Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #25 | Тираж 409 экз.


НОВОСТИ с 09.02.2004 по 15.02.04 (7)

Я не люблю давать открытые концерты: Толпа пугает меня, ее дыхание душит меня, ее взгляды сковывают меня, незнакомые лица заставляют меня смущаться
Фридерик Шопен
Павел Ступин @ 23
15.02.2004http://news.oboe.ru/?id=650
Ура, Ура, Ура! Сегодня У Павла Ступина, основного (по сути) ведущего этой ленты новостей, день рождения!

Метель за окном [вариант: Фелдман в MP3].
Павел пишет новости.
Движется лента.


Когда-то давно (летом прошлого года) я предложил одному активному (не по количеству, но по качеству постов) участнику форума ru-classic Павлу Ступину присоединиться к тогдашним авторам этой ленты, взяв на себя летние новости, поскольку упомянутые авторы разъезжались от Интернета подальше. В результате Павел не просто присоединился... а сами видите, что сделал с лентой, и вот какой она стала за последние полгода :). В обозримой (действительно, обозримой!) перспективе планируется несколько дополнений и усовершенствований.

Паша!!! С днем рождения!!! Дальнейшего тебе духовного и музыкального совершенствования!!! Радуй и дальше нас всех примером такого самоотверженного фанатства по отношению к всевозможной современной музыке(действительно современной, написанной в последние годы и живущими авторами) и агитации за нее. Истинные любители музыки так вели себя во все времена, в конце концов, - а последние лет 100 что-то традиция интересоваться современной музыкой стала постепенно теряться... Не любя "современных авторов" (иные из них умерли уж лет 50 назад), иногда что-то говорят про "непонятность их музыки" или "любовь к настоящей классике", в 80% случаев пряча под этим свою элементарную "окаменелость", как говаривал композитор А.Онеггер много лет назад. (Наверное, это даже и не преувеличение... ;-)

Постоянные читатели этой ленты (или соответствующей рассылки Subscribe.ru) могут лично отправить поздравления Павлу по этому адресу.
Алексей Зубов
Интервью из спальни Ростроповича
14.02.2004http://news.oboe.ru/?id=649
Сегодняшний "Московский комсомолец" опубиковал большое интервью с певицей Г. Вишневской, которое произошло в спальне М.Ростроповича.

"...- Неужели ни разу не было случая, чтобы вы невольно сфальшивили?
- С голосом вообще не могло быть никаких случайностей. Я не знаю, что такое 'дать петуха'...
- Вопрос из разряда 'Если бы директором Большого театра была я?'
- Я бы закрыла театр на полгода, распустила труппу, набрала бы по конкурсу новых. Только из России...
- А вы, простите, его дома так и зовете - Ростропович?
- Нет, я его зову Буратино. Он ужасно похож на него, он был худой, нос такой острый, а нижняя губа так чуть вперед. Люди даже не замечают, что я его зову Буратино. А он меня зовет Жабкой..."
Алексей Зубов
Русское издание новой книги о Чайковском
13.02.2004http://news.oboe.ru/?id=648
Не очень давно в издательстве "Эксмо" вышел перевод книги Э.Холдена "Петр Чайковский". Об этой книге журнал Observer писал: "Это превосходная книга... остроумная, непрестанно удерживающая внимание, замечательно подробная... и одновременно трагическая". Книга имеется в продаже и доступна заказом по почте. Вот анонс издательства "Эксмо":

"Жизнь Петра Ильича Чайковского, самого знаменитого русского классического композитора, уже более столетия окутана плотной завесой тайны и досужими слухами. Сначала семейные, а затем советские архивы надежно хранили все подробности интимной жизни и загадочной кончины Чайковского. В печати появлялись лишь фальсифицированные, приглаженные биографии великого композитора, пестревшие белыми пятнами и совершенно неубедительными аргументами.

И лишь теперь у поклонников творчества Чайковского впервые появилась возможность составить полное, без купюр, представление о его жизни, наполненной столь же пронзительно трагическими, а порой и безоблачно лирическими моментами, как и вся его музыка."


Я сам прочитал книгу, что называется, "на одном дыхании". Очень жаль, что последние десятилетия (когда уже, наконец, были открыты для доступа почти все документы и письма, связанные с жизнью Петра Ильича) подробные книги о Чайковском выходят исключительно на Западе, а самой значительной творческой монографией о Чайковском остается четырехтомник Д.Брауна, опубликованный в 1978-1991 (!) годах - и, кажется, до сих пор не переведенный на русский язык. Вот отрывок из книги Холдена (с. 637):

"Сегодня, говоря сухими словами директора Петербургской консерватории, Чайковский "мертвый классический композитор, которого полагается уважать и высоко ценить, не не более того"; по словам же одного из студентов его консерватории, отражающим взгляд постсоветского человека с улицы: "Чайковский выражает и всегда будет выражать Россию не меньше, чем самого себя".
Алексей Зубов
Наши среди лауреатов Grammy 2004!
12.02.2004http://news.oboe.ru/?id=647
8 февраля были объявлены победители Grammy 2004. Полный список победителей можно посмотреть на официальном сайте Grammy. К классической и академической музыке относится раздел 29 (предпоследний, после него идет только Music Video ;-). Раздел 29 состоит из 11 категорий (номера 93-103). В категории "Лучшее оркестровое исполнение" (94) победила запись Симфонии ?3 Малера в исполнении Венского филармонического оркестра под управлением Пьера Булеза. В категории "Лучшее камерное исполнение" (99) - запись "Лирической сюиты" Берга в исполнении Кронос-квартета. "Лучшей записью современного сочинения" (102) стала запись композиции современного американского композитора Доминика Ардженто, а не композиция Д. Куртага, как, наверное, хотелось бы Павлу Ступину ;-). Необходимая дань М.Ростроповичу и М.Венгерову с Лондонским симфоническим оркестром была выплачена в категории "Лучшее исполнение солиста с оркестром" (97) - на всякий случай их альбом номинировался сразу в двух категориях, впрочем, как и диск Булеза с Малером, - тем самым диску с концертами Рахманинова и Прокофьева в исполнении М.Плетнева с Российским национальным оркестром и дирижированием Ростроповича победить в категории 97 не удалось (надо тоже было номинироваться сразу в нескольких категориях!). Е.Кисину в категории солистов без оркестра тоже не удалось стать победителем. Полный список бывших номинантов в разделе "Классическая музыка" можно посмотреть здесь.

Но лауреатом Grammy стал другой альбом с участием РНО (кстати, единственного российского оркестра, запись которого была номинирована на Grammy 2004) - правда, в другом разделе - "Лучшие альбомы для детей" (18) в категории номер 74 "Лучший альбом в разговорном жанре" с мудреным подзаголовком: "преимущественно рассказчик в сравнении с музыкой или пением (For albums consisting of predominantly spoken word vs. music or song)". Это диск с симфоническими сказками С. Прокофьева "Петя и Волк" и Ж.П.Бейнтуса "По следам Волка". Текст читают М.Горбачев, Б.Клинтон, С.Лорен, дирижер - Кент Нагано. Поздравляем всех участников записи с престижной премией!

Читать по теме:
- подробности о записи этого альбома на нашей ленте новостей
- Сообщение пресс-службы РНО
- Grammy для Gorby (известия.ру)
- "И Горбачеву досталось" (известия.ру) (совсем непонятно, почему там написано, что в Россию уедут четыре золотых граммофона. Вряли ли Венгеров или Ростропович повезут их сюда.)
Алексей Зубов
Новое издание "Бесед с А.Шнитке"
11.02.2004http://news.oboe.ru/?id=646
Недавно (сравнительно небольшим тиражом) в издательстве "Классика - XXI" вышло второе издание книги "Беседы с Альфредом Шнитке". Первое издание (выпущенное в другом издательстве в 1994 году) довольно быстро разошлось.

"Основу книги составляют беседы выдающегося композитора XX века с профессором Лондонского университета А. Ивашкиным. Уникальность "Бесед:" - в спонтанности, необыкновенной емкости изложения и сохранении ндивидуальной интонации Шнитке. Тематика диалогов чрезвычайно разнообразна - от воспоминаний юности до философских размышлений о добре и зле, от литературных пристрастий до попыток постичь дух времени. Стержнем бесед является музыка, которая предстает в суждениях Шнитке о собственном творчестве, отзывах о сочинениях современников, миниатюрных аналитических этюдах о музыкальной форме и композиторской технике. В книге также представлены выступления и заметки самого композитора и интервью с ним, высказывания друзей - М. Ростроповича, Г. Кремера, Г. Рождественского и других."

Как мне пояснил один один большой шнинткеман :), эта книга - "библия" для любителей творчества А.Г.Шнитке. Действительно, читать ее крайне увлекательно, особенно потому, что "интервьюер" - знаменитый виолончелист А.Ивашкин - выступает именно в качестве чрезвычайно квалифицированного собеседника, и сам Шнитке в предисловии к книге написал: "Несмотря на всю неполноту таких бесед, именно в них многое было сказано в первый раз и дало мне также пищу для дальнейших размышлений - не говоря уже об очень полезных для меня спорах, где каждый остался при своем, но четче осознал все, что обсуждалось".

Новое издание книги расширено по сравнению с предыдущим: в нем, по всей видимости, впервые составлен полный подробный каталог сочинений Шнитке (вплоть до 1998 г.), добавлены фотографии, относящиеся к последним годам жизни композитора, новые статьи. В Москве я видел эту книгу в магазине "Москва" на Тверской и "Молодая гвардия" (что возле м. Полянка).

Издательство "Классика - XXI" уже давно радует любителей музыки изданием хороших книг. О двух книгах этого издательства я рассказывал в нашей ленте новостей ранее: первом полном русском переводе монографии А.Швейцера об И.С.Бахе и о книге "С. Рихтер. Дневники. Диалоги".
Алексей Зубов
Кельты снова идут в бой: их карникс звучит и сегодня
10.02.2004http://news.oboe.ru/?id=645
На этой странице вы можете почитать об истории восстановления карникса - боевой трубы кельтов; там же можно загрузить аудиофрагмент со звучанием карникса.

"Музыкальные инструменты существовали [уже] две тысячи лет назад: их изображения сохранились на монетах, вырезанных на дереве картинах, монументах. Казалось,эти инструменты бесследно исчезли. Однако, примерно двести лет назад на севере Шотландии, в Дескфорде, была найдена кельтская бронзовая голова дикого кабана - и лишь недавно было установлено, для чего она служила: это был раструб музыкального инструмента - карникса.

В 1991 году начались работы по реставрации этого карникса, и в 1993 году его звук вновь обрел жизнь. На этом [существующем в единственном экземпляре] уникальном инструменте играет лишь один исполнитель - Джон Кенни. Карникс имеет более двух метров в высоту, так что, когда на нем играют, его раструб-голова возвышается над землей почти на четыре метра. Джон Кенни, виртуоз-тромбонист, привносит в свою игру на карниксе множество красок и нюансов.

По иронии судьбы, все существующие в настоящее время произведения для этого древнего инструмента написаны лишь в последнее десятилетие композиторами Найджелом Осборном, Джеймсом Макмилланом, Эдвардом Макгайром, Этьеном Роленом, Джоном Персером, и, конечно, Джоном Кенни. К сочинению музыки для карникса проявляли интерес и другие ведущие композиторы, среди которых - сэр Питер Максвелл Дэвис, Моррис Перт и Джон Максвелл Джеддес.

Начиная с 1995 года, состоялось более 250 концертов и лекций [, посвященных карниксу,] в Шотландии (особенно следует отметить Карникс-Гала-Концерт в Национальном музее Шотландии в августе 1999 г.), Англии, Франции, Германии, Бельгии, Голландии, Норвегии...

Недавно Джон Кенни выступил на Французском Национальном футбольном стадионе перед 65-тысячной аудиторией..."


Вообще-то, я наткнулся на эту страницу довольно случайно: я искал в Интернете фотографию Сары Леонард - известной британской сопрано, исполняющей музыку современных композиторов. Она исполнила главную партию в композиции "Neither" (условно называемой иногда монооперой) Мортона Фелдмана. С этим сочинением я недавно ознакомился - причем с большим удовольствием - по рекомендации Павла Ступина. Сара Леонард участвовала и в записи компакт-диска "Голос карникса".

О галльских воинах и об устройстве карникса (немножко), см., например, здесь.
Алексей Зубов
Delphian Records и другие независимые лейблы
09.02.2004http://news.oboe.ru/?id=644
На scotsman.com появилась интересная статья о "переселении души" академического сегмента индустрии звукозаписи из гигантов в независимые компании. Вообще материал статьи строится вокруг одного конкретного лейбла --- шотландского "Delphian Records" (который, кстати, интересен и сам по себе: в частности, в его весьма эклектичном каталоге, расширяющемся с шагом 1 диск в месяц, можно найти планы на запись всех фортепианных сонат Альфреда Шнитке вместе с попутно готовящимися релизами музыки Луиджи Даллапикколы и испанской музыки эпохи Ренессанса), но и в целом там высказывается весьма здравая, на мой взгляд, идея о том, что будущее (да и настоящее) именно за независимыми компаниями: достаточно вспомнить хотя бы американские New Albion, New World и Mode или немецкие Wergo, CPO и Kairos.

Читать всю статью: Kenneth Walton, "Watch out ... here come the young Turks".
Павел Ступин



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное