Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #8 | Тираж 397 экз.


НОВОСТИ с 10.10.2003 по 19.10.03 (13)

Фестиваль Gaida 2003
19.10.2003http://news.oboe.ru/?id=506
В эти дни (9-20 октября 2003 г.) в Вильнюсе проходит замечательный фестиваль современной музыки Gaida, чей высокий уровень не может не обратить на себя внимание. В этом году здесь принимают участие такие ансамбли как The Arditti Quartet, The Gavin Bryars Ensemble и Orkest de Volharding, которые не нуждаются в представлении для тех, кто интересуется современной музыкой. Фестиваль является ключевым для новой литовской музыки -- это место и время мировых премьер. Также в программе -- классики современной музыки (Я. Ксенакис, Г. Брайерс, Б. Фернейхоу, Л. Берио, Л. Андриссен) и композиторы нового поколения (в частности, -- Лука Франческони: как написано на страницах сайта фестиваля --- композитор поколения и масштаба Вольфганга Рима) (см. программу).

Со всеми подробностями можно ознакомиться на здесь. Спасибо Денису Полоудину за информацию о фестивале.
Павел Ступин
Завершился "Stockhausen Composition Contest"
18.10.2003http://news.oboe.ru/?id=505
Завершился проходивший около года композиторский конкурс "Stockhausen Composition Contest", где перед участниками стояла задача написания собственного электронного сочинения на основе формулы К. Штокхаузена, которая легла в основу "Sagittarius" (Стрелец) из его композиции "Zodiac".

Сам К. Штокхаузен сформулировал идею конкурса в следующем виде:

I hope that many musicians are interested in generating new musical organisms from the nucleus and genetic impulses which I have given you. Good craft and efficient equipment wishes to all experimentalists.

После долгого и тщательного отбора, 3 сочинения-финалиста были отправлены Штокхаузену для вынесения окончательного вердикта. Таким образом, счастливым обладателем первого приза (в который вошел целый пакет разнообразного музыкального программного обеспечения и подарок от Stockhausen Verlag) стал композитор под псевдонимом DJ Merkury с сочинением "Sagittarius Symphomaniac". Это произведение (как и остальные, которые участвовали в конкурсе) доступно для прослушивания на сайте конкурса (там же представлены и все детали, включая саму формулу и ее запись, а также подробности условий).
Павел Ступин
Современная музыка, религиозность и Галина Уствольская
17.10.2003http://news.oboe.ru/?id=504
В Guardian появилась статья Джеймса МакМиллана, крупного композитора и дирижера (который, кстати, 25 октября будет дирижировать исполнением 5-ой симфонии и "Октета" Г. И. Уствольской), в которой он анализирует религиозный пласт современной музыки:

Modernism and atheism have been contented bedfellows in the search for new modes of expression, untainted by stupefying superstitions. There is an orthodoxy, which has held sway in artistic circles for a long time, that says religious piety cannot sit comfortably with freedom of artistic expression, that the greatest artistic challenges are to be faced from within a spiritual void, involving a struggle that relies on no emotional or religious crutches. The artist can forge his or her own sense of meaning without recourse to any traditional, superfluous meta-narrative.

... The development of art music in the 20th century has seen the most serious resistance to the anti-religious consensus... the major modernist figures of the past 100 years were all, in different ways, profoundly religious men and women.


В своей статье МакМиллан упоминает немало имен (Стравинский, Гурецкий, Шнитке, Губайдулина, Канчели, Тавенер, Пярт), но основное внимание уделено творчеству Галины Ивановны Уствольской:

... Repetition and simple rhythmic obsessiveness, which can seem strangely mechanical and inert, are the first impressions of this music. But this surface astringency is only a means of pointing the listener to the spiritual shock underneath: an explosive, elemental energy of primordial psychological impulses...

Читать всю статью: J. MacMillan, "Unholier than thou".
Павел Ступин
Опять о Лигети
17.10.2003http://news.oboe.ru/?id=503
2003 год -- юбилейный для Д. Лигети, поэтому в прессе, особенно европейской, статьи, посвященные композитору, появляются как из рога изобилия. Очередная из них -- в сегодняшнем Guardian (в статье есть фрагменты недавнего интервью с Лигети).

Отрывок из статьи:

... [Ligeti] has said that "anyone who has been through horrifying experiences is not likely to create terrifying works of art, in all seriousness. He is more likely to alienate." That "alienation" is expressed as uncompromising musical independence: his music suspends and transfigures its influences, from east European folk music to African polyrhythms, from literary surrealism to fractal geometry.

That spirit of individualism made Ligeti one of the most respected members of the post-war avant-garde, and a radical and sometimes dissenting voice in the community of composers led by Stockhausen and Pierre Boulez. He worked with Stockhausen in Cologne in the late 1950s. "I learnt a lot from him, and I hugely admired his way of thinking, at that time. But it's not my way of thinking: he always makes a huge plan for his pieces. He has to have this plannification - like a Soviet five-year plan [...]


Читать всю статью: T. Service, "Prelude for pygmies".
Павел Ступин
Д. Лигети: статьи, награды, концерты
16.10.2003http://news.oboe.ru/?id=502
Практически одновременно появился целый ряд новостей так или иначе связанных с именем Дьёрдя Лигети. Во-первых, это очередная награда, врученная композитору --- на этот раз это шведская "Polar Music Prize" (неофициальная версия музыкальной Нобелевской премии). Свой выбор Royal Swedish Academy объясняет следующим образом:

"... [for] stretching the boundaries of the musically conceivable, from mind-expanding sounds to new astounding processes, in a thoroughly personal style that embodies both inquisitiveness and imagination".

Таким образом, Лигети присоединился к до неприличия подозрительной по своему эклектичному составу команде других лауреатов: Би-Би Кинг, Карлхайнц Штокхаузен, сэр Пол МакКартни, Диззи Гиллеспи, Пьер Булез, Софья Губайдулина, Брюс Спрингстин, Мстислав Ростропович, сэр Элтон Джон, Кит Джарретт, Стиви Уандер и Боб Дилан ;) Подробности читайте здесь.



Во-вторых, на сайте британского издания Telegraph в преддверии фестиваля музыки Лигети (Barbican Festival) появилась статья с обзором творческого пути композитора.

Фрагмент из статьи:

... The sound itself is always riveting, whether it's the apocalyptic massed voices of the Requiem, the beautifully corrupt sound of string orchestras tuned a quarter-tone apart in Ramifications (sounding "like meat gone slightly high", as Ligeti put it) or the uproarious honking of car-horns at the beginning of his opera Le Grand Macabre. But the sound is riveting because it excites the mind and feelings. The murmuring tangle of lines that begins the Chamber Concerto forces you to ask - is this one thing or many? Music or sounds?

Just as typical of Ligeti as these slowly evolving patterns are the moments of sudden total contrast, which are comic, sinister, and dreamlike all at once. The ability to conjure emotional complication from abstraction was there in Ligeti from the beginning ...


Всю статью (после бесплатной регистрации) можно прочитать здесь: I. Hewett, "Ligeti's never - ending musical odyssey".



И, наконец, еще одним материалом о Лигети стал анонс одного из концертов, который пройдет в рамках все того же фестиваля, речь о котором шла в предыдущей статье. В голове одного из главных интерпретаторов музыки Лигети, пианиста Пьера-Лорана Эмара, возник экстравагантный замысел совместить в концертной программе исполнение фортепианных этюдов композитора с выступлением ансамбля пигмеев из лесов Центральной Африки (Aka Pygmies Ensemble), чье творчество фактически вдохновляло Лигети на протяжении многих лет. Как известно, Эмар уже участвовал в записи такой комбинации на CD ("Аfrican Rythms" на Teldec": на CD также присутствовало сочинение С. Рейха "Clapping Music"), а теперь решил продемонстрировать это в концертном исполнении.

Фрагмент из статьи:

The nomadic Aka Pygmies make small encampments on the edge of settled villages, and work as labourers for their "tall" neighbours. Music is an inextricable part of their life, and not only as entertainment: they drum, clap, yodel during their rituals for hunting and honey-collecting, for striking camps and for inaugurating new ones. Their music was noted by an Egyptian chronicler in 2,500 BC, and recordings have long passed from hand to hand among Western connoisseurs, who marvel at its multi-layered complexity: Ligeti's own compositions have been deeply influenced by it. Simultaneous melodies create a dense web of sound, while rapid rhythms cut across each other to create new "implied" rhythms, and it's all done without the assistance of written notation or a composer - both of which were essential to Western music's lift-off five centuries ago.

Читать полный текст статьи здесь.
Павел Ступин
Звездные предшественники А. Волочковой
15.10.2003http://news.oboe.ru/?id=501
Как многие еще помнят, несколько недель назад средства массовой информации захлебывались репортажами об истории с увольнением из Большого театра скандально известной российской балерины Анастасии Волочковой. В процесс уже вмешивались и министр труда (инспекция постановила восстановить обратно) и министр культуры (что не дело это министра труда - решать этот вопрос), и вроде бы А. Волочкова собирается судиться "лично с Иксановым" (директором Большого театра). Вот, например, одно из последних известий по этому делу.

Вчерашний "Московский комсомолец" опубликовал любопытную статью В.Котыхова, из которой выясняется, что "за последние 30-40 лет Большой видел трагедии пострашнее с фигурами крупнее и значимее, чем балерина Волочкова". Вот, например:

"1964 год....придя в театр, Мелик-Пашаев останавливается около декадной афиши [..]. Уже после того как он пометил себе 'Бориса Годунова', [..] взгляд его случайно скользнул по именам исполнителей и вместо своего имени он прочел фамилию другого дирижера. И не поверил, что с ним, отдавшим театру свыше 30 лет жизни, поступили подло, не предупредив заранее, ничего не объяснив, а просто поставив перед фактом. [..] Потрясенный Мелик-Пашаев уехал из театра. Дома у него случился удар. А 18 июня 1964 года его не стало.

...1982 год.... танцовщику [М.Лиепе] ставили условие: если он уйдет из театра, то в Большой возьмут его дочь Илзе. Он ушел, и ее взяли. Правда, после того, как комендатура по распоряжению Григоровича не впустила Лиепу в театр, сославшись на то, что у него просрочен пропуск, артист разрыдался. Вскоре у него случился сердечный приступ..."
Алексей Зубов
Умер композитор Антанас Рекащус
14.10.2003http://news.oboe.ru/?id=500
Труп 75-летнего Антанаса Рекащуса был обнаружен в его доме в Вильнюсе. Наиболее вероятная причина смерти - самоубийство. Как сообщается в статье на BBC NEWS, последние годы Рекащус жил в вопиющей нищете и постоянно находился в состоянии депрессии, вызванной сложным материальным положением.

А. Рекащус -- выпускник Вильнюсской государственной консерватории, автор 9 симфоний, 12 балетов, 7 концертов и оперы-оратории; его называют самым противоречивым литовским композитором современности из-за сложных пересечений серьезного характера его сочинений с гротеском и откровенной пародийностью.

С деталями можно ознакомиться на сайте BBC.

Большое спасибо Денису Полоудину за ссылку на интернет-страницу композитора на www.mic.lt и важное исправление в написании фамилии А. Рекащуса.
Павел Ступин
Harmonia Mundi - лейбл года
14.10.2003http://news.oboe.ru/?id=499
Английский журнал Gramophone объявил о том, что впервые вручаемая им награда "Record Label of the Year Award" досталась Harmonia Mundi, за большое разнообразие представленной в ассортименте лейбла (за последний год) академической музыки и высокое качество воплощения, а также за то, что на протяжении последних 45 лет (с момента основания в 1958 г.) эти принципы остаются непоколебимыми.

С подробностями можно ознакомиться здесь.
Павел Ступин
Новые рецензии на сочинения В. Рима и К. Штокхаузена
14.10.2003http://news.oboe.ru/?id=498
На NetNewMusic появились 2 новые рецензии. На этот раз объектом анализа стали произведения двух крупнейших немецких композиторов: это Jagden und Formen Вольфганга Рима и Mittwochs-Gruss Карлхайнца Штокхаузена. Фрагменты из рецензий приводятся ниже.

На "Jagden und Formen":

The CD booklet compares the mostly ceaseless, lively motion of the music with that of a high-speed train - yet that comparison does not quite hold. In the main thread of the music there rarely is a "run-away" motion as can only be formed by regular rhythms; rather the irregular rhythms found in the main threads provide a constant game of holding back/jumping forward, with a jerking motion that nonetheless overall pushes the music ahead. This music does not establish a Beethovenian forward momentum, yet a high level of energy of motion is found nonetheless.

На "Mittwochs-Gruss":

The very first thing that struck me in Wednesday Greeting was the grown-up sound, something that hugely impresses me in all of Stockhausen's music for synthesizer, and something that was especially evident right from the start for me in his synthesizer music from the Nineties. In this work it is especially striking since Stockhausen constantly shows off his preference for richness in overtones. Under those circumstances, a synthesizer can sound downright "cheesy" - not here [...]
Павел Ступин
Второй российский SACD с произведениями М.Березовского
13.10.2003http://news.oboe.ru/?id=497
Как мы уже сообщали, первым российским аудиодиском, записанным в формате многоканального Super Audio CD (SACD), стал диск Алексея Уткина и камерного оркестра "Эрмитаж" с гобойными произведениями И.С.Баха (т.1) - J.S.Bach - Oboenwerke I. В конце сентября этот диск поступил в продажу (мне его даже подарили на день рождения, который был как раз в конце сентября).

Между тем уже записан второй том J.S.Bach - Oboenwerke, а к выходу готовится второй российский SACD, записанный в конце августа - произведения полулегендарного русского композитора Максима Березовского (ок. 1740 - 1777) в исполнении камерного оркестра Pratum Integrum (дирижер - Теодор Курентзис).

Читайте анонс этого SACD и буклетную статью о "российском (украинском) Моцарте" на сайте sacd.ru.

Анонсируя диск А.Уткина, я отметил, что на первом российском SACD звучит гобой. На втором - тоже :), потому что в оркестре Pratum Integrum (это переименованный под лейбл Caro Mitis оркестр Musica Antiqua Sanct-Petersburg) играет наш Филипп Нодель.
Алексей Зубов
Анонс: гобойное событие месяца в МЗК
12.10.2003http://news.oboe.ru/?id=496
Завтра, 13 октября, в Малом зале московской консерватории состоится большой концерт гобойной музыки. Некоторые любители классической музыки вообще с трудом представляют, что такое гобой. (Как-то раз я был на большом концерте в БЗК, где в одном из номеров - концерте для гобоя и оркестра - выступал знаменитый гобоист Алексей Уткин. Сидящие рядом со мной две девушки с удивлением переглянулись друг с другом после объявления этого номера, и одна из них спросила другую: "Слушай, а что такое гобой?". Та ответила в принципе, правильно - что это, мол, духовой инструмент).

Такого рода концерты, как завтрашний, происходят довольно редко по понятным причинам: публика в широкой массе приучена к фортепиано, или, на худой конец, скрипке, а как бы остальные инструменты вроде гобоя приходится терпеть, поскольку они входят в состав симфонического оркестра. Поэтому всем интересующимся я предлагаю сходить на этот концерт, тем более, что вход на него - свободный.

В концерте выступят много гобоистов, и среди них - Андрей Рубцов, который исполнит свой собственный Концерт для гобоя и струнного оркестра (2003). Правда, вместо струнного оркестра там завтра будет фортепиано. Желающие могут пойти вот по этой ссылке, где можно послушать запись с премьеры концерта А.Рубцова в исполнении автора и струнного оркестра РНО, а также посмотреть фотографии.
Алексей Зубов
Kronos Quartet @ 30
12.10.2003http://news.oboe.ru/?id=495
На страницах "Rocky Mountain News" появилась статья о Kronos Quartet: небольшое интервью с Дэвидом Харрингтоном, 30-летний юбилей ансамбля, планы, концерты и др. (и, как я понял, опять новая виолончелистка - Jennifer Culp).

Небольшой фрагмент:

... there is an inescapable intensity in their playing that has kept audiences spellbound for three decades. And there is an admirable love of risk-taking that has energized composers around the world.

... New ideas and new works keep popping up, yet Harrington's approach has never changed, he stressed. "I want every note I play to be an attempt to put everything I know about life into the music."

No wonder, then, that there is still a spring in Kronos' step, 30 years down the remarkable road they've walked.


Читать всю статью: M. Shulgold, "Kronos stays youthful playing fresh music".

Источник новости: NetNewMusic.
Павел Ступин
Судьба издательства "Boosey and Hawkes"
11.10.2003http://news.oboe.ru/?id=494
Близится к завершению процесс продажи "Boosey and Hawkes", одного из крупнейший в мире музыкальных издательств, специализирующихся на академической музыке. Как известно из многочисленный публикаций, американское отделение издательства стало испытывать серьезные финансовые затруднения и было принято решение о продаже всей компании. И теперь, когда тот, кто станет новым владельцем издательства, уже практически известен (HgCapital), становятся откровенно пугающими перспективы такого развития событий и его последствия для современного искусства.

"Boosey and Hawkes" --- это издательство с 240-летней историей и каталогом, в котором представлена значительная часть сочинений Рихарда Штраусса, Стравинского, Рахманинова и Бриттена. Политика же издательства была направлена на то, чтобы использовать средства, зарабатываемые на этих громких именах для публикации сочинений современных и, зачастую, малоизвестных композиторов (как показала практика, среди них впоследствии оказалось тоже немало знаменитостей: Стив Рейх, Джон Адамс, Эллиотт Картер, Джеймс МакМиллан, а также Харрисон Бёртвистл и Питер Максвелл-Дэвис). Что касается последних двух, то, например, выпуск сочинений Бертвистла оказывается очень дорогим удовольствием из-за сложности и экстравагантности его партитур, а Максвелл-Дэвис "слишком" плодовит.

Покупка же "Boosey and Hawkes" частной компанией "HgCapital" вполне реально может поставить крест не только на многих "неудобных" опусах уже известных авторов, но и закрыть доступ к издательству молодым композиторам вообще, что безусловно пугает, учитывая предполагаемый курс "HgCapital" на "эксплуатирование" звездных имен без заинтересованности в развитии и поддержке современной музыки.

Читать всю статью в Guardian, вольный перевод которой был представлен выше: M. Berkeley, "Who'll take a -L-44m punt on Turnage".
Павел Ступин


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное