Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #34 | Тираж 414 экз.


НОВОСТИ с 12.04.2004 по 18.04.04 (9)

Подобно тому как слабоумие способно на удивительную проницательность, когда нужно защищать существующее зло, так и апологеты легкой музыки приложили все усилия, чтобы эстетически оправдать такую стандартизацию, прафеномен музыкальной фетишизации, пытаясь стереть различия между официально направляемым массовым производством музыки и искусством.
Теодор Адорно
Введение в социологию музыки (1962)
СОДЕРЖАНИЕ:
[722] Марксизм и академический музыкальный авангард XX века
[721] Стивен Д. Фостер - Мортон Фелдман в фотографии
[720] Новый выпуск Min-Ad (2004, Vol. 3)
[719] Очерк о Лучано Берио
[718] Мир Я. Ксенакиса: www.xenakisworld.org
[717] Анонс: Пасхально-фестивально-гобойное баховское событие недели
[716] Открытие Пасхального фестиваля и другое
[715] Будущее каталога CRI
[714] О музыке Филипа Гласса к к/ф "Забирая жизни"
[722] Марксизм и академический музыкальный авангард XX века
18.04.2004
[Рисунок: Обложка электронного издания 'Stockhausen Serves Imperialism' К. Кардью и др.] В конце января мы писали о публикации электронной версии книги Корнелиуса Кардью и его коллег "Stockhausen Serves Imperialism" на UBUWEB (см. новость #626). Благодаря одному из наших читателей, эта новость получила свое продолжение в виде написанного им предисловия к переведенному им же на русский язык предисловию Кайла Ганна к этой книге. В этом предисловии Андрей Приепа пытается исследовать взаимосвязь между марксизмом и современной музыкой. При всем своем сочувствии к социализму (хотя не столько к самому социализму, сколько к альтернативам капитализму), я бы все-таки предостерег автора от столь буквальной трактовки классики критической теории 19 века по отношению к современному обществу, которая мне все-таки представляется наивной (особенно в свете работ ничуть не хуже, чем Маркс, понявших проблему - Герберта Маркузе или, к примеру, Жана Бодрийяра), хотя, повторяю, сама проблематика мне очень близка.

Читать весь текст: К. Ганн, "Корнелиус Кардью: марксист в музыке" (с предисловием переводчика).
Павел Ступин
[721] Стивен Д. Фостер - Мортон Фелдман в фотографии
17.04.2004
В свободное время я занимаюсь коллекционированием вне-музыкальных параллелей Мортона Фелдмана: Марк Ротко - в живописи, Сэмюэл Беккет - в литературе. Поэтому мое внимание привлекла появившаяся на страницах "Milwaukee Journal Sentinel" заметка с анонсом выставки работ фотографа Стивена Фостера (Steven D. Foster), которая получила символичное название "Repetition Series". В этом анонсе автор пишет, что "творчество Фостера является своего рода его отражением утонченной красоты музыки Мортона Фелдмана; так же как и Фелдман, Фостер исследует природу восприятия и памяти с акцентом на разнице между тем, что мы видим и что и как сохраняется в памяти".

На своей домашней странице, расположенной на сайте факультета изобразительного искусства университета Милуоки, где Стивен Фостер преподает фотографию, он пишет следующее:

Прозрачная красота музыки Мортона Фелдмана вдохновляет мои последние работы. Фелдман создавал музыкальные окружения, в которые он погружал, словно застывшие в пространстве, звуки необыкновенной красоты. Я так же стараюсь создавать работы, в которых сочетается простота, свет и открытость, и мои предметы-образы так же застывают в черном пространстве. Извлекая предметы из их первоначального контекста и помещая их в новый (чем, к примеру, являются мои "квинтеты" на черном фоне), я обнаруживаю новые значения, которые они обретают, как от комбинации с другими образами, так и от пустоты между ними.

Стивену Фостеру посвящена отдельная страница на главном неофициальном сайте Мортона Фелдмана. Там же представлено несколько его "квинтетов", один из которых вы можете видеть в этой новости. [Рисунок: S. Foster, Untitled: Five Silver gelatin prints, 4x4]
Павел Ступин
[720] Новый выпуск Min-Ad (2004, Vol. 3)
17.04.2004
Вышел новый (третий по счету) выпуск израильского журнала по теории музыки "Min-Ad", который публикуется каждое полугодие. Все материалы журнала представлены на английском языке и доступны для скачивания в формате pdf. В новом выпуске, как обычно, много публикаций посвящено израильской музыке, но, кроме них, есть статьи, которые могут заинтересовать и более широкий круг читателей. Это, например, "Mozart and the Keyboard Culture of His Time" Роберта Левина и "Religious Ambiguity in the Life and Works of Ernest Bloch" Давида Кушнера.
Павел Ступин
[719] Очерк о Лучано Берио
17.04.2004
[Рисунок: Лучано Берио] Композитор Мартин Батлер на страницах "The Independent" поделился своими впечатлениями и мыслями о Лучано Берио, коллегой и учеником которого он являлся. Тонкий юмор, харизматичность, парадоксальность, одержимость синтезом, гуманизм и новаторство Берио - вот его основные черты, по-мнению Батлера. Также в статье кратко, но выразительно описаны основные сочинения Берио: Visage, Sequenzas, Sinfonia и некоторые другие; правда, при этом практически ничего не сказано о столь важном для Берио текстовом аспекте его музыки (в частности, о его обращениях к литературе Джойса и Беккета), но, к счастью, этому посвящен отдельный ресурс в рамках проекта "The Modern Word".

Читать статью: M. Butler, "A Modernist with a Sense of Fun, a Deep Humanism and a Taste for the Beatles -- Remembering Luciano Berio".
Павел Ступин
[718] Мир Я. Ксенакиса: www.xenakisworld.org
16.04.2004
[Рисунок: Янис Ксенакис] Начал работу сайт "Xenakis World", который в перспективе может дорасти до чего-то монументального, то есть сравнимого со схожим сайтом, который посвящен творчеству Джона Кейджа. Но это в перспективе, а сейчас на "Xenakis World" можно найти исчерпывающий список сочинения Ксенакиса и их записей, а также биографическую и библиографическую информацию и одну статью с анализом ранних электроакустических сочинений композитора.
Павел Ступин
[717] Анонс: Пасхально-фестивально-гобойное баховское событие недели
15.04.2004
[Рисунок: Алексей Огринчук (rno.ru)] Замечательный молодой гобоист Алексей Огринчук выступил 8-го апреля в БЗК в концерте РНО, где с блеском исполнил (в первый раз в Москве) Концертную Симфонию для гобоя с оркестром Ибера. Дирижировал концертом знаменитый специалист по французской музыке Мишель Плассон. (Об этом событии мы писали в предыдущей новости). На этом концерте были замечены многие московские гобоисты, от самых маленьких - учеников ЦМШ до известных педагогов и исполнителей. У всех них есть ещё один прекрасный шанс услышать игру Алексея - на концерте 18-го числа в МЗК, где А.Огринчук сыграет совместно с Рут Цизак (сопрано, Германия), Кристиной Шорсхайм (клавесин), Юрисом Тейхманисом (виолончель) камерную программу из произведений И.С.Баха в рамках Московского Пасхального Фестиваля. (Точнее, этот концерт откроет цикл "Дни Баха в Москве", а последний проводится в указанных выше рамках). Пожелаем исполнителям удачи и ждем всех гобоистов (и не только) на концерт в это воскресенье!
Филипп Нодель
[716] Открытие Пасхального фестиваля и другое
14.04.2004
[Рисунок] Ну что же, Третий Московский Пасхальный фестиваль стартовал. Он может быть назван главным российским филармоническим событием апреля. Слава, слава, слава Гергиеву, а также С.С.Прокофьеву и И.С.Баху - об открытии фестиваля пишет А.Хрипин в "Независимой газете":

"Фестиваль войдет в историю тем, что на нем целиком будет исполнен весь цикл семи прокофьевских симфоний (причем Пятую и Седьмую в Москве не услышат, это будет в региональной программе) [...] Как истинный герой своего времени, Гергиев умеет перекинуть мост из прошлого в будущее, в ХХI век, потому-то его интерпретации так актуальны и сиюминутны, что выражают не только эпоху и внутреннее состояние композитора, но и конкретное мироощущение момента, в котором живем мы с вами.

Больших исполнительских имен на нынешнем фестивале совсем немного – кроме Гергиева по большому счету это, пожалуй, только Виктория Муллова, хотя, судя по всему, надлежит добавить дирижера-аутентиста из Бельгии Филиппа Херрвега, а также пианистов Владимира Фельцмана и Александра Торадзе."


Ну ничего ж себе, что Херрвега (Эррвега) "судя по всему, надлежит добавить" к "большим исполнительским именам"! По мне, хоть я рискую попасть под обстрел фанатов Гергиева, исполнение баховских "Страстей по Матфею" коллективом Collegium vocale Ghent под управлением Ф.Херрвега 23 апреля в Большом зале Московской консерватории - наиболее интересное (важное, выдающееся, центральное...) событие фестиваля. Билеты были сметены задолго до поступления в реальную продажу, если можно так выразиться.

А 8 апреля Российский национальный оркестр выступил в БЗК с программой из французской музыки с дирижером Мишелем Плассоном. Помимо сочинений Равеля и Дебюсси, прозвучала Концертная симфония Ж.Ибера для гобоя и струнных (солист - Алексей Огринчук). Жаль, концерт пришелся на Страстной Четверг (точнее, на утреню Великой Пятницы), и поэтому я не мог на него (концерт) пойти. Об этом музыкальном событии написал заметку Илья Овчинников, который, похоже, окончательно "переехал" на GZT.ru.

...Печальное событие: сегодня состоялись похороны Николая Дмитриева, основателя и арт-директора Центра современного искусства "Дом". Дмитриев был "неутомимым заводилой и пропагандистом искусства, которое давно уже вышло за рамки "авангарда". Так же, как и значение самого Дмитриева давно вышло за рамки созданного им "Дома". [...] Он был вдохновителем, организатором и неизменным ведущим всех "кросс-музыкальных" акций современного искусства последних пяти лет на разных площадках Москвы - от "супрематической масленицы" с черными квадратными блинами у себя в "Доме" до циклопических "Страстей по Матфею" в англиканской церкви, бенефиса Дживана Гаспаряна в Большом театре и совместного концерта "Аукцыона" и "Академии стариной музыки" в зале Чайковского. Он притаскивал к себе в "Дом" Терри Райли и Филипа Гласса, заставлял "клубную" публику слушать академический минимализм и академическую публику - клубных музыкантов. Причем у него получалось как-то так, что и те и другие находили это совершенно естественным и само собой разумеющимся..."

Читать весь некролог в "Русском журнале".
Алексей Зубов
[715] Будущее каталога CRI
12.04.2004
[Рисунок: Логотипы CRI и New World Records] В начале прошлого года, к большому огорчению многих любителей музыки, знаменитый американский лейбл CRI (Composers Recordings Inc.) объявил о своей финансовой несостоятельности и прекратил деятельность, в связи с чем возник вопрос о будущем его уникального каталога. Как известно, CRI был основан еще в 1954 году и практически полвека являлся центром "документирования" музыкальной истории США, поэтому нет необходимости подробно говорить о том, какой культурной ценностью обладает этот каталог. Сразу же после банкротства CRI стали ходить слухи о том, что дело CRI продолжит "New World Records", лейбл со схожей миссией. Судя по новости, появившейся на сайте интернет-журнала American Music Center, все именно этим довольно скоро и завершится после разрешения ряда формальностей. В новости также говорится, что в ближайшие несколько лет "New World Records" планирует переиздать около 15 дисков, а остальные, во избежание того, что случилось с CRI, будут печататься по индивидуальному заказу желающих приобрести тот или иной диск из обширного списка релизов CRI.
Павел Ступин
[714] О музыке Филипа Гласса к к/ф "Забирая жизни"
12.04.2004
[Рисунок: Филип Гласс] В "Русском журнале" появилась рецензия на фильм "Забирая жизни", к которому, как выяснилось, музыку написал Филип Гласс, чему и посвящена небольшая часть статьи, приводимая ниже:

Кроме качественно выстроенной фабулы (сценарий - Джон Бокенкамп по роману Майкла Пая), у фильма есть еще одно несомненное достоинство - саунд-трек. Имею в виду не только музыку Филипа Гласса, но и вообще работу со звуком. Музыкально-шумовая структура "Забирая жизни" выполнена так, что в отдельные моменты даже покрывает имеющиеся в фильме драматургические недочеты. Четко выдержанную паузу обрывает бьющий наотмашь звук, и вот самая тривиальная ситуация переполняется предчувствием очередной беды. А работа Гласса (заметно перекликающаяся с его знаменитой "Сатьяграхой") выступает как соединительная ткань в этой череде внезапных ударов и тишины. Хотя она звучит несколько анахронично, вопреки традиции аналогичных киносочинений для триллеров и хорроров, есть в этой музыке что-то нервное, дерганое, искусно прописанная неуравновешенность - своего рода акустический портрет психа-убийцы.
Павел Ступин



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное