Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #15 | Тираж 390 экз.


НОВОСТИ с 08.12.2003 по 14.12.03 (12)

Почему честный человек должен бояться изменить свое мнение в более зрелом возрасте? Неужели он должен всегда оставаться рабом поры своей незрелости?
Арнольд Шёнберг
Э. Картер @ 95: новые CD
14.12.2003http://news.oboe.ru/?id=574
Ветеран современной музыки, американский композитор Эллиотт Картер отпраздновал 11 декабря свое 95-летие. Как известно, его творческая активность, несмотря на преклонный возраст композитора, нисколько не снижается. Подтверждением тому стал выпуск целого ряда CD с музыкой Картера разных лет (в том числе и самые последние сочинения), который осуществили ведущие лейблы, специализирующиеся на современной музыке. Именно этому было посвящено одно из сообщений в rec.music.classical.contemporary, где кратко описаны все релизы. Здесь же я хочу привести ссылки на соответствующие страницы лейблов, где можно уточнить, какие именно произведения вошли на каждый из указанных CD и в чьем исполнении, а также познакомиться с рецензиями:
Павел Ступин
Как правильно произносить фамилии музыкантов
13.12.2003http://news.oboe.ru/?id=573
Как известно, академическая музыка полна многочисленных сложностей, с которыми можно столкнуться при ее восприятии, и далеко не последней из них является проблема правильного произнесения фамилий музыкантов и других многочисленных имен собственных, которыми буквально кишит этот музыкальный мир. К счастью, существует специальный словарь Pronouncing Dictionary of Music and Musicians, который во многом решает эту проблему. Словарь снабжен детальным предисловием и инструкциями по использованию. Его электронная версия доступна в форматах PDF и Word Perfect (каждая буква - в отдельном файле). Словарь рассчитан на англоязычного читателя, но, думаю, может оказать очень полезным и всем остальным.

Вот одна из статей словаря (в упрощенном виде, без спец. символов): Xenakis / Iannis Xenakis / ee-AHN-niss kseh-NI-kiss (а я всю жизнь ошибочно думал, что на английском это будет звучать что-то вроде "ЗИнэкис").
Павел Ступин
Берлиоз @ 200
13.12.2003http://news.oboe.ru/?id=572
В связи с 200-летним юбилеем Берлиоза, который отмечался 11 декабря, в La Scena Musicale появилась статья Нормана Лебрехта "Hector Berlioz - The unloved genius", об основной мысли которой несложно догадаться из ее названия.

Небольшой фрагмент:

Seldom has a prophet enjoyed less honour in his own land. No street in Paris bears the name of Hector Berlioz. France cannot forgive his refusal to recognise the innate superiority of its culture. Berlioz turned abroad for his inspiration - to Shakespeare for Romeo et Juliette, Byron for Harold en Italie, Goethe for Faust, Beethoven for orchestral bombast.
Павел Ступин
"Arnold Schoenberg Center": новости
13.12.2003http://news.oboe.ru/?id=571
На сайте Arnold Schoenberg Center - два значительных обновления. Во-первых, появилось интернет-радио, где теперь регулярно транслируются записи сочинений Шенберга, лекции композитора и передачи, посвященные анализу его произведений. Во-вторых, теперь в формате Real Audio стали доступны для прослушивания ВСЕ сочинения, когда-либо написанные Арнольдом Шенбергом. Записи произведений находятся в разделе Catalogue of Works / Compositions.
Павел Ступин
Рубцов играет Моцарта
13.12.2003http://news.oboe.ru/?id=570
Наглая самореклама: в понедельник в Малом зале ММДМ в 19:00 я буду играть симфонию-кончертанту Моцарта для квартета духовых и оркестра.

Если интересно - приходите.
Андрей Рубцов
Фестиваль музыки С.Прокофьева
13.12.2003http://news.oboe.ru/?id=569
В Москве 7-28 декабря проходит Фестиваль памяти Сергея Прокофьева, организованный силами Московской консерватории и посвященный 50-летию со дня смерти композитора. Прошли уже три концерта (открытие, "Прокофьев и Мясковский", "Все оригинальные сочинения для скрипки соло и скрипки с ф.п."). Вот расписание оставшихся:

13 декабря, РЗК, 19.00 (сегодня)
Прокофьев и его время. Прокофьев, Мясковский, Стравинский, Глиэр, Шостакович, Пуленк - сочинения для фортепиано
15 декабря, РЗК, 19.00
Камерно-вокальная музыка и сцены из опер
17 декабря, РЗК, 19.00
Камерная музыка: Соната для флейты и ф.п., Баллада для виолончели и ф.п., Квинтет для скрипки, альта, гобоя, кларнета и контрабаса ("Трапеция"), Квартет ?1, Увертюра на еврейские темы для кларнета, двух скрипок, альта, виолончели и ф.п.
19 декабря и 26 декабря, МЗК, 19.00
в двух концертах: все сонаты для фортепиано, 10 пьес для ф.п. из музыки к балету "Ромео и Джульетта", "Вещи в себе", 6 пьес для ф.п. из балета "Золушка"
28 декабря, БЗК, 14.00 (!)
Концерт ?2 для ф.п. с оркестром, симфония ?3
(РЗК, МЗК, БЗК - это Рахманиновский, Малый и Большой залы консерватории.) Исполняют студенты, аспиранты и преподаватели Московской консерватории. Приятно отметить, что в концерте 17 декабря принимает участие наш Филипп Нодель (гобой). С проведением фестиваля чуть-чуть все-таки опоздали, поскольку годовщина смерти Прокофьева отмечалась еще 5 марта, но зато вход на все концерты - свободный.

Интересно, что на время проведения фестиваля пришлись выступления Владимира Ашкенази с необычной программой (см. также этот репортаж и крайне любопытное интервью В. Ашкенази И.Овчинникову в "Русском журнале") и скандально раскрученная постановка "Ромео и Джульетты" С.Прокофьева на Новой сцене Большого театра 13, 16, 17 и 23 декабря.

Из вступительной заметки музыковеда Н.Савкиной к буклету прокофьевского фестиваля 7-28 декабря:

"Подобно Пушкину, Прокофьев принадлежит к вечно живым и движущимся явлениям; музыка его по прошествии десятилетий слышится иначе. [...] Композитор создал собственную картину мира, и этот мир не лежит во зле. В нем - весь спектр мирозданья, но он прекрасен и добр [...] Фестиваль Московской консерватории - свидетельство нашего почитания и любви к великому русскому гению"

Да, пожалуй, мир Прокофьева не лежит во зле (по крайней мере, в том смысле, как он лежит, скажем, у Шостаковича). Это обстоятельство вместе со сложностью прокофьевской музыки всегда вызывало некое не преодоленное до сих пор неудобство в восприятии его творчества широкими массами :), поскольку оно не всегда как бы вписывается в картину "угнетаемого сталинщиной творца". Ашкенази в цитированном выше интервью, кажется, с некоторой долей удивления говорит: "У Прокофьева все было более странно: на несвободу он никогда не жаловался", а И.Р.Шафаревич в своей известной заметке о Шостаковиче пишет, что Прокофьев "умел уходить в какое-то четвертое измерение красоты и иронии и оттуда посмеиваться и над пасомыми и над их властителями (как, например, в забавной оратории на слова классиков марксизма, написанной в 1937 г.!)". (Вообще, по-моему, "Кантата на 20-летие Октября" - предельно серьезное сочинение, никакой "иронии" там нет, а полностью оно было впервые исполнено только в 90-х годах прошлого века, после чего признано "пожалуй, наилучшим хоровым произведением из сочинений советских композиторов". Шафаревич вряд ли ее слышал на момент написания заметки.)

Возможно, Прокофьев никуда "не уходил", а просто "там всегда и был" самым естественным образом. Некоторый свет на вопрос могут пролить его записи в дневнике, вроде следующих (это 1924 год, когда Прокофьев увлекся идеями Christian Science. Конечно, не следует считать, что это что-то вроде Credo Прокофьева, которому он стал следовать до конца жизни):

"Christian Science говорит, что материальный мир нереален и что грех (ошибки) тоже нереальны, ибо Бог всеобъемлющий, и мог создать только доброе, поэтому только доброе реально, ошибки же и материальный мир ирреальны. Однако я нигде не мог найти, откуда же в таком случае пошли эти нереальные вещи, какая их отправная точка и что двинуло их от этой точки. Думал об этом и пришел к следующему заключению: для того, чтобы человек не был тенью, а существовал разумным и индивидуальным, ему была дана свободная воля; проявление этой воли повело в некоторых случаях к ошибкам; материализовавшиеся ошибки суть материальный мир, который нереален, так как он ошибочен....

Мне уже раньше приходила мысль, что люди, верящие в бессмертие, - бессмертны, а неверящие - смертны; те же, которые колеблются, должны родиться еще раз. К этой же последней категории, вероятно, относятся неверящие в бессмертие, но у которых духовная жизнь превышает материальную. "


Ну, а чтобы закончить тему "Прокофьев и смерть" как-то более в духе нашей ленты новостей :-), в заключение приведу еще одну цитату из дневника 26-летнего Прокофьева (1917):

"...не спалось, мне стало казаться, что после смерти все же крайне неприятно быть заколоченным в гроб и отправленным под землю. Но быть сожжённым тоже досадно и крайне глупо стоять в баночке в виде пепла. Я решил, что завещаю мой скелет в музей, дабы меня там поставили под стекло. У ног будет надпись: "Друзья, мне приятно, что вы здесь".
Алексей Зубов
Русская академическая музыка
12.12.2003http://news.oboe.ru/?id=568
Ну что ж, господа, вот и пришло время воспользоваться своим служебным положением и прорекламировать сайт своего хорошего друга Алексея Чернова, который называется Русская академическая музыка.

Таки да, сайт существует уже долгое время и напоминает мне себя в более молодые годы, когда хотелось наполнять, наполнять, наполнять Интернет новыми материалами по классической музыке. В регулярности и интересности обновлений сайта Алексея можно убедится на его страничке обновлений.

Не пропустите mp3-архив со специфической музыкой - Юлиан Скрябин, Мосолов, конечно же любимый автором сайта Мясковский и Юрий Буцко. Зайдите в нотный архив: Мусоргский, Скрябин, Мосолов, Мясковский, Рахманинов. Есть еще аналитический раздел со статьями для музыкантов-профессионалов и голосования.

Отдельно для меня стоит раздел, в котором Алексей поместил несколько своих сочинений. Не могу удержаться от рекламы моего любимого фортепианного квинтета. На этом сайте можно послушать его целиком.
Андрей Рубцов
Какие новости у РНО?
11.12.2003http://news.oboe.ru/?id=567
Ну что же, вот вам парочка новостей от РНО:

Две записи Российского национального оркестра стали номинантами 'Грэмми'.
"В номинацию 'Лучший альбом для детей с участием рассказчиков' вошел диск, на котором записан знаменитый 'Петя и волк' Сергея Прокофьева и новое сочинение 'По следам волка', созданное по заказу РНО французским композитором Ж.-П. Бейнтусом. Героями новой сказки, действие которой происходит в наши дни, снова являются мальчик и волк. Однако их встреча протекает совсем не так, как у Прокофьева, ведь с тех времен мир сильно изменился.... Дирижер - Кент Нагано. Вступительный текст записал Михаил Горбачев. Тексты сказок читают София Лорен и Билл Клинтон. Диск вышел на фирме ПентаТон Классикс.

Пианист Михаил Плетнёв и дирижер Мстислав Ростропович стали номинантами в категории 'Лучшее выступление солиста с оркестром'. Они выдвинуты на 'Грэмми' за запись концертов Прокофьева и Рахманинова с РНО, вышедшую на фирме 'Дойче Граммофон'.


А 20 декабря произойдет российская премьера симфонической сказки 'Повелитель крыс' Джона Корильяно, которая состоится в Концертном зале им. П. И. Чайковского 20 декабря в 14 часов. Исполнители: Симфонический оркестр Москвы 'Русская Филармония', дирижер - Александр Ведерников, солист - артист Российского национального оркестра Максим Рубцов (флейта), текст будет читать Артем Варгафтик.

И еще, дирижерская коллегия Российского национального оркестра пополнилась двумя новыми членами: в нее вошли Александр Ведерников и Владимир Юровский.
Об этом подробнее - здесь
Андрей Рубцов
Иракский оркестр сыграл Бушу сладкие звуки свободы
10.12.2003http://news.oboe.ru/?id=566
BBC продолжает репортажи о Национальном симфоническом оркестре Ирака, который только что выступил в Вашингтоне:

"...Поездка музыкантов была организована властями США. На концерте в центре Кеннеди присутствовали президент США Джордж Буш и госсекретарь Колин Пауэлл. [...] Колин Пауэлл назвал этот концерт "сладкими звуками свободы"..."

Читать всю статью (рус.)

А вот интересно, у всех ли музыкантов НСОИ сняли отпечатки пальцев при выдаче виз?
Алексей Зубов
Ю. Темирканов отмечает 65-летие и протестует против "прогрессивных" постановок
10.12.2003http://news.oboe.ru/?id=565
Сегодня прославленному дирижеру Ю.Темирканову исполняется 65 лет. Накануние "Известия.ру" опубликовали его весьма большое интервью :

"...Контракт с Лионским театром я подписал еще четыре года назад. Начинаю работать с оркестром, все в порядке. И вот наступает время репетировать с певцами: я дирижирую и краем глаза вижу, что на сцене происходит нечто загадочное, вернее, невообразимое. Я прошу ассистента встать за пульт и начинаю смотреть. Герман со словами "прости, небесное созданье, что я нарушил твой покой", хватает Лизу за мягкое место. Дальше еще лучше - в конце мизансцены она просто хватает его за грудки и кладет на себя. Вот такая прогрессивная, тонкая постановка. Я закрыл ноты и сказал: "Ребята, я в этом... не участвую". И уехал, порвав контракт. У меня таким образом случился почти месячный отпуск....

...Мне приятно, что у нас президент, с которым можно говорить о музыке, о проблемах российской культуры. До Путина я не мог прийти к главе государства и обсуждать с ним такие проблемы... Об этом писать, конечно, не надо.

- Почему?

- Кто-нибудь прочтет и скажет: "И этот подлизывается к главе государства, подстраивается под власть". А я это всегда ненавидел и теперь не люблю. Интеллигентов, которые вертятся перед лицом власти, презираю. И не хочу, чтобы меня поставили в их ряд..."


Хорошо Темирканову - может себе позволить принципиальность за сто тысяч долларов :-) (читайте статью). А с "верчением перед лицом власти" связана тематика двух недавних московских концертов В.Ашкенази, которые прошли на фоне разного рода Фестивальных Приглашений. Кстати говоря, последний из Приглашенных - дирижер Дж. Конлон - выступит сегодня с НФОРом, а соло в скрипичном концерте Берга будет исполнять В.Спиваков. Этим концертом закроется 2-й фестиваль "Владимир Спиваков приглашает". Но обо всем этом - попозже.

Ссылка по теме: Выдающийся дирижер Юрий Темирканов отмечает юбилей (NEWSRu.com). C днем рождения дирижера поздравил президент России Владимир Путин.
Алексей Зубов
Более чем 2 млн. USD за Скерцо Бетховена
09.12.2003http://news.oboe.ru/?id=564
В прошлую пятницу (5 декабря) на аукционе Sotheby's был продан нотный автограф Бетховена - 31-страничная рукопись Скерцо из одного из "голицынских" квартетов, op.127 (1825 г.). Об этом сообщает BBC (текст на англ.). Рукопись была продана за 1.180.600 фунтов (что действительно можно оценить как 2,03 млн. долларов - я проверил по x-rates.com, а то наши новостные службы в своих многочисленных релизах этой новости сообщали самые разные суммы. В своем сообщении для русских читателей BBC специально называет сумму лишь в долларах, чтобы было понятней. В русской версии статьи также почему-то не описывается восторг распорядителя аукциона от удачной сделки :). Имя покупателя, как всегда, не разглашается (сделка была совершена по телефону).

Нелишне вспомнить, что рабочая партитура Девятой симфонии Бетховена в мае этого года ушла более чем за 3 млн. долларов - см. большую статью BBC (рус.). Рекорд аукционных продаж музыкальных партитур (более 4 млн. долларов за коллекцию симфоний Моцарта на том же Sotheby's в 1987 г.) пока остался непобитым. Забавно, что на аукционе 5 декабря так и не смогли загн... то есть продать оригинальную рукопись с главной музыкальной темой знаменитого фильма "Star Trek" (хотя ожидали получить за нее 25000 фунтов).

Ну ладно, что это я все о деньгах и о деньгах :). Хотя и вправду: может быть, тут все-таки есть рекорд другого рода. Надо бы посчитать, сколько нот в Скерцо квартета op.127 Бетховена и получить цену одной ноты в этой сделке. Цена за ноту, похоже, будет ощутимо больше, чем аналогичный показатель для упомянутых выше продаж 9-й симфонии Бетховена и симфоний Моцарта ;-).

И вот еще что мне подумалось. Компьютерный прогресс имеет и отрицательные стороны. Как теперь быть современным композиторам, пишущим свои партитуры в разных нотонаборных программах вроде Sibelius и Finale (причем иногда обходясь без рукописных черновиков)? Ведь при таком сочинении теряется сама идея "оригинальной рукописи", которая может быть ценна для коллекционеров и хорошо продана на Sotheby's в будушем. Большая потеря... Хотя, быть может, в будущем будут цениться партитуры в электронном виде (файлы), подписанные личной электронной цифровой подписью композитора?...
Алексей Зубов
Наталья Башмет делится секретами воспитания детей (палкой)
08.12.2003http://news.oboe.ru/?id=562
"Московский комсомолец" несколько дней назад в своей рубрике "Родительское собрание" опубликовал большое интервью с менеджером ООО "Солисты Москвы" (также известного как "Камерный оркестр "Солисты Москвы" п/у Ю.Башмета") Натальей Башмет.

"...Конечно, Ксюша обвиняет меня в излишней жестокости. [...] как-то не вытерпела, схватила палку, которой шторы задвигала, и пару раз Ксюше по спине дала. Она мне до сих пор этого не может простить.

...Недавно я завела разговор, чтобы Саша начинал потихоньку работать. И сразу услышала такой отпор! Ну что? Сама, наверное, виновата. Саша пока очень разбалован. Хотя я ему даю меньше денег, чем ему хотелось бы, для меня и это очень много. Ксюша нам так дорого не стоила, как он со своим платным обучением, вечеринками, клубами... Я себе не могу что-то позволить, но уже даю Саше деньги, откупаюсь: лишь бы был в хорошем настроении..."


Хм... Конечно, жена очень известного музыканта может себе позволить подобные публичные откровения, но... Может, все-таки не стоило бы? Особенно при том, что одновременно было столько сказано о проблемах детей, находящихся "в тени" "звездного" родителя.

Слева - архивное фото (www.idr.ru): Наталья Башмет и президент рекламного агентства Sorec-Media Армен Туманян после благотворительного аукциона 22 сентября 2000 г., где Н.Башмет выставила смычок своего мужа (который ушел, насколько я понял из репортажа, за $1500 и был приобретен, насколько можно судить по фотографии, г-ном Туманяном).
Алексей Зубов



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное