Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #28 | Тираж 410 экз.


НОВОСТИ с 01.03.2004 по 07.03.04 (9)

На этом месте дамы будут вскрикивать
Йозеф Гайдн
о своей симфонии "Сюрприз" (1791)
Основы минимализма от Дэна Ворбёртона
07.03.2004http://news.oboe.ru/?id=672
В "ParisTransAtlantic Magazine" появилась статья музыковеда и композитора Дэна Ворбёртона (Dan Warburton) - "A Working Terminology for Minimal Music" (1988). В статье, которая фактически является выдержкой из докторской диссертации автора, на достаточно большом количестве нотных примеров определяется понятийный аппарат для обсуждения того, что мы называем минимализмом, или минимальной музыкой, а также излагаются основы соответствующей композиторской техники. Автор достаточно много здесь ссылается на "American Minimal Music" - монографию другого музыковеда и композитора-минималиста Вима Мертенса.
Павел Ступин
Мортон Фелдман и Филип Гастон
06.03.2004http://news.oboe.ru/?id=671
Сегодня в британской "Королевской академии искусств" (Лондон) состоится исполнение "For Philip Guston" Мортона Фелдмана - 4-х часового сочинения для трио из фортепиано/челесты, флейт и ударных, которое входит в число его наиболее значительных композиций. Особый интерес этому концерту придает тот факт, что впервые исполнение "For Philip Guston" проходит в галерее, в которой выставляются картины Гастона, непосредственно вдохновившие Фелдмана на написание этой музыки (с января по апрель этого года в "Королевской академии искусств" проходит выставка "The Art of Philip Guston" - здесь можно увидеть работы разных лет, влючая и самые поздние: в них Гастон отошел от столь близкого Фелдману абстрактного экспрессионизма, чем вызвал полное непонимание, даже разочарование, последнего). Перед началом концерта запланировано выступление дочери Гастона - Мьюзы Мэйер (на сайте Мортона Фелдмана есть ее небольшая статья "Guston and Feldman"). В концерте партии фортепиано и челесты будет исполнять Николас Ходжес, который и сообщил о концерте в конференцию rec.music.classical.contemporary.

Более подробную информацию о "For Philip Guston" можно получить из беседы уже упоминавшегося в предыдущей новости Петра Котика с Вальтером Циммерманом под заголовком "On Performing Feldman's "For Philip Guston"". Целый ряд работ Филипа Гастона можно найти на artchive.com.
Павел Ступин
Фестиваль современной музыки MaerzMusik 2004
06.03.2004http://news.oboe.ru/?id=670
Осталось чуть меньше 2-х недель до начала ежегодного фестиваля современной музыки "MaerzMusik", который пройдет в Берлине с 18 по 28 марта. В USENET в конференции rec.music.classical.contemporary появился анонс "Music in Space: Compositions for Three Orchestras" - одного из концертов фестиваля (правда, судя по программе фестиваля, доступной на сайте, это не один, а два концерта), где прозвучат сочинения, написанные для трех оркестров. Планируется исполнить фактически сразу же 4 премьеры: "Variations for Three Orchestras" (2003/04) Петра Котика, который будет и одним из дирижеров и со своим "S.E.M. Ensemble" является главным инициатором самой программы и вообще активным исполнителем музыки для 3-х оркестров - так в 1999 году на "Пражской весне" при его непосредственном участии исполнялись "Группы" Штокхаузена, а также сочинения Эрла Брауна и других современных авторов; окончательная версия "locus…dublure…solus" (2003/04) Олги Нойвирт (кстати, об О. Нойвирт: ее творчество получает все большую известность - в недавнем выпуске журнала "The Wire" опубликовано большое интервью с ней); "Ordinary Matter" (2001/04) Кристиана Волффа, о котором мы совсем недавно писали; и, наконец, "Three Orchids" (2003) Филла Ниблока, с которым Котик и его ансамбль уже давно сотрудничают.

Надеюсь, что репортажи об этом интереснейшем фестивале еще появятся в прессе, - и в таком случае это обязательно будет отражено на нашей ленте новостей.
Павел Ступин
Однонотная симфония Ива Клейна на UBUWEB
04.03.2004http://news.oboe.ru/?id=669
UBUWEB - уникальный интернет-ресурс, посвященный концептуальной и конкретной поэзии, а также концептуальному искусству вообще, представил целый ряд весенних обновлений и в том числе - аудиозапись "The Monotone Symphony" (соч. 1949 г.) Ива Клейна, которая была исполнена в марте 1960 года в парижской международной галерее современного искусства. Ее исполнение вместе с параллельно проходившим актом создания "антропометрий" ("Antropometries of the Blue Epoch" - практиковавшийся Клейном способ создания изображений, когда обнаженные тела погружались в тот самый уникальный клейновский синий цвет и затем, превращаясь в живые кисти, - оставляли свои отпечатки на бумаге: около 5-7 лет назад по российскому телевидению в серии "Открытые небеса" был показан документальный фильм о Клейне с детальной демонстрацией фрагмента записи как раз этого представления) фактически стало вершиной творчества Ива Клейна, который скончался в 1962 году от сердечного приступа. Как несложно догадаться (зная картины Клейна), симфония была "монохромной": партия каждого отдельно взятого инструмента состояла из одной ноты, которая звучала 20 минут с последующей 20-минутной тишиной, во время которой каждый из присутствовавших погружался глубоко в себя и медитировал.

Возвращаясь непосредственно к публикации на UBUWEB: на сайте выложен одноминутный отрывок в mp3-формате (320 kbps, 2.4 Mb - но нужно учесть, что, несмотря на высокий битрейт, это та самая концертная запись достаточно низкого качества; поэтому в качестве альтернативы рекомендую обратиться на другую страницу, содержащую тот же текст (фактически, именно она - первоисточник) и запись в различных форматах файлов, в том числе значительно меньших по размеру.

Дополнительную информацию о творчестве Ива Клейна можно получить на не менее интересном, чем UBUWEB сайте, - "Art Minimal and Conceptual Only".
Павел Ступин
Кристиан Волфф отмечает свое 70-летие концертом в Мэрилендском университете
04.03.2004http://news.oboe.ru/?id=668
Сегодня в Мэрилендском университете (Балтимор, США) проходит концерт, приуроченный к празднованию 70-летия композитора Кристиана Волффа. Сам композитор исполнит "For Prepared Piano" (1951) и отдельные части своих недавних сочинений для фортепиано соло ("Keyboard Miscellany" и "Incidental Music"). На странице, где можно ознакомиться с деталями, кратко изложен путь Волффа от уроков композиции с Джоном Кейджем (о содержании этих весьма странных ;) уроков подробно рассказывается в интервью Воллфа NewMusicBox) до сегодняшних дней. Вообще, как справедливо отмечается в этом небольшом тексте, Волфф является одним из ключевых композиторов, исследующих возможности так называемой открытой формы. Более подробно о Кристиане Волффе можно узнать на посвященной ему странице сайта американского лейбла mode (точнее, одному из CD c его музыкой, на странице есть ссылки и на остальные релизы), где уже выпущено несколько компакт-дисков в серии "Christian Wolff Edition".

Кстати, на той же странице, где пишется о концерте Волффа, представлен список культурных мероприятий, которые планируется провести в Мэрилендском университете в марте-июне этого года. Очень насыщенная культурная жизнь: в частности, на следующей неделе в университетском театре состоится исполнение "Лысой певицы" Эжена Ионеско, чему также посвящен очень небольшой рассказ, сразу же после анонса концерта Кристиана Волффа.
Павел Ступин
Статьи о Брайане Фернейхоу и Гэвине Брайерсе на сайте BMIC
03.03.2004http://news.oboe.ru/?id=667
Снова в наших новостях соседствуют два этих столь различных британских композитора, Брайан Фернейхоу и Гэвин Брайерс (в прошлый раз поводом для такого объединения был день их рождения). На этот раз они стали главными героями статей на сайте "British Music Information Centre". В "Ferneyhough Focus" представлен обзор состоявшегося в середине февраля концерта, где "London Sinfonietta", "Arditti Quartet" и др. исполнили программу из сочинений Брайана Фернейхоу, Джеймса Диллона и ряда молодых британских композиторов (кстати, фрагменты нотных текстов [ок. 3 страниц] как Фернейхоу, так и Диллона можно скачать с сайта "BMIC" в формате pdf, равно как и сочинения Брайерса, речь о которых пойдет ниже [причем у последнего - несколько из них предлагаются для бесплатного скачивания полностью]). Также в статье поднимается классическая (в связи с Фернейхоу) тема: о сложности и колоссальной детализации его нотных текстов (в чем можно легко убедиться, ознакомившись с фрагментами). В частности, в этом контексте автор пишет о телесности опыта восприятия музыки Фернейхоу (в качестве примера приводится его "Time and Motion Study II" для виолончели и электроники, с записью которого мне лично удалось познакомиться - там солист [кстати, об этом мы писали в новости от 16 января] исполняет сложнейшую партию с высокой степенью независимости левой и правой руки, использованием двух педалей, а также не то, чтобы поет, но, скажем так, исполняет вокальную часть своей партии, - так вот: говоря о телесности, видимо, в первую очередь имеется в виду опыт именно исполнения). Кроме того, в статье есть несколько интересных фактов из биографии композитора, в частности, о его педагогической деятельности в университетах США, где он и проживает с конца 80-ых.

Что касается Гэвина Брайерса, то ему посвящена очень интересная статья "Marvellous Aphorisms", где речь идет о ранних его сочинениях (конца 60-ых - начала 70-ых), точнее, об одном их специфическом аспекте: необычных ремарках композитора, которые он оставил в тексте своих сочинений и которые задуманы, как "секреты" автора и исполнителей от слушателей, которые об этих афористичных репликах не имеют понятия в момент восприятия музыки. Также в статье есть любопытные моменты касательно прошлого Брайерса в бытность его нахождения под сильнейшим влиянием Джона Кейджа. Речь здесь идет о двух ранних сочинениях Брайерса: "Made in Hong Kong" и "Far Away and Dimly Pealing". Например, во втором из пречисленных сочинений, по замыслу автора, исполняемые музыкантом звуки должны вопроизводиться таким образом, чтобы в свою реальную громкость они звучали на расстоянии пары километров от исполнителя, но при этом были слышны самому исполнителю - и, что самое интересное, текст сочинения заканчивается признанием Брайерса в том, что его единственная попытка исполнить "Far Away and Dimly Pealing" закончилась полной неудачей; все это сопровождатся весьма пространными комментариями Брайерса о том, как он пытался сыграть это сочинение, и фактически сама эта ситуация с этой невозможностью исполнения вводится в музыку как присущая ей часть. Возвращаясь к возможности ознакомиться с нотным текстом, хочется заметить, что "Far Away and Dimly Pealing" входит в число сочинений, фрагменты которых можно скачать.
Павел Ступин
Рецензия на "Oktophonie" К. Штокхаузена
03.03.2004http://news.oboe.ru/?id=665
На сайте Ингвара Локо Нордина (Ingvar Loco Nordin, регулярный участник ежегодных штокхаузеновских курсов в Кюртене) появилась очередная рецензия на компакт-диск, выпущенный "Stockhausen Verlag". В этот раз таковым стал диск #41: "Karlheinz Stockhausen – OKTOPHONIE; electronic music from TUESDAY from LIGHT" - рецензия, где больший акцент делается на "вскрытии" эмоциональной атмосферы, создаваемой музыкой Штокхаузена, нежели на технических аспектах сочинения.
Павел Ступин
Математическая задачка композитора Иоганна Кунау
01.03.2004http://news.oboe.ru/?id=664
Недавно вышла книга Н.Остроумовой о выдающемся немецком композиторе Иоганне Кунау (1660-1722). В музыкальной истории, основанной на романтической традиции, он известен прежде всего как предшественник И.С.Баха на посту кантора церкви св. Фомы в Лейпциге, но на самом деле он (как и многие другие) являлся крупным композитором, имеющим очень яркое собственное лицо. Книга Н.Остроумовой (М.: Прест, 2003) - первая большая книга о Кунау на русском языке. Вот здесь: часть 1, часть 2 и часть 3 - можно найти биографический текст, написанный Н.Остроумовой для online-журнала mmv.ru. Книгу о Кунау я купил совсем недавно и читаю с большим интересом. Кунау был, как и большинство крупных музыкантов его эпохи, широко образованным человеком (в частности, в современной ему математике). Традиция широкого образования музыкантов была полностью утеряна в романтическую эпоху. Я предлагаю вашему вниманию фрагмент из предисловия И.Кунау к оригинальному изданию его "библейских сонат" для клавира, русский перевод которого опубликован в упомянутой книге Н.Остроумовой:

"Безусловно, существует много искусных сочинений как у наших, так и у итальянских музыкантов. Среди прочих, по моему мнению, стоит автор необычный и восхитительный. Я умалчиваю здесь его имя, чтобы другие, которые тоже могли бы быть упомянуты, не рассердились на меня. Но тому, кто настолько любознателен, что хочет узнать это имя, я хочу доставить удовольствие в качестве Lusu ingenii [Игры ума]. [...]

Прежде всего, он должен узнать, что каждой букве соответствует определенное число, согласно ее положению в алфавите: А означает 1, В означает 2 и так далее.
[Здесь надо учесть, что, согласно старой нумерологической традиции, буквы I и J - это в дальнейшем важно - считаются одной и той же буквой, то есть имеют один и тот же номер в алфавите. Автор книги не совсем точно говорит в примечании для тех, кто желает "самостоятельно решить эту задачу", что "не следует принимать в расчет букву j". Аналогично (из латыни) U и V могут считаться одной и той же буквой, хотя для дальнейшей задачи это несущественно - А.З.] Я не стану раскрывать читателю, веду ли я счет с начала или с конца алфавита. Я делаю это потому, что при счете с конца числовые значения букв не так бросаются в глаза. [Я уже дал подсказку, что в ответе надо нумеровать буквы с начала алфавита - каждая буква латинского алфавита имеет свой порядковый номер, причем I и J считаются одной и той же буквой и имеют один и тот же номер в алфавите - А.З.] Между тем, имя появляется после правильного решения.

Эта алгебраическая задача звучит так: все буквы вместе дают определенное число
[имеется ввиду сумма всех числовых значений входящих в имя букв - А.З]. Первая цифра [то есть числовое значение первой буквы имени - А.З.] составляет четверть от него, если к ней прибавить 4. Вторая на 8 превышает цифру, составляющую восьмую часть целого. Если к третьей цифре прибавить 1, то она будет составлять третью часть от значения первой буквы. Отнимая 4 от остатка, который составят последующие буквы [т.е. сумма числовых значений этих последующих букв - А.З.], получаем такое отношение к предыдущим трем буквам, как между тремя углами треугольника и двумя прямыми углами. Четвертая цифра получается путем утроения предыдущей. И когда к сумме этих четырех букв прибавить 7, то пятая получается извлечением квадратного корня из этого числа. Шестая цифра такова, что если к ней прибавить единицу, получается кубический корень из пятой. Если отнять от седьмой цифры 2, и ту же двойку прибавить к восьмой, то каждая из них составит восьмую часть целого, то есть названной выше и неизвестной суммы.

Кто решит эту задачку, тот может считать себя наполовину Эдипом. Если же уравнение не решается, то можно прибегнуть к учениям Кардани, Вите
[Правильно: Кардано, Виета - это ошибка переводчика, совершенная в силу незнания истории математики :) - А.З.] и других математиков, касающихся извлечения корня, или учению о параболе англичанина Тома Баккери и найти прибежище в основных правилах."

Мне очень понравилась эта задачка композитора. Желаюшие решить ее могут присылать ответ нам на news@oboe.ru. Любознательные умы могут также прислать мне исследование задачи: именно, на самом деле, как нетрудно видеть, Кунау дает избыточные условия. Какие из условий задачи могут быть опущены без ущерба для ответа, вы можете тоже нам написать.

Еще, конечно, задачку можно решать сугубо "обманным" путем - по смыслу задачи, как говорят в школе, ответом должны быть целые числа от 1 до 25 (мы считаем I=J) - среди них полных кубов только два - единица и восьмерка (куб двойки). Поэтому кубический корень из пятой цифры может быть только двойкой (единица, как легко видеть, исключается... да, собственно, единица - это не "настоящий" куб по тогдашним понятиям). Это очень сильно упрощает вычисления, если мы сразу поймем, что пятая цифра тогда - восьмерка (т.е. буква H), и тогда не надо возиться с извлечением корней - получится простая система линейных уравнений. Но интересны прежде всего "честные" решения.

В общем, мы ждем ваши ответы. Через неделю (или около того) мы опубликуем правильный ответ (и, возможно, вариант решения).
Алексей Зубов
Гобойное событие месяца
01.03.2004http://news.oboe.ru/?id=663
Внимание! Внимание! Состоится гобойное событие марта. Филипп Нодель сообщает следующее:

"В Москву в рамках так называемого Второго Московского Фестиваля Старинной Музыки едут Zefiro (не путать с Земфирой и "Шармелем" ;) Это знаменитый и гениальный ансамбль "старинных" дудочников - вот ссылка: www.ensemblezefiro.it

В столицу приедет неизменный костяк коллектива: его отцы-основали - Альфредо Бернардини (исторический гобой) и близнецы Паоло (исторический гобой) и Альберто Грацци (исторический фагот); все о них на можно прочитать на указанном сайте.

Вот программа визита:
  • 2-го марта приземляются в Москве;
  • 4-ого - дают концерт в Музее Современной Истории России (бывший Музей Революции (ещё более бывший Английский Клуб), ул.Тверская, 21), начало в 19.00, в программе произведения Генделя, Пла, Зеленки и др. для разных гобоев, фагота и basso coninuo. Всё это при участии московской клавесинистки Ольги Филипповой и питерского виолончелиста Дмитрия Соколова (солиста "Musica Petropolitana");
  • 5-го - мастеркласс в Конференц-Зале Консерватории. Я буду переводить Альфредычу и Палычу, надеюсь сделать это в форме познавательной лекции для лаймеров, а затем перевести это в форму показательного урока одному нижегородскому начинающему барочному гобоисту, после чего сам тоже надеюсь поиграть. Что до фаготистов, то видимо организуем им отдельное помещение, тоже в Рахманиновском корпусе, о чем будет известно в Конференц-Зале, так что надо всех туда направлять.
Надеются протусоваться здесь числа до 8-го, что, возможно, подразумевает под собой коллективные веселухи в местных тратториях ;)"


Короче говоря, все приглашаются на концерт и мастер-класс. Увидимся, поговорим с Филиппом. Надеемся сделать фоторепортаж и поместить его на oboe.ru.
Алексей Зубов



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное