувствовал слабость и положил гобой рядом на траву. Потом ощутил какую-то странную легкость, вспомнил мать, о которой уже много времени не вспоминал. Потом – лицо Елены. Изображения наплывали одно на другое. Потом вспомнилось что-то донельзя приятное, острое, счастливое, но что именно – не было сил поймать. Тогда он лег на траву и закрыл глаза. Вокруг шла юркая насекомая жизнь, вились мухи, метались стрекозы, ползали по Гобоисту муравьи. Пахли какие-то цветы, прилетела бабочка с темно-каштановыми крыльями; на верхних у нее были белые разводы, а нижние – нежно-алые, как лепестки мака, и в белых отметинках. Бабочка попорхала над Гобоистом, а потом опустилась на его еще теплый не обсохший лоб.
Андрей Рубцов
[742] Открылся российский Интернет-Trumpet-Club
04.05.2004
Не очень давно (в январе) в российском интернете открылся Trumpet Club - сайт о трубе и корнете. ...корнете-с-пистонами: все-таки я, как заядлый "аутентист", - сторонник того, чтобы различать "старинный" корнет и "современный" оркестровый корнет-с-пистонами, поскольку это довольно разные инструменты. Впрочем, автор сайта, похоже, и не подозревает, судя по его разделу о корнете, что корнет ведет свою историю с древних времен, а то, что "получило начало в 1830 году" - это именно корнет-с-пистонами. Но это не так важно (большой формальной ошибки тут нет) - радость приносит то обстоятельство, что в Рунете постепенно появляются специализированные сайты, посвященные различным музыкальным инструментам, и по нынешнему состоянию дел сайт Trumpet Club следует назвать в этом отношении весьма информативным. Остается лишь пожелать автору наполнять его все большей и большей солидностью (а не застрять, как наш oboe.ru ;-) в размещении чисто "гобойной" информации... Почему так? Не буду показывать пальцем на кое-кого... но...)

...Сайт Trumpet-Club расположен на Народе.ру. Просматривая каталог народа.ру, я наткнулся на персональный сайт Андрея Хрипина, блистающего последние годы на ниве музыкального журнализма в "Независимой газете" (статьи, по отечественным меркам, он пишет в основном пристойные - особенно когда дело касается оперы - но то, что он недавно написал о Филиппе Херревеге как фигуре, которую "по всей видимости" можно причислить к "крупным именам", я ему не прощу :-). Правда, свой сайт он совсем забросил. Ссылка оттуда привела меня на хрипинскую статью годовой давности об исполнении "Мессы си минор" И.С.Баха Российским национальным оркестром с Кентом Нагано. "Чудеса звука творили трубачи РНО - их сверкающие золотом трели возносили прямо к небесам" - так оно и было, хотя тогдашние сверкающие золотом (а когда надо, серебром) трели - в основном заслуга одного музыканта - молодого солиста РНО, шикарного трубача Владислава Лаврика. В том же концерте отлично солировал Андрей Рубцов (об этом всем я писал в свое время в нашей ленте новостей). А партию второго гобоя играл Филипп Нодель, который... (ах, ну да, я же обещал не показывать пальцем ;-)
Алексей Зубов
[741] В. Гергиев о времени и о себе
03.05.2004
Несколько дней назад закончился 3-й Московский Пасхальный фестиваль. Известия.ру опубликовали интервью с Валерием Гергиевым:

"Женя Кисин, скажем, был еще мальчиком из Советского Союза, когда мы с ним уже сделали его первую серьезную запись - с Лондонским симфоническим оркестром. ... Когда я им предложил Кисина, а заодно Венгерова и Репина, они считали это неуместной шуткой. ... Это был 1988 год, мой дебют в Лондоне. Ну, мы так все вместе и продебютировали. Нас погромили критики. Меня - в основном за то, что я привез незрелых детей. ... После этого Кисин сыграл Концерт Чайковского с Караяном, который уже способствовал его дальнейшей мировой славе.

... сегодня музыкально-концертная жизнь - это удивительный гибрид большой музыки в исполнении больших музыкантов и пошлятины в расчете на тусовку. Сегодня вполне возможна хорошая музыка в лучших залах Петербурга и Москвы, но совершенно непонятно, в расчете на кого ее играют. Эта звоньба мобильных телефонов в зале, эти люди, которые пришли только потому, что модно пойти на Джесси Норман и Пласидо Доминго! Мы еще не разобрались сами с собой. Мы все еще остаемся великой культурной державой, которая ведет себя как "третий мир", когда приезжает стареющий заморский гость..."


А заодно вот еще две недавних статьи из Известий.ру:
- о российской премьере "Диалогов кармелиток" Ф.Пуленка в "Геликон-опере",
- о постановке балета "Сапфиры" в Новой опере.
Алексей Зубов



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное