Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Блюза от Алексея Калачева


* * *

BERNARD ALLISON & CEDRIC BURNSIDE «ALLISON BURNSIDE EXPRESS» 2014

Для релиза сошлись потомки выдающихся блюзовых фамилий - Бернард Эллисон, сын легендарного Лютера Эллисона, и Седрик Бёнсайд, внук R. L. Burnside. Они попытались "поженить" направления, к которым принадлежат - модерн и «электроархаику» блюза. Расслабленная получилась попытка, и с расслабленностью, возможно, переборщили. Лучшее в пластинке – энергичное пение Бернарда и тяжелый, словно стук колёс на стыках рельс, ритм барабанщика – Бёнсайда (приятный вокалист, но с Эллисоном рядом не стоит). Музыка вышла прямолинейная, чересчур, к тому же провисающая по звуку (отдалённо напоминает композиторский метод арт-группы Saga – взрывные power-аккорды чередуются с «пустотами», заполненными ритмом). Эллисону, создаётся ощущение, заданный формат тесноват: слишком много он может сказать, и слишком мало позволяет заданная простота.

Альбом звучит необычно, однако после 3-4 треков ощущение открытия сменяется другим - чувствуешь себя немного обманутым. Бесхитростность и ясность - это неплохо, но наследственная страсть Эллисона, его сложные ходы, звучат потерянными, пробуксовывают. Экспресс неспешно катится, а кролик из шляпы не выскакивает - в чем сюрприз? Вероятно, в общем стиле альбома, близкого к «студийному», несколько искусственному фанку (не поэтому ли пара не поехала с этим материалом на гастроли?). При таком концепте гитара Эллисона остается на вторых ролях, утопает в неспешном шаге музыки. Иногда случается умеренно взрывной пункт - в песне ударяет пауэр-аккорд и... экспресс ненапряжно катится, не меняя скорости, дальше. Самый оригинальный номер диска – «Fire It Up» в духе фанк-соул, хотя и не самый симпатичный и не самый блюзовый. (ОТ).

"КЛАССИКА ЖАНРА" - Professor Longhair «The Last Mardi Gras»

В отличие от мириад забытых им артистов ритм-блюза журнал "Rolling Stone" благоволит к «Профессору» - не проходит мимо его переизданий, в марте – в очередной раз. Одно из ведущих изданий поп-музыки симпатизирует пианисту, певцу и композитору за оригинальность. Репутацию оригинала музыки Нового Орлеана тот заработал нехитрым трюком (гениальное иногда просто, помните?). Мистер Henry Byrd, таково настоящее имя персонажа, исполнял ту же музыку, что и все его современники (р. 1918), с одним несущественным, но судьбоносно сокрушительным отличием - его левая рука играла на клавиатуре не мантру буги-вуги, а рисунок румбы. Просто и великолепно. Если вам попадется этот вновь переизданный альбом 1982 года (концерт состоялся реально в 1978 году в знаменитом кафе-клубе "Типитина"), поставьте сразу "Got My Mojo Working". Во-первых, вы не узнаете знаменитый блюз из репертуара Мадди Уотерса, зато сразу поймете, каков творческий подход и степень оригинальности пианиста, известного в американской музтусовке 50-х под усечённой кличкой "Фесс". Почти 80 минут музыки такого сорта, со всеми его (как бы) шлягерами, а точнее, чрезвычайно известными темами. Придется свыкнуться со звуком: вы будете слышать, прежде всего, высокий гнусавый, но не отвратительный голос солиста, его бухающее чуть в глубине пианино и медную секцию на заднем плане, остроумно и изящно работающую. «The Last Mardi Gras» - из лучших концертных записей орлеанского ритм-блюза, и к тому же полный обзор творчества «Профессора-Длиноволосика». (ОТ). 

 

"GRAMMY" - Kim Simmonds & Savoy Brown «Goin' To The Delta» 2014

На женский день 8 марта диск Кима Симмондса нарисовался в десятке лучшего блюза Америки по версии "Биллборда" (blues albums). Предельно традиционный релиз с одним медленным блюзом, где легендарный англичанин играет слайдом. Как снегопадом 66-летнийй слингер заваливает слушателя миллионами нот, импровизируя свои соло и подпевая мало эмоциональным тенорком. Симмондс умеет сочинить интересную тему-мелодию, однако здесь решил взять напором в формате пауэр-трио. Свирепый художественный минимализм, помноженный на ненасытный гитаризм Кима сделали свое дело - диск не прошел незамеченным (ну, и репутация, конечно: Savoy Brown – самый качественный долгожитель бритблюза на пару мистером Д. Мейоллом). Интродукция из пары песен сулила очередной альбом чикагского блюза, однако уже к третьему номеру «Савой Браун» оскалил  зубы, и довольно острые: зазвучала музыка, привычная в блюзовой общине с конца 60-х. Чикагский блюз с заносами в блюз-рок, как оно и повелось в Британии во времена отрочества и юности Кима Симмондса. Время не властно над Кимом. За то он и любим поклонниками брит-блюза. Правда, без комментариев не понять, причем тут «Дельта» (ну типа возвращение к корням, в принципе?). (ОМ). 

"Переиздания" - Big Walter Horton «Live at the Knickerbocker»

 Вообще-то, крупно, в заголовке следовало бы упомянуть не только Хортона, но Ronnie Earl и Sugar Ray Norcia. Однако именно имя Хортона в первую очередь заставляет поклонников блюзовой классики делать стойку. Фантастический харпер, входящий в когорту великих инструменталистов,  оставил внушительную «фонотеку». Тем не менее его последняя концертная запись 1980 года, выпущенная английским лейблом JSP, привлекает повышенное внимание – давно не издавалась. Прибавьте к этому следующие детали: на гитаре - Ронни Ёл, фронтмэн и певец - Шугар Рэй Норсия, к тому же и сам превосходный гармонист. Редкая запись, лежавшая в архивах. Почему? Качество звука. Хотя для клубного сэта вполне, как выясняется, приличного уровня. «Большой» Хортон, сильно больной и фактически спившийся (умрет через год), играет на гармонике (почти) так же великолепно как в былые времена! Его выходы-инструменталы с глубокими бэндами и беглыми стаккато доставят истинное наслаждение фанатам харпа. Собственно, альбом превосходного художественного уровня, если отбросить несовершенство звука, и адресован знатокам и ценителям. Очевидно, при всем уважении к Хортону, его карьера двигалась к закату, а игра остальных считай являлась первыми шагами к успеху. Тем не менее, Ронни превосходный партнер и солист уже и там - послушайте хотя бы трек «Lord Knows I Tried». Хортон - гений блюза наравне с Литтл Волтером, Джуниором Вэллсом, Джеймсом Коттоном и Гармоникой Смитом, не затеняет своим присутствием остальных. Доказательства рассыпаны по пластинке тут и там, задержитесь хотя бы на песне «It's Not Easy», где он звучит блюзовым небожителем в контексте общей дружной грувовой работы. Клубная запись - не пыльный артефакт, в ней жизнь, движение, свежесть... и немного сумбура, что и должно быть свойственно хорошему концертнику. (ип/ат).

 

Bernard Allison & Cedric Burnside «Allison Burnside Express» 2014

 Professor Longhair «The Last Mardi Gras»   Kim Simmonds & Savoy Brown «Goin' To The Delta» 2014  Big Walter Horton «Live at the Knickerbocker»

 

* * * 

 


В избранное