Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #16 | Тираж 388 экз.


НОВОСТИ с 15.12.2003 по 21.12.03 (7)

... мелодии нет, просто ноты, мириады крохотных толчков. Они не знаю отдыха, неумолимая закономерность вызывает и к жизни и истребляет, не давая им времени оглянуться, пожить для себя. Они бегут, толкутся, мимоходом наносят мне короткий удар и гибнут. Мне хотелось бы их удержать, но я знаю: если мне удастся остановить одну из этих нот, у меня в руках окажется всего лишь вульгарный, немощный звук. Я должен примириться с их смертью --- более того, я должен ее *желать*: я почти не знаю других таких пронзительных и сильных ощущений.
Жан-Поль Сартр
"Тошнота" (1938)
Фестиваль "John Cage Uncaged"
21.12.2003http://news.oboe.ru/?id=581
C 14 по 17 января приближающегося 2004 года в Лондоне пройдет очередной (уже 8-ой) ежегодно проводящийся фестиваль "January Composer Weekends", который на этот раз будет посвящен Джону Кейджу , "композитору, писателю, художнику и эксперту по части грибов" (имеется в виду тот общеизвестный факт, что Кейдж даже в грибах пытался [и, видимо, небезуспешно] услышать музыку, развивая идею 4'33 - тишины не существует). Фестивали, которые совместными стараниями организовывают "Guildhall School of Music and Drama" и "BBC Symphony Orchestra", являются ретроспективами, в ходе которых исследуется творчество композиторов, сформировавших фактически современную музыку в том виде, в каком она сейчас существует (так, например, недавние фестивали из той же серии были посвящены Альфреду Шнитке, Джону Адамсу и Марку-Энтони Тёрнейджу). Примечателен также тот факт, что свободный вход является обязательным атрибутом практически каждого мероприятия фестиваля (за исключением одного концерта).

Творчество Кейджа многомерно и программа фестиваля, насколько это возможно, нацелена на то, чтобы максимально отразить это. Помимо "традиционных" (в той мере, в какой это слово вообще может быть применено к Кейджу) концертов и лекций не обойдется и без хеппенингов: будет "исполнен" знаменитый "Musicircus", действие которого будет разворачиваться на сцене, в фойе концертного зала, коридорах и подсобных помещениях (как отмечается в пресс-релизе [не знаю, почему этому придали особое значения], не исключено, что также и в туалетах Barbican Hall).

Все детали о предстоящем фестивале доступны здесь.
Павел Ступин
Новая книга о К. Штокхаузене
20.12.2003http://news.oboe.ru/?id=580
На официальном сайте Карлхайнца Штокхаузена появилась страница, посвященная недавно вышедшей книге Гюнтера Петерса "Holy Seriousness in the Play". Судя по введению, содержанию и весьма продолжительным фрагментам (которые доступны для скачивания в формате pdf), предметом книги является не столько техническая сторона творчества Штокхаузена, сколько более общие вопросы: философия его музыки, символизм и духовность вообще. Все материалы, включенные в это издание (4 эссе), представлены как на немецком, так и на английском языках.
Павел Ступин
Анонс: интернет-трансляция концерта музыки Тома Джонсона
18.12.2003http://news.oboe.ru/?id=579
22 и 25 декабря на сайте De Concertzender можно будет услышать концерт, где прозвучат сочинения Тома Джонсона - одного из наиболее значительных американских композиторов-минималистов, а также известного музыкального критика, который много лет (с 1972 по 1982 гг.) был бессменным автором музыкальной колонки в Village Voice, который затем все вместе были опубликованы в виде отдельной книги (The Voice of New Music). В программу концерта вошел, в частности, ключевой для всего творечества Т. Джонсона опус - "Chord Catalogue".
Павел Ступин
Интернет-концерт музыки Эрла Брауна
17.12.2003http://news.oboe.ru/?id=578
С 15 декабря по 15 января на сайте одного из интернет-проектов American Music Center будет доступен для просмотра и прослушивания концерт, посвященный памяти Эрла Брауна, представителя так называемой Нью-Йоркской школы - пятерки столь непохожих друг на друга, но при этом объединенных идеями новаторства композиторов, в которую, помимо Брауна, входили Джон Кейдж, Мортон Фелдман, Кристиан Волфф и Дэвид Тьюдор.

Эрл Браун, скончавшийся летом прошлого года после длительной болезни, лично участвовал в составлении программы концерта: им был определен набор сочинений и порядок их исполнения. В результате в программе оказались композиции, написанные Брауном, начиная с 50-х годов и заканчивая 90-ми - практически весь его творческий путь.

Со всеми деталями и с самим концертом, который состоялся 20 ноября этого года, можно ознакомиться здесь.

Также хочется отметить, что важную роль в популяризации музыки Брауна в России сыграл документальный фильм, посвященный его творчеству, который был показан в этом году на телеканале "Культура" в одной из передач цикла "Классики современного искусства" Нины Зарецкой (еще одним героем этого замечательного цикла был другой американский композитор - Мортон Суботник).
Павел Ступин
Гамельнский флейтист по имени Макс: российская премьера музыкальной сказки Дж. Корильяно
17.12.2003http://news.oboe.ru/?id=577
В ближайшую субботу, 20 декабря, состоится первое исполнение в России симфонической сказки Дж. Корильяно "Повелитель крыс". Я воспроизвожу анонс и фотографию из журнала "Ваш досуг". (Пока что в интернет-версии журнала эта статья не появилась, но если она появится, то я сразу поставлю ссылку).

"Однажды в город Гаммельн, осажденный крысами, пришел музыкант-волшебник. Сыграл на флейте - и крысы покинули город. А когда жадные гаммельнцы обманули флейтиста, он заворожил своей музыкой и навсегда увел из города их детей... Эта сказка братьев Гримм вдохновила самого Моцарта на создание онеры 'Волшебная флейта'. А симфонический оркестр Москвы 'Русская Филармония' при участии Российского национального оркестра сделал сказку былью: в субботу 20 декабря звуки 'волшебной флейты' соберут ребят на концерт-фантазию 'Повелитель крыс' американского композитора Джона Корильяно. В главной роли флейтиста-волшебника выступит молодой солист РНО Максим Рубцов, а 'помогать' ему будут юные ученики московских музыкальных школ и училищ.

'Повелитель крыс' стоит в одном ряду с такими детскими симфоническими произведениями, как 'Карнавал животных' Сен-Санса и 'Петя и волк' Прокофьева. Хотя сказка о гаммельнском крысолове и называется 'Концерт-фантазия для флейты с оркестром в семи частях', это прежде всего спектакль. Кстати, на премьеру ожидается приезд самого Джона Корильяно."


Примечание к фотографии: у Максима Рубцова по жизни не столь злодейское выражение лица (тут он, очевидно, в актерском образе). Впрочем, за исключением маленького мальчика в центре, все дети, судя по фотографии, отнюдь не прочь сбежать подальше от родителей вместе с флейтистом-волшебником Максом...

И еще. Как всегда, я не могу не побрюзжать по поводу рекламного журнального текста ;-). Не очень понятно, почему написали "Гаммельн" с двумя "м" (по-немецки это Hameln, по-английски Hamelin. Ну, будем считать, что было какое-то средневековое написание с двумя "m"). И я так и не понял, как связан сюжет "Волшебной флейты" с легендой о Гамельнском крысолове. Ну, разве что, если пользоваться терминологией компьютерных игр вроде "Герои Меча и Магии", флейты в обоих случаях обладают призывающей функцией. Да и то, как сказать... Дело-то было в Гамельне холодным летом 1284-го, и Крысолов играл на какой-то pfeiffe (дудочке свирельного типа), а не на современной клапанной флейте. (У Тамино в опере Моцарта должна быть "классическая" двухклапанная траверс-флейта). Но это неважно, конечно: инструментальный "аутентизм" в данном случае совершенно неуместен :). Вот еше ссылки: Итак, сказка будет в Концертном Зале им. Чайковского 20 декабря. Начало в 14-00(!!!). Исполняют: Симфонический оркестр Москвы 'Русская филармония' при участии Российского национального оркестра. Дирижер - А.Ведерников, солист - М.Рубцов (флейта). Текст читает А.Варгафтик.

Джон Пол Корильяно (род. в 1938г.) - один из известнейших композиторов своего поколения. Обладатель Пулитцеровской премии (2001 г.) в области музыки, Королевской премии Эдди Медоры (2001 г.) и 'Оскара' (2000 г.) за оригинальную музыку к фильму 'Красная скрипка'. Живет в Нью-Йорке, США.

На фото справа - Джон Корильяно (слева) и Андрей Рубцов. О чем, интересно, они беседуют? О своих композиторских делах, не иначе... Андрей в концерте 20-го числа будет играть партию 1-го гобоя.
Алексей Зубов
Мировая премьера новой оперы Олги Нойвирт
16.12.2003http://news.oboe.ru/?id=576
В Граце, Австрия, состоялась мировая премьера "Lost Highway" - новой оперы Олги Нойвирт / Olga Neuwirth, поставленной по мотивам одноименного фильма режиссера Дэвида Линча. В связи с этим событием на andante.com появилась статья, выдержка из которой приводится ниже:

Neuwirth's complex score is performed by live orchestra (including electric guitar and antiphonal harmonicas) augmented by electronic instruments and pre-recorded sounds; vocal lines are sometimes doubled by sampled recordings of the singers which have been digitally altered. (For instance, a character might sing a sort of duet with a tape and then be echoed by an instrument in the orchestra.) Dotted with reverberant gongs, scratchy violins, the repetitious click of a cracked LP and quotations from various sources (including "What Keeps Mankind Alive?" from Weill's Threepenny Opera and the pop tune "This Magic Moment"), the music is a perfect complement to the slow burn of Fred's anxiety and paranoia over Renee's vague past (it is intimated that she was a prostitute and made porn films), and paves the way for the psychological cataclysms about to occur in a way at which the film can only hint.

As academic as it may sound when described, Neuwirth's writing is surprisingly passionate: its emotions sneak up on you with a strangely cumulative effect.


О. Нойвирт - одна из наиболее талантливых европейских композиторов нового поколения (1968 г. р.), сочинения которой активно исполняются ведущими ансамблями мира, например, Ensemble InterContemporain п/у Пьера Булеза и нью-йоркским Ensemble Sospeso, кстати, отдельная страница сайта которого посвящена Олге Нойвирт.
Павел Ступин
В Великом Новгороде будет открыт памятник С.В.Рахманинову
15.12.2003http://news.oboe.ru/?id=575
В великом Новгороде заканчивается объявленный летом этого года конкурс проектов памятникa Сергею Рахманинову. Согласно сообщению канала "Великий Новгород",

"Сегодня в Великом Новгороде откроется выставка конкурсных проектов памятника композитору Сергею Рахманинову. [...] на суд новгородцев в Центре музыкальной культуры имени Рахманинова [...] будут представлены 6 проектов, среди которых посетители выставки смогут выбрать наиболее понравившийся и проголосовать за него [...] Предполагается, что памятник композитору, родившемуся 1 апреля 1873 года в местечке Семеново Новгородской области, будет отлит из бронзы и установлен под стенами Новгородского Кремля [...] в 2005 году."

А в Москве уже есть памятник Рахманинову, который, по словам пианиста В.Мержанова, "хорошо передает характер Рахманинова, величие его музыкальных замыслов, его духовность. Они отражены замечательно. Но если говорить о деталях, то восхищает, как мастер [Олег Комов] вылепил руки Рахманинова. Они удивляют, сразу понимаешь, что перед тобой пианист, музыкант огромного таланта" - cм. "Слово о Рахманинове" на сайте "Голос России".

Ссылки по теме:
Алексей Зубов



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное