Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #23 | Тираж 404 экз.


НОВОСТИ с 26.01.2004 по 01.02.04 (7)

Ноно любит моно, а Берио - стерео.
Народная мудрость
Repertoire Explorer: новости проекта
31.01.2004http://news.oboe.ru/?id=635
На сайте "Repertoire Explorer" появилась информация о целом ряде новых партитур, готовящихся к изданию в самом ближайшем будущем: в их числе, в частности, "Реквием" Макса Регера и "Симфония #3, соч. 27" Карла Нильсена, а также многое другое.

Вообще, "Repertoire Explorer" является во многом уникальным проектом, который держится исключительно на энтузиазме группы профессиональных музыкантов. Идея проекта в том, чтобы буквально вернуть к жизни большое количество сочинений, чьи тексты совершенно незаслуженно вышли "из обращения" по ряды причин.

За два года активной "реставрационной" работы снова стали доступны для широкого круга музыкантов и любителей музыки "утерянные" нотные тексты более чем 180 сочинений, среди которых "4 оркестровые симфонии" К. Ф. Э. Баха, "Поэма для скрипки и оркестра, соч. 25" Э. Шоссона, вторая симфония С. Танеева и многое другое: все вместе они составляют весьма разнообразный репертуар классико-романтической и старинной музыки. С полным списком сочинений, а также информацией о том, как можно присоединиться к участникам проекта, можно ознакомиться на сайте "Repertoire Explorer".
Павел Ступин
Снова о московском концерте музыки Гурецкого
30.01.2004http://news.oboe.ru/?id=634
В прессе появился еще один отзыв (на это раз, более развернутый) о недавнем концерте в БЗМК, где прозвучала третья симфония Гурецкого. Статья-рецензия с подзаголовком "Модные на Западе шедевры московская публика восприняла без энтузиазма" появилась в "Независимой газете". В ней, как обычно в таких случаях (в публикациях о Гурецком), рассказывается про путь композитора от авангарда до "новой простоты" и про безумную популярность этой симфонии.

Также в статье есть любопытная реплика: У современной польской музыки две иконы - Кшиштоф Пендерецкий и Хенрик Миколай Гурецкий. Мне лично всегда казалось, что у современной польской музыки, на самом деле, только одна икона - Витольд Лютославский. ;)

Кроме этого у меня полное недоумение вызывает какой-то парадоксальный интерес к этой симфонии и, в большинстве случаев, равнодушие ко всему остальному. А ведь в творчестве Гурецкого есть сочинения, заслуживающие, на мой взгляд, еще большего внимания: например, "Lerchenmusik" (трио для фортепиано, виолончели и кларнета).

Читать всю статью: А. Хрипин, "Непростой примитив Гурецкого".
Павел Ступин
Луиджи Ноно @ 80 и Маттиас Пинтшер @ 33
29.01.2004http://news.oboe.ru/?id=633
Сегодня исполнилось бы 80 лет Луиджи Ноно и исполняется 33 - Маттиасу Пинтшеру. Если Луиджи Ноно уже фактически является одной из "икон" современной музыки, то Маттиас Пинтшер только начинает свой путь, впрочем уже усыпанный всевозможными успехами. Музыку Пинтшера высоко оценивает сам Хельмут Лахенманн, который отмечает нестандартность и выразительность его музыкального языка, а также "виртуозное чувство звука".

Также хочется отметить, что музыка Пинтшера очень много исполняется, и что немаловажно - музыкантами высочайшего класса: Кент Нагано, Клаудио Аббадо, Кристоф Эшенбах и многие другие (см. также статью об исполнении "en sourdine" Пинтшера на прошлогоднем фестивале "Proms"), и, что особенно удивительно, достаточно часто записывается (в частности на "Teldec" в серии "Teldec New Line" [где, в частности, "по соседству" имеется "Gyorgy Ligeti Project"]).
Павел Ступин
Исполнение "Симфонии #3" Гурецкого в БЗМК
28.01.2004http://news.oboe.ru/?id=632
В "Российской газете" появилась заметка о состоявшемся 26 января в Большом зале Московской консерватории концерте, в котором прозвучала третья симфония современного польского композитора Хенрика Миколая Гурецкого:

Московская публика познакомилась с одним из самых популярных в мире представителей академической музыки. Гурецкий, отметивший в декабре 2003 года свое 70-летие, относится к тому же поколению польских композиторов, что Кшиштоф Пендерецкий и Витольд Лютославский... Фантастическая слава пришла к Гурецкому в 1993 году, когда запись его Третьей симфонии заняла первое место в хит-параде классической музыки журнала Gramophone. Диск Гурецкого по тиражам обошел альбомы многих поп-звезд. Удивительно, что это произведение было написано в 1977 году и до своего сенсационного успеха уже выпускалось в трех различных записях... Но что-то случилось в мировой музыке - и "мистический минимализм" Гурецкого оказался широко востребован. А сам автор по-прежнему живет в родной шахтерской Силезии и, говоря о музыке, цитирует слова Тарковского о том, что искусство - это молитва.

Читать всю статью: Д. Абаулин, "Авангардист из хит-парада: Авторский вечер Хенрика Миколая Гурецкого".
Павел Ступин
Новости с www.stockhausen.org
28.01.2004http://news.oboe.ru/?id=631
Произошел целый ряд интересных обновлений на официальном сайте Карлхайнца Штокхаузена. Во-первых, опубликован буклет с хронологией творчества, исчерпывающим списком сочинений и документальных фильмов о Штокхаузене, дискографией и множеством других не менее интересных разделов. В частности, там есть специальный раздел, где Штокхаузен перечисляет музыкантов, рекомендуемых для исполнения его сочинений. Таких оказалось совсем немного. Например, в число "одобренных" дирижеров вошли следующие: Peter Eotvos, Rupert Huber, Oliver Knussen, David Lawrence, Reinbert de Leeuw, Zsolt Nagy, Arturo Tamayo, Lukas Vis, James Wood. Любопытно, что здесь отсутствует Пьер Булез (в то время как его детище "Ensemble Intercontemporain" есть в списке ансамблей), но это, видимо, из-за принципиальных эстетических разногласий этих двух композиторов. Кроме этого буклета, появился список планируемых в 2004 году концертов с исполнением музыки Штокхаузена. России в этом списке нет и вообще большая часть концертов пройдет в рамках ежегодной школы Штокхаузена в Кюртене. Последней, кстати, посвящен отдельный (весьма внушительный по своим размерам: 3.4 Mb, pdf) документ. Также среди обновлений и новостей - информация о том, что Штокхаузен удостоен звания почетного члена бельгийской "ACADEMIE ROYALE des sciences, des lettres & des beaux-arts" (таким образом, эта академия стала уже 12 в послуном списке композитора). И, наконец, завершаю обзор новостей с stockhausen.org информацией о том, что Штокхаузен планирует принять участие в церемонии открытия белфастского "SONIC ARTS RESEARCH CENTRE", который задумывается как крупнейший в Великобритании центр электроакустической музыки. Церемония, которая также включит в себя несколько концертов, где прозвучат сочинения Штокхаузена, пройдет в конце апреля этого года.
Павел Ступин
Официальный сайт Андрея Рубцова и гастроли РНО в США
27.01.2004http://news.oboe.ru/?id=630
Приятно сообщить об открытии официального сайта Андрея Рубцова, гобоиста (солиста Российского национального оркестра) и композитора - http://rubtsov.oboe.ru. На сайте можно почитать биографию, послушать сочинения Андрея (mp3), скачать их ноты, посмотреть фотографии и др. Андрей - личность в "классическо-музыкальном" РуНете довольно известная: например, его прошлые школьно-младшекурсные проделки остаются очень популярным ресурсом. Он, кроме того - основатель этой ленты новостей и mail-форума ru-classic.

Сейчас Андрей вместе с РНО находится в США в гастрольной поездке. По окончании гастролей РНО Российский национальный духовой квинтет, в котором играет Андрей, продолжит гастроли в США и на Бермудских островах. Любопытно, что в программе выступлений - исполнение его сочинения "Три Настроения", на музыку которого будет осуществлена хореографическая постановка. Кстати говоря, запись "Трех настроений" недавно вышла на диске Российского национального духового квинтета, выпущенного под лейблом "PentaTone Classics" (Нидерланды).

Заодно, раз уж речь зашла о РНО, скажу - с большим опозданием - несколько слов о прошедшем чуть больше месяца назад исполнении симфонической сказки Дж. Корильяно "Повелитель крыс". (Подробный анонс этого совместного проекта оркестра "Русская филармония" и РНО я давал в одной из наших новостей.) Музыка в целом оказалась довольно интересной, вполне "сказочной" и "детской" (имея при этом "серьезные" черты "настоящего" концерта для флейты и оркестра). Гамельнский дудочник Макс сыграл себя очень хорошо (ну, разве что за небольшим исключением малопринципиальных мест;), так что Корильяно мог с достаточным основанием заключить: "Максим превосходно сыграл сольную партию в 'Повелителе крыс'. Он обладает всеми качествами большого артиста - обаянием, темпераментом, выдающейся музыкальностью и совершенной техникой. В сочетании с его молодостью и энтузиазмом эти качества обеспечили великолепное исполнение." (См. статью о концерте на сайте РНО, там же можно посмотреть фоторепортаж.)

Единственное, что довольно сильно, на мой взгляд, испортило представление - это весьма бездарное чтение текста Артемом Варгафтиком. Все-таки для российской премьеры можно было бы пригласить и профессионала... Почему-то подумалось, что именно Алла Демидова совершенно блестяще справилась бы с ролью чтеца в этой сказке. (Манеру чтения Аллы Демидовой я вспомнил в связи с тем ужасом, который она как-то устроила в БЗК. Ей бы гораздо лучше удался "Повелитель крыс"... ну, если конечно, она не побрезговала бы унизиться до детской сказки - ведь это ее могло бы отвлечь от игры с ее богом.)

Кстати, меня очень позабавила мораль, которую Варгафтик предпослал всей сказке - дескать, дети, из этой сказки вы узнаете, что волшебников, особенно добрых (?), обманывать нельзя... Может быть, я старомоден, но с раннего детства я мораль этой сказки воспринимал в более широком смысле: давши обещание - неважно, волшебнику или нет - надо это обещание всегда выполнять. Ну и легенда-то, по крайней мере, вот этом варианте, очень грустная, если не сказать страшная - что отражено, между прочим, в музыке Корильяно.

"Театрализация" музыки была забавной, но все-таки... немножко недоделанной и чуть-чуть любительской. Но не буду об этом, все было достаточно хорошо. Алексей Бруни совершенно замечательно смотрелся в роли Крысиного Короля. Андрей Рубцов, игравший партию первого гобоя в этом концерте, тоже по-своему отличился в постановке :-). Именно, когда вся духовая группа, изображая горожан, надела береты (это произошло в тот момент, когда речь пошла о жителях города, и зазвучал "Марш бюргеров") - все их надели по-обычному, почти горизонтально, а Андрей нацепил берет на себя практически вертикально, очень залихватски, на манер десантника на дембеле. (Как это делается, можно посмотреть, например, вот здесь на сайте одного десантника-ст. сержанта запаса.) Впрочем, если судить по старинным журналам мод, то есть простите... старинным гравюрам, в моде гамельнской молодежи XIII века была именно такая, вертикальная, посадка берета, так что Андрей поступил весьма и весьма "аутентично".
Алексей Зубов
Эллиотт Картер: инстинкт писать музыку
26.01.2004http://news.oboe.ru/?id=629
В Guardian опубликована статья, посвященная Эллиотту Картеру, который в свои 95 лет продолжает более чем активно писать музыку (причем, как отмечают некоторые ценители его творчества, целый ряд сочинений из созданных им в последние годы относится к числу наиболее ярких и значительных для музыки Картера вообще). Как заметил автор этой статьи, из выдающихся композиторов за всю историю музыки подобную "вторую молодость" переживали разве что Верди или Гайдн, но случай Картера все равно остается беспрецедентным.

В статье схематично обрисован долгий творческий путь Картера, его круги влияния (Айвз, Варез и др.) и взаимоотношения с экспериментальной американской музыкой, к которой Картер относится весьма скептически (на примере Кейджа): Я думаю, что его не-музыка достаточно быстро изжила себя. Кейдж сказал, что любой шум может быть музыкой - так-то оно так, но это было известно с самого начала; разница лишь в том, что особого желания слушать такую "музыку" ни у кого не возникало.

Также в статье есть информация о планах Картера на будущее: новое оркестровое сочинение по случаю 80-го юбилея Пьера Булеза и, возможно, 6-ой струнный квартет, а также - кто знает - может и второе столетие его композиторской деятельности.

Читать всю статью: T. Service, "E. Carter: Don't Stop Me Now".
Павел Ступин



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное