Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #31 | Тираж 408 экз.


НОВОСТИ с 22.03.2004 по 28.03.04 (10)

Нет на земле живого существа,
Столь жесткого, крутого, адски злого,
Чтоб не могла хотя на час один
В нем музыка свершить переворота

Вильям Шекспир
Кайл Гэнн о MaerzMusik 2004 и современной музыке вообще
28.03.2004http://news.oboe.ru/?id=696
Сегодня завершается проходящий в Берлине фестиваль современной музыки "MaerzMusik", о котором мы уже в свое время сообщали (см. новость #670). Каких-то официальных репортажей об этом интереснейшем событии обнаружить не удалось, зато, как выяснилось, на фестивале присутствовал известный американский композитор, музыкальный критик, педагог и теоретик Кайл Гэнн, который в свободной форме поделился со всеми своими впечатлениями в blog-е PostClassic. Все это тесно переплетается с его рассуждениями о современном состоянии того, что мы называем академической музыкой. Особое внимание уделено спектральной музыке, которой достаточно много прозвучало на фестивале (в частности, премьера нового оркестрового сочинения Тристана Мюрея, написанного специально для фестиваля).

Читать заметки Кайла Гэнна: "New Music in Old Europe", "Thoughts on Attending a New-Music Festival", "Ives and Gann Meet in Berlin".

Также можно ознакомиться с пресс-релизом "MaerzMusik 2004", где можно найти краткое описание фактически каждого из прозвучавших на фестивале произведений.
Павел Ступин
Поэтическое наследие Джона Кейджа
27.03.2004http://news.oboe.ru/?id=695
Как известно, творчество Джона Кейджа выходит далеко за рамки музыки и воплощает себя и в живописи, и в поэзии. В интернет-конференции "Silence" сегодня "промелькнула" ссылка на сайт, где представлено большое количество аналитических работ Марджори Перлофф (она является одним из ведущих американских литературоведов, специализирующихся на современной поэзии) и в том числе посвященная Кейджу статья "The Music of Verbal Space: John Cage's "What You Say"", которая, я предполагаю, заслуживает внимания всех интересующихся этой стороной многогранного таланта Кейджа. Как понятно из названия статьи, в ней речь идет о его сочинении "What You Say", материалом для которой послужила последняя реплика Джаспера Джонса (Jasper Johns), американского художника и близкого друга Кейджа, в одном из интервью, которую [реплику] я привожу ниже (цитируется по тексту буклета к двойному CD mode 84/85 (John Cage Edition, Vol. 20), куда помимо "What You Say" (1979) вошли так же сочиненный "по мотивам" Джаспера Джонса "Art is Either a Complaint or Do Something Else" (1988) и монументальное "Series re Morris Graves" (1973) - все в исполнении самого Джона Кейджа):

What you say about my tendency to add things is correct. But, how does one make a painting? How does one deal with the space? Does one have something and then proceed to add another thing or does one have something; move into it; occupy it; divide it; make the best one can of it? I think I do different things as different times and perhaps at the same time. It interests me that a part can function as a whole or that a whole can be thrown into a situation in which is it only a part. It interest me that what one takes to be a whole subject can suddenly be miniaturized, or something, and then be inserted into another world, as it were.

В самом сочинении текст Джаспера Джонса превращается в свои сложно пересекающиеся друг с другом фрагменты, формально образующие вариант столь любимых Кейджем мезостихов. Прослушать "What You Say" в формате Real Audio можно на странице UBUWEB, посвященной Кейджу (также там представлен еще целый ряд сочинений и интересных комментариев к ним). Говоря о UBUWEB и Кейдже-поэте, нельзя не упомянуть и о находящейся там же статье ""The right to be myself, as long as I live! As if I were a sound.": Postmodernism and the Music of John Cage", автором которой является Нэнси Перлофф (родственница Марджори?).

Возвращаясь непосредственно к статье о "What You Say" и ее автору, хотел добавить, что среди многочисленных статей М. Перлофф есть много интересного: в частности, это введение из ее монографии о Фрэнке О'Харе, который, будучи лично знакомым с Мортоном Фелдманом, посвятил ему стихотворение ("... who'd have thought that snow falls..."), ставшее текстовой основой как ранних фелдмановских "O'Hara Songs", так и "Three Voices [for Joan La Barbara]"; что касается более широкой, нежели музыка, тематики, то здесь есть кое-что и о столь часто цитируемом в нашей почтовой рассылке, да и на самом сайте, Людвиге Витгенштейне: "Wittgenstein's Ladder: Poetic Language and the Strangeness of the Ordinary".
Павел Ступин
Скрипачи хотят больше денег и путеводитель по оркестру
26.03.2004http://news.oboe.ru/?id=694
"Скрипачи оркестра имени Бетховена в немецком городе Бонне подали в суд с требованием поднять им зарплату на том основании, что они за концерт играют больше нот, чем их коллеги.

16 скрипачей боннского оркестра полагают, что они работают гораздо больше собратьев по искусству.

Однако дирижер оркестра Лаурентиус Бонитц сказал, что неразумно сравнивать игру на музыкальном инструменте с какой-либо другой работой. По мнению дирижера, иск скрипачей просто абсурден.

Мастера смычка требуют, чтобы работодатель, город Бонн, платил им примерно на 90 евро больше за каждое выступление и репетицию.
Скрипачи говорят, что кроме вопроса о количестве нот, их беспокоит и еще один момент: несправедливые, на их взгляд, доплаты солирующим музыкантам.

В Германии профессиональный музыкант в оркестре получает более 6 тысяч евро, и это примерно вдвое больше, чем в Британии, сообщает газета "Дейли телеграф".

Музыканты, однако, говорят, что они еще не слишком педантично подошли к вопросу. "Мы могли рассчитать дополнительную цену за каждую шестнадцатую, но мы решили поступить проще", - заявил один из скрипачей.

Дирижер Бонитц тем не менее считает, что если кто-то и заслуживает повышения зарплаты, так это солисты и некоторые другие музыканты оркестра, к примеру, два его гобоиста."


(Оригинал новости на сайте Би-Би-Си. Спасибо одному из наших читателей за эту забавную ссылку. Вот его (читателя) - сайт: Библиотека Вадима Зеленкова.)

Ну что тут сказать... (по поводу этой статьи, я имею ввиду). Требования скрипачей кажутся действительно абсурдными: если им приходится играть больше нот в классической музыке, то лишь потому, что скрипка располагает к этому. (Если соизмерять физические усилия, необходимые для игры на различных инструментах, то исполнять быстрые пассажи, а также длинные ноты на скрипке гораздо легче, чем на духовых инструментах - между прочим, с подобных замечаний начинаются все учебники по оркестровке). Да и вообще, по-моему, количество нот - неточный показатель. Нужно принять в расчет количество смен смычка (вверх-вниз), необходимых смен позиций (положений левой руки на грифе скрипки), а на духовых инструментах - количество взятий дыхания... Стоимость каждой исполненной ноты дополнительно измерять количеством нажатых клапанов, необходимых для ее извлечения. Передувающие звуки на деревянно-духовых и "закрытые" на валторне (когда кулаком прикрывается раструб) должны стоить больше, чем "обычные". Для различия звуков на струнных и духовых инструментах следует ввести весовые коэффициенты оплаты. Ну, и сообразно полученным формулам выплачивать вознаграждение. Правда, есть риск, что некоторые композиции, например Мортона Фелдмана будут слишком "дешевы" (впрочем, тут можно ввести "коэффициент усталости" за повторения одного и того же).

Это все, кстати, будет дисциплинировать не только оркестрантов, но и армаду современных композиторов (кого сейчас больше - композиторов или исполнителей, я не знаю ;-), которые тогда будут хоть немножко думать о музыкантах...

Заодно: ссылка на той странице на сайте BBC ведет на забавный и интересный BBC Orchestra Guide (путеводитель по оркестру от компании BBC). Не помню, видел ли я его раньше (кажется, нет). По-моему, очень хорошо, весело, и в то же время достаточно точно и полно. Много картинок и образцов звучания. Жаль, что этот Путеводитель не переведен на русский язык.
Алексей Зубов
Пьер Булез @ 79
26.03.2004http://news.oboe.ru/?id=693
Сегодня исполняется 79 лет Пьеру Булезу, в связи с чем я отсканировал фрагмент буклета к вышедшему менее года назад на Montaigne (Naive Classique) диску, где записаны "Rituel in Memoriam Maderna" и другие оркестровые сочинения в исполнении "Orchestre national de Lyon" под управлением Дэвида Робертсона. В этом фрагменте буклета преставлено интереснейшее (разумеется, для тех, кто Булезом интересуется в принципе) интервью, взятое у Булеза и Робертсона, где речь идет о реализации новаторских подходов Пьера Булеза к трактовке оркестра на примере уже упоминавшегося "Ритуала", а также более раннего сочинения "Figures-Doubles-Prismes" (кроме этого обсуждается и оркестровка фортепианных "Notations" Булеза).

Дэвид Робертсон, который принимает в этой беседе самое непосредственное участие, является одним из ведущих современных дирижеров (в частности, он включен К. Штокхаузеном в список тех, кому он "разрешает" исполнять свои сочинения). На сайте "Ensemble Sospeso" есть очень занимательное интервью с ним.

Скачать фрагмент буклета можно отсюда. Формат файла - DjVu (для его просмотра требуется либо плагин для браузера, который существует для всех основных платформ, либо редактор DjVu: DjVu Solo 3.1 (для ОС семейства Windows) или DjVu Libre (для Linux и других платформ).
Павел Ступин
Анонс: "Ensemble Sospeso" готовится отметить 75-летие "Андалузского пса"
25.03.2004http://news.oboe.ru/?id=692
"Ensemble Sospeso", один из ведущих ансамблей, специализирующихся на исполнении современной музыки, объявил о готовящемся праздновании 75-летия "Андалузского пса", широкого известного короткометражного фильма, порожденного воображением Луиса Бюнуэля и Сальвадора Дали. Принято решение праздновать путем 4-кратного просмотра фильма, причем каждый раз с различным музыкальным сопровождением: будут исполнены версии, написанные участниками "Ensemble Sospeso" (это Джошуа Коуди и Кёрк Норин), а также Вольфгангом Римом и Эллиоттом Шарпом. До этого я слышал только версии Эрика Сати и Маурисио Кагеля и даже не подозревал о существовании еще целых четырех.
Павел Ступин
Современная музыка в исполнении "Flux Quartet"
25.03.2004http://news.oboe.ru/?id=691
"Flux Quartet", известный многим по записи (CD: MODE 112) максимально медленной версии второго струнного квартета Мортона Фелдмана (около 6 часов), выступил 21 марта с концертом современной музыки в Сан-Франциско, США. Судя по рецензии (J. Kosman, "Zesty West Coast debut for fearless foursome" в "San Francisco Cronicle") на этот концерт - это первое выступление этого сравнительно молодого коллектива (основан в 1996 г.) на Западе США, что привлекло к нему много внимания. В этот раз тоже не обошлось без второго струнного квартета, но не Фелдмана, а Дъёрдя Лигети. Что касается Фелдмана, то его музыка все-таки тоже прозвучала - было исполнено его раннее сочинение "Structures", которое и составило программу концерта вместе с пятым квартетом Джачинто Шелси, "Cat O' Nine Tails" Джона Зорна и первым квартетом занимающего важное место в репертуаре квартета французского композитора Рено Ганьё (Renaud Gagneux) (кстати, согласно информации с сайта Ганьё, несмотря на относительную неизвестность [по крайней мере, для меня], у него есть несколько записей на CD, в том числе и на Teldec Classics, где представлен его "Триптих", концерт для виолончели с оркестром в исполнении М. Ростроповича и Лондонского симфонического оркестра п/у С. Озавы). В целом, рецензия, как, видимо и сам концерт, получилась очень интересной.

У "Flux Quartet" есть свой интернет-сайт, где весьма показательно деление на разделы: biographies, concerts, press, discography, feldman2, contact.
Павел Ступин
Компания Shell стала спонсором Большого театра
24.03.2004http://news.oboe.ru/?id=690
"Подписан договор между Государственным академическим Большим театром и нефтяной компанией Shell на 2004-2007 год, в соответствии с которым компания становится официальным спонсором Большого театра." Нефтяная компания Shell - это та самая, желто-красные ракушки которой мы привыкли видеть вокруг ;-) (см. также картинку справа). Что ж, остается порадоваться и за Shell, и за Большой театр и пожелать им успешного сотрудничества.

Подробности читайте в статье на NEWSru.com.
Алексей Зубов
Гэвин Брайерс в процессе своей работы над "From Egil's Saga"
23.03.2004http://news.oboe.ru/?id=689
BBC Radio 3 создало мини-сайт, посвященный работе Гэвина Брайерса над его новым сочинением под названием "From Egil's Saga". Сочинение пишется по заказу "BBC Radio 3" и "Eastern Orchestral Board", а его первое исполнение с участием "London Sinfonietta" планируется на ноябрь этого года. Вообще, идея этого проекта весьма интересна - по замыслу его авторов, композитор будет вести что-то вроде дневника, где будет делиться своими мыслями о протекающем творческом процессе, а затем этот дневник, в виде интервью, будет публиковаться (равно как и фрагменты музыки). Непосредственно раскрытию этого замысла посвящен отдельный фрагмент беседы с Брайерсом, который можно послушать (как и все остальное) в формате Real Audio.

На данный момент уже можно ознакомиться с треми частями из весьма продолжительного интервью Гэвина Брайерса, данного корреспонденту BBC Radio 3. Интервью очень хорошо структурировано и представлено в максимально удобном для прослушивания виде.
Павел Ступин
Косточка Моцарта и "Золотая маска"
23.03.2004http://news.oboe.ru/?id=688
Известия.ру пишут о постановке "Волшебной флейты" в Штутгарте. Автор рецензии, Екатерина Бирюкова, утверждает, что постановка довольно глубока, несмотря на свой внешний "актуализированный" стиль (сам по себе порядком надоевший):

"В городской опере Штутгарта прошла премьера "Волшебной флейты", в которой от привычного представления о сочинении Моцарта остались только рожки да ножки. Это неудивительно, поскольку поставил спектакль Петер Конвичный, едва ли не главный бунтарь немецкой оперной сцены. Скоро он приезжает в Москву - ставить в Большом театре "Летучего голландца". Так что надо морально подготовиться.

...злобная Царица ночи (Барбара Байер) - здесь страдающая депрессивная алкоголичка в норковой шубе, ее нежная дочь Памина (звезда постановки Александра Райнпрехт) - непокорный тинейджер с голым пузом [...]

...Фирменный стиль Конвичного в другом - в тех щелях и зазорах, которые он постоянно выискивает между оперным театром и остальной реальностью, таким образом то ли разрушая, то ли раздвигая до предела границы этого театра..."


А Андрей Хрипин рассказывает в "Независимой газете" о перипетиях и интригах нынешнего юбилейного премии-фестиваля "Золотая маска".

"...Основной поединок в умах и сердцах жюри, судя по всему, развернется между черняковским «Повесой» и новосибирской «Жизнью с идиотом» Шнитке. [...] Как всегда, невозможно без слез смотреть на номинацию «Оперетта/Мюзикл», в которой красуются две позиции: одиозные «Иствикские ведьмы» московского халтурного производства и «Мэри Поппинс, до свидания!» петербургского."
Алексей Зубов
Первые публикации в JEMS (An Online Journal of Experimental Music Studies)
22.03.2004http://news.oboe.ru/?id=687
На прошлой неделе начал свое существование интернет-журнал JEMS, что ознаменовалось появлением в нем сразу пяти публикаций, две из которых посвящены творчеству многими неадекватно воспринимаего композитора Корнелиуса Кардью (одна из них - сравнительно недавнее интервью с композитором Фредериком Ржевски), а остальные три являются переизданиями уникальных статей, которые до этого были напечатаны в журнале "Contact" в начале 80-х годов. Наибольший интерес из них, конечно же, представляют две: "Vexations and its Performers" британского композитора Гэвина Брайерса об исполнении "Vexations" Эрика Сати, которое относится к числу его сочинений, оказавших на современную музыку наибольшее значение (текст снабжен нотными фрагментами); и "The Experimental Years: A View from the Left" пианиста Джона Тилбери, где речь идет как об опыте исполнения им близкой ему современной музыки (в частности, музыки Кейджа, Фелдмана и Волффа), так и, что более важно в этой статье, о фундаментальном противоречии между экспериментальной музыкой и политическими убеждениями, а также об идеологическом и социальном измерении музыки вообще.

Редакция JEMS обещает и в будущем публиковать не менее интересные материалы. Судя по информации для авторов, которые приглашаются к написанию статей, в ближайшее время нас ожидают статьи, посвященные следующим темам, как они заявлены на сайте JEMS: "British and American experimental music", "Systems and minimalism", "Free improvisation", "'New' tonality".
Павел Ступин



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное