Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #6 | Тираж 394 экз.


НОВОСТИ с 29.09.2003 по 05.10.03 (10)

Выставка: Шенберг + Кандинский
05.10.2003http://news.oboe.ru/?id=487
В конце октября в Нью-Йорке в "The Jewish Museum" состоится выставка, посвященная исследованию творческих взаимоотношений Арнольда Шенберга и Василия Кандинского. Как известно, Шенберг, помимо своей композиторской деятельности, был еще и художником-любителем, который писал в экспрессионистской манере и, как оказалось, вдохновлял своей музыкой далекого от экспрессионизма Кандинского.

Фрагмент из статьи:

The relationship between Kandinsky and Schoenberg began in January 1911, when Kandinsky painted his Impression III based on a concert featuring compositions by Schoenberg which he had attended in Munich. Kandinsky, who felt that his work was significantly influenced by Schoenberg's, initiated the correspondence which flourished until 1914 in the form of letters and meetings. In December 1911 Kandinsky included four paintings by Schoenberg in the first exhibition of the Blue Rider which he organised with Franz Marc.

Читать всю статью на страницах журнала Gramophone: Schoenberg and Kandinsky reunited.
Павел Ступин
Переписка с читателями и симфонические концерты в новом сезоне
04.10.2003http://news.oboe.ru/?id=486
Недавно нам пришло следующее письмо от одного из читателей:

"Я всегда любил заходить к вам на страничку и читать новости классической музыки. Но почему вы так мало пишете о российской? О российских новостях?

Вот, например прошли интереснейшие концерты новосозданных оркестров РФНО Спивакова и "Миллениум" Насимото. Никаких отображений у вас не видно...

прошли концерты БСО, тоже первые в сезоне - ничего у вас не отображается.

Или у вас принципиальная позиция,что запад - интереснее?

С уважением!
Павел."


Уважаемый Павел! Спасибо, что любите заходить на нашу страничку. Надеюсь, заходить Вы не прекратите ;-). Конечно же, на "принципиальной позиции" по поводу того, что запад - интереснее, мы не стоим. Просто так уж получилось в последние недели, что все новости - "иностранные".

Действительно, упомянутые Вами концерты были важными событиями недавно открывшегося сезона. Наша печатная и непечатная (интернетовская) пресса дала любопытное освещение; я сделаю микро-дайджест (и добавлю что-то от себя ;-)

25 сентября открыл свой сезон БСО. В день концерта Время.ру опубликовало Интервью с Владимиром Федосеевым, рассказавшим об общедоступных абонементах и планах БСО на текущий сезон. В конце интервью, transparentemente (прозрачно) намекнув на Баскова или Малинина, повадившихся выступать в БЗК, В.Ф. высказывает, на мой взгляд, довольно спорную мысль:

"...Везде, например, наблюдается падение авторитета звукозаписывающих компаний. Они коллекционировали имена. Теперь же за именами нет, во-первых, качества, во-вторых -- разнообразия 'продукта'. Как следствие: рынок перестал работать, оправдывать существование звукозаписывающих компаний. И магии имен больше не существует."

"Русский журнал" публикует, как всегда, довольно толковый отзыв о прошедшем концерте БСО. В нем, помимо прочего, говорится: "В отличие от РНО, БСО Владимира Федосеева надежно поддержан государством и генеральным спонсором и является сегодня наиболее стабильным и уверенно звучащим среди оркестров Москвы. А при таком условии можно позволить себе воспитывать публику и планировать самые смелые программы без риска ее разочаровать."

В этой же статье рассказывается о состоявшемся 27 сентября первом концерте новообразованного НФО(Р) под управлением В.Спивакова. (Павел, он НФОР, а не РФНО, как Вы написали. Но это вправду сложно запомнить, особенно вспоминая историю с названием - раньше предполагалась другая перестановка букв: РНФО. Впрочем, как известно, всего возможно 24 варианта). Кстати говоря, обнаружился и сайт НФОР - nfor.ru, на котором пока что есть только титульная страница, напрямую импортируемая фреймом со страницы сайта http://www.spivakov.ru: "Этот оркестр создан как символ новой культурной политики России, вступившей в период политической и экономической стабилизации после глубокого кризиса последних десятилетий. В новых исторических условиях НФОР призван обеспечить преемственность и развитие лучших традиций отечественного и мирового оркестрового исполнительства."

Страничка немножко устарела - она говорит, что "НФОР начинает свою концертную деятельность в ноябре 2003 года с выступления на Московском международном фестивале "Владимир Спиваков пориглашает..." (с опечаткой в последнем слове)

На это событие - концерт НФОР, которое, как говорится, все так долго ждали, откликнулось довольно много СМИ. Вот фрагмент краткого отзыва в Портале "Культура": "Конечно, оркестр еще очень сырой. Да и трудно было бы ожидать, что новорожденный вот так сразу пойдет уверенным шагом, не падая и даже не спотыкаясь. Тем более что и сами нынешние "роды" были преждевременными: между конкурсом и первым концертом прошло лишь несколько месяцев. Настоящий оркестр в такой срок не создать. Потенциал очевиден, музыканты собрались, что и говорить, не самые плохие. Хотя, учитывая опыт первого выступления, стоило бы, наверное, провести частичную ротацию среди духовиков: один кикс может быть случайным, но когда их столько, надо делать оргвыводы."

Вот фрагменты из статьи в "Независимой газете":

"...Для события с участием Спивакова (и каким!) достаточно странно, что светский истеблишмент инаугурационного момента не был подкреплен хотя бы минимальным кворумом высочайших випов.

Что касается НФО как оркестра, то он, безусловно, состоялся. Хотя любой оркестровый организм, как, впрочем, и родившийся человек, растет и формируется не в одночасье. Любой мертвой воде, как водится, нужна вода живая. Думается, что в дальнейшем Владимир Спиваков найдет к этому средства и подходы более действенные... А главное на сегодняшний день противоречие - диспропорция между сильной струнной группой и недостаточно стабильной "медью". Так называемая оркестровая вертикаль пока еще не сложилась."


А вот отрывок из рецензии Известий.ру:

"...Должна признаться, что долгая финальная овация, устроенная новоиспеченному коллективу, опечалила на вечере больше всего. Есть баланс в оркестре или же начисто отсутствует, мягкий у него звук или режет, как стекло, чисто играют духовые или без конца давятся собственными киксами, движется вообще куда-нибудь музыка или буксует, как трактор с колхозных хачатуряновских полей, - все это как будто вообще никого не волнует. Только бы кульминации погромче и финальный аккорд поэффектнее." Из этой статьи я также узнал, что Владимир Теодорович в своей манере (как всегда, не к месту) совершил попытку включить в речь околобиблейскую терминологию, на этот раз принеся "благую весть" (читайте статью :-).

Но круче всех оказалась Е.Черемных, выступившая во "Времени новостей" как обозреватель-правдоруб без всяких там политкорректных нежностей ;-). Вот фрагменты ее рецензии:

"...во второй песне ... пиццикатных щипков никто не услышал при том, что все их видели. Беда пришла, когда наступил черед вокального цикла Мусоргского "Песни и пляски смерти". Певице (Ирина Макарова) сделали откровенную микрофонную подзвучку, которая съела изысканную оркестровку Шостаковича с потрохами. Да ладно бы только это. Оказалось, что и о страшноватеньком сюжете с то ли засыпающим, то ли умирающим младенцем ("Колыбельная"), со стылой завороженностью "Серенады", гиньольным "Трепаком" и хрустящими костями "Полководца", маэстро Спивакову просто нечего сказать. Поэтому от описания исполненной под его руководством Четвертой симфонии Чайковского воздержусь...

Но деловитое равнодушие классных оркестрантов к тому, что сыгранное ими в первый вечер было не более чем пустыми (хоть и красивыми) звуками, подсказывает печальный вывод. То, что представил собой НФОР, пока нечто вроде соглашения дельных музыкантов с нуждающимся в них маэстро. Они ему нужны -- чтобы оправдать уязвленную во времена РНО репутацию никудышного симфонического дирижера. А он им -- чтобы хорошо за это платил."


Ну, как знать - может быть, ситуация немного изменится. Вообще, если я ничего не путаю, в обозримом времени ожидается исполнение НФОР скрипичного концерта А.Берга (солист - В.Спиваков, дирижер - Т.Курентзис). Для меня этот концерт очень любопытен. А пока что, прочитав последнее предложение статьи Е.Черемных, я придумал такую математическую задачу об обидчивых дирижерах.

Задача. В городе M имеется N оркестров, и действует закон, согласно которому любой городской оркестр может заключать контракт с главным дирижером сроком на 3 года, и контракт не может быть продлен на следующий срок. По истечении контракта дирижеры обижаются на непродление и идут в магистрат просить создать им новый оркестр. Магистрат всегда удовлетворяет их просьбы. Вычислить, сколько оркестров будет в городе M через 15 лет, при условии, что дирижеры настолько обидчивы, что никогда не возвращаются в оркестр, с которым они хоть раз имели трехлетний контракт на главное дирижерство, и ни один оркестр никогда не остается без главного дирижера. Городской запас оркестровых музыкантов, средств для оплаты их работы, концертных залов в городе и слушательского терпения считать неограниченным.

Отзывы о прошедших концертах Большого русского (не "российского" и не "России") оркестра "Миллениум" я сходу в Интернете не нашел. Сам я на концерте не был, но вечером был "в том районе" и видел по окончании концерта выходящих из зала на улицу слушателей. Слушателей было очень много и они оживленно беседовали, обсуждая прошедший концерт. Судя по всему, он прошел успешно.
Алексей Зубов
Стив Рейх @ 67
03.10.2003http://news.oboe.ru/?id=485
Сегодня исполняется 67 лет американскому композитору Стиву Рейху (тем, кто не уверен, как правильно произносить его фамилию, очень рекомендую почитать недавние обсуждения в rec.music.classical.contemporary с темой "Three Tales - Steve Reich" --- полная путаница и потеря остатков уверенности гарантированы).

Вклад Рейха в современную музыку --- огромен, и поэтому более чем заслуженными кажутся все эти очень лестные эпитеты, которыми его осыпают ведующие западные издания: "величайший американский композитор современности" (Village Voice), "самый оригинальный музыкальный мыслитель нашего времени" (The New Yorker) и др. Последние годы Рейх успешно экспериментирует с жанром цифровой видео-оперы.
Павел Ступин
Госпитализирован Маурисио Кагель
03.10.2003http://news.oboe.ru/?id=484
Выдающийся германо-аргентинский композитор Маурисио Кагель был в срочном порядке госпитализирован. Как отмечают свидетели пресс-конференции, в которой участвовал Кагель во вторник, композитор говорил с большим трудом и был очень рассеян. Позже, в тот же день, после того, как Кагель потерял сознание, его отвезли в местную (г. Дуйсбург, Германия) больницу, где он сейчас и находится. Точное состояние здоровья пока неизвестно, но, видимо, оно стабильно: единственное, что говорят врачи --- композитору в ближайшее время нужен полный покой и никакой работы. Если бы не это происшествие, то Кагель в четверг должен был дирижировать на концерте, состоящем из его произведений. Концерт состоялся. Место Кагеля за дирижерским пультом занял его помощник в Duesseldorf Opera, Роланд Техт.

Пожелаем Кагелю скорейшего выздоровления. Надеюсь, что все обойдется.

Подробности читайте здесь.
Павел Ступин
Ноно и Даллапиколла: музыка протеста в исполнении American Symphony Orchestra
02.10.2003http://news.oboe.ru/?id=483
В музыкальной колонке "New York Times" появился репортаж о "концептуальном" концерте Американского симфонического оркестра: программа почти целиком состояла из додекафонных хоровых сочинений итальянских композиторов (Ноно и Даллапиколла), объединенных общей идеей, идеей протеста:

The theme was protest art: music composed in response to specific events. Both Luigi Dallapiccola and Luigi Nono were caught up in the politics of their time. Dallapiccola, whose wife was Jewish, was forced intermittently to go into hiding by Mussolini's adoption of Hitler's racial policies. His "Canti di prigionia" were begun in 1938; and his "Canti di liberazione," from the early 1950's, celebrated the war's end. Nono, slightly younger, wrote "Tre epitaffi per Federico Garcia Lorca" in 1951 to 1953 as a monument to the Spanish Civil War.

Читать всю статью: Anne Midgette, "Twelve-Tone Works Pitched to the Emotion of Protest" (для чтения статей в NY Times нужна предварительная [бесплатная] регистрация).
Павел Ступин
Новый NewMusicBox
02.10.2003http://news.oboe.ru/?id=482
Вышел новый выпуск (Issue 54 - Vol.5, No.6) NewMusicBox, как сообщают сами авторы, самый большой и самый пианистический выпуск за всю историю этого интерактивного журнала. В выпуске: 4-х часовое интервью с La Monte Young и Marian Zazeela, авторами инсталляции "The Well-Tuned Piano in Magenta Lights"; история американской фортепианной музыки; мега-интервью с 46 пианистами, которые делятся своим опытом и впечатлениями от исполнения современной музыки, рассказывая о том, каким образом они выбирают свой репертуар; еще одна статья, посвященная открытию концертного зала Zankel Hall; размышления о природе и ограничениях музыкальной нотации, и многое другое: во всем этом читатели при желании могут поучаствовать сами, благодаря интерактивности NewMusicBox.

В общем, очень содержательный выпуск. Рекомендую.
Павел Ступин
Новый выпуск интернет-журнала Eclectica
01.10.2003http://news.oboe.ru/?id=481
Вышел новый выпуск интернет-журнала Eclectica за октябрь/ноябрь 2003 года. Особый интерес в этом журнале представляет музыкальная рубрика "Making Time", где регулярно публикуются развернутые рецензии на сравнительно малоизвестные CD c записями современной академической музыки. В этот раз внимания авторов удостоился CD с оркестровыми сочинениями американского композитора Уоллингфорда Риеггера (Wallingford Riegger), выпущенный на First Edition Music.

Wallingford Riegger is one of the colossal figures of American orchestral music. [...] Why his Symphony No.3 [...] is not a concert hall staple is for me one of the quirkiest mysteries of programming and performance. To my ear it is one of the half dozen greatest American symphonies written. [...] Otherwise, he is a composer one reads about in music history books but rarely hears.

Вообще, в "Making Time" публикуются рецензии на действительно стОящие вещи, поэтому уверен в том, что и музыка Риеггера, с которой я лично не знаком, не станет в этом смысле исключением.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.
Павел Ступин
Новые релизы лейбла Mode и DG
30.09.2003http://news.oboe.ru/?id=480
Mode, один из крупнейших независимых лейблов, специализирующихся на современной музыке (наиболее известный проект Mode --- это издание полного собрания сочинений Джона Кейджа), порадовал целым рядом новых CD.

Среди них:
  • mode 126 Christian WOLFF, Vol. 5: Pebbles (written for Sabat/Clarke); Duo for Violinist and Pianist (2 versions) - Sabat/Clarke Duo. Composer supervised recordings
  • mode 124 Alvin LUCIER: Navigations for Strings; Small Waves for string quartet, trombone, piano and two water pourers - Hildegard Kleeb, piano. Roland Dahinden, trombone. Arditti Quartet. Composer supervised recordings
  • mode 123 John CAGE, Vol. 28: The Works for Piano 5 - Soliloquy; Three Easy Pieces; Four Walls - Hayde'e Schvartz, piano, Jack Bruce, voice
  • mode 122 Lou HARRISON: Works 1939-2000 - Marriage at the Eiffel Tower; The Only Jealousy of Emer; Arias from "Young Caesar"; Music for Remy; Mass to St. Anthony: Kyrie and Gloria; Vestiunt Silve; Short Set from "Lazarus Laughed"; Easter Cantata
  • mode 119 Morton FELDMAN, Vol. 7: Late Works with Clarinet - Clarinet and String Quartet; Bass-Clarinet and Percussion; Three Clarinets, Cello and Piano - Carol Robinson (clarinets); Diatoma Quartet, Paris.
Со всеми деталями можно ознакомиться здесь. Там же есть информация и о готовящихся к изданию в этом году CD. Среди них --- еще три тома полного собрания музыкальных и текстовых сочинений Джона Кейджа; камерная музыка Эллиотта Картера (на CD и DVD); ранние сочинения Мортона Фелдмана, где он использовал так называемую графическую нотацию (так же как и в случае с Кейджем --- CD выйдет как часть проекта издания полного собрания сочинений: том #8); и "Phonophonie" Маурисио Кагеля (в записи принял участие и сам композитор, что очень характерно для него).

Также много интересного ожидается и на Deutsche Grammophon, где в рамках серии 20/21 планируется в октябре выпустить следующие записи:

  • DEL TREDICI: Vintage Alice; Syzygy, etc.
  • KNUSSEN: Horn Concerto; Whitman Settings
  • STEVE REICH: Drumming
  • NONO: La lontananza nostalgica utopica futura; Hay que caminar sonando (Кремер / Гринденко)
  • LIGETI: String Quartets Nos. 1 & 2; Ramifications; Cello Sonata; Melodien for Orchestra
Павел Ступин
Рецензия на новую видео-оперу Стива Рейха: "Three Tales"
29.09.2003http://news.oboe.ru/?id=479
"Sun Times" публикует рецензию на видео-оперу "Three Tales" --- недавнее сочинение Стива Рейха, одного из крупнейших современных композиторов и одного из тех немногих "классиков" среди этих крупнейших, кто серьезно и успешно экспериментирует с новыми технологиями.

Вот фрагмент из этой статьи:

Reich, who celebrates his 67th birthday this week, will return Friday and Saturday to Chicago with his most ambitious blend of music and technology, "Three Tales,'' a video opera created with his wife, video artist Beryl Korot. Divided into three sections titled "Hindenburg,'' "Bikini'' and "Dolly," the 65-minute work had its world premiere last year; it explores how technological advances have transformed our world. "Hindenburg'' sets images of World War I troops against footage of the crash of the zeppelin Hindenburg in 1937. "Bikini'' evokes the world of nuclear bomb tests on the Bikini Atoll between 1946 and 1954. In "Dolly," scientists discuss the implications of genetic cloning.

Читать всю статью: W. Delacoma, "Technology serves Steve Reich yet again".

Источник новости: портал современной музыки NetNewMusic.
Павел Ступин
Sibelius 3 vs Finale 2004
29.09.2003http://news.oboe.ru/?id=478
Валерий Белунцов пишет о новых версиях популярных нотных редакторов в ru-classic.

Итак, Finale 2004 вышла чуть раньше. Здесь многое из того, что я ожидал от разработчиков аж с 93-го года. Например, группировка через тактовую черту, которая в СИбе делалась на раз всегда :). Перечислять всё не буду, времени и места жалко.

Чуть позже выходит Сиб3. Впечатление такое, что вместо того, чтобы развиваться своим путём (а развиваться ох как есть куда, кто-то тут уже про нетрадиционности и извращения постил), народ из сибелиус-сафтвер шпионил за разработчиками из Coda и старался не отстать. "Во первых строках" - всё о том же. Сохранить как аудиофайл, найти места для переворотов страниц в партиях, ... итд. Кстати, всё равно отстали. Kontakt Player SIlver, входящий в Сиб3, не идёт ни в какое сравнение с новым sf2 от Coda.


Читать письмо целиком.
Андрей Рубцов


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное