Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Лучшая музыка на DVD

  Все выпуски  

Сурганова и Оркестр - светлый декаданс.


Выпуск №35

ЛУЧШАЯ МУЗЫКА НА DVD

24 октября 2006 г.

Детально о лучшем, лаконично об остальном.


Золотые  диски
Здравствуйте, господа!
С вами рассылка "Лучшая музыка на DVD".

Сегодняшний выпуск будет несколько необычным. Необычным в том смысле, что в моём "обычае" освещать диски зарубежных исполнителей. Вызвано это не какими-то принципами или установками. Просто я уже много лет считаю, что лучшее в мире рока, моего любимого направления в музыке, выходит на его родине - а это, как-никак, англо-говорящая часть мира. Даже тамошняя поп-музыка звучит гораздо профессиональней нашей. Может, конечно, дело в словах, и я более снисходителен к рифмам типа "alright-tonight", чем к рифмам типа "луна-одна", "ботинки-полуботинки" или "семьдесят рублей - восемьдесят рублей" :). По-моему, на нашей эстраде произошла капитальная подмена понятий. Нашей музыкальной эстрадой называется варево из каких-то бескультурных, невоспитанных деревенщин, поющих двадцать раз переписанную друг у друга новоявленными копирайтерами слегка видоизменённую пошлятину и банальщину. Уши вянут, и глаза зажимаются от эстрадных программ первого и второго канала. И не дай Бог нарваться на интервью с кем-нибудь из этих "звезданутых"! Даже писать об этом не хочу! Минимум, что можно сказать, это то, что наш великий и могучий - им явно "не родная"! (Только не выдумайте меня обвинять в нелюбви к провинции - я сам из Нижнего и не собираюсь его ни на что менять, а с 2-х лет от роду каждое лето провожу во Владимирской глубинке, которую считаю такой же родиной, как и нижегородчину!) Или это идиотство с "шансоном". Какой это шансон? Это что, русские Азнавуры поют про любовь? Это типичное то, что в моей юности звали "блатными песнями", "блатняком" (как верно подметил Андрей Макаревич), "блататой". Мне плевать, пусть она будет, раз есть те, кто её слушает, только пусть она и называется - "лагерные песни", "песни с зоны", "песни строгого режима", "песни для таксистов" и т.д. А то - "шансон"! Пол-Парижа бы перевешалось, если бы узнали про такое. Зато назвали шансоном - и можно исполнителей в Кремлёвский концертный зал приглашать - нельзя же такой вызов общественному мнению устроить - дать выступить в Кремле с блатными песнями, а с "шансоном" - запросто! Но суть-то та же - "бла-та-та". Где, в какой стране это видано, чтобы зэк пел в Сердце Родины?! Я бы всех, пришедших на такие концерты в особые списки занёс, а потом проверки по всей форме устроил, особенно по экономической деятельности. Кому могут нравиться воровские песни, кроме воров и их содержанок? Медалей ещё таким шансонье понавешайте за "вклад в развитие русской культуры - четвёртой свежести"! На кого рассчитана такая эстрада? На народ? А я - кто? А вы? Кому телевизионщики весь прайм-тайм уже пятнадцать лет крутят жвачку образильских (да пусть даже русских!) сериалов, а передачи, скажем, Гордона или И в первом-втором часу ночи? Всякие фуфловые концерты в девять вечера, а хорошие - никогда? И дело не в отсутствии путёвых групп и исполнителей, а в том, что на телевидении русских телезрителей считают некультурным быдлом (а может, по себе так судите, ребята с первой-второй кнопки?), нуждающимся только в таком теле-пойле. (Хорошо сказал, надо запомнить - "теле-пойло"! Кстати, уже несколько лет для обозначения сериалов в кругу своей семьи употребляю собственное слово, полученное по аналогии с детской дразнилкой. В моём детстве тех, кто что-то мог поднять с земли и съесть (были и такие люди и времена), называли "сери-бери-ешка". Когда мне нужно произнести слово "сериал", я на полном автомате говорю: "Сери-Бери-Ал". Хотел вставить свою придумку в какое-нибудь высокохудожественное произведение, да боюсь, руки не дойдут. Пользуйтесь! :).

В силу всего сказанного (русские диски я не слушаю, русские концерты не смотрю) - ну откуда мне было раньше знать о том, о чём я хочу сегодня поведать всем, кто меня читает?! Благодаря моему приятелю Жене, попросившему меня надыбать пару русских дивидишек, мне в руки попались диски нынешних "Ночных снайперов" и Светланы Сургановой, бывшей одной из их основательниц. "Снайперов" я не слушал - просто пробежался по началам песен - не люблю вида лысых женщин а-ля Шинейд О'Коннор, терпежу не хватает на созерцание их тифозной внешности, не только ли на слушанье. Когда поставил Сурганову и увидел заставку с её аналогичной "причёской", только долг проверять все диски заставил меня включить концерт. Начав также тыкать в начала песен, тормознулся на пятой - "Милая девочка". С каждым куплетом я наблюдал за своей реакцией, которая всё изменялась в положительную сторону. Это было что-то типа "Хм-м - Ничего… - Пожалуй, вполне.. - Да, вот эта вещь хороша! - И играют здорово! - Да, вот это блеск! Полное то, что надо! - Ну-ка, что там у них ещё???!!" Нужно ли говорить, что я досмотрел и дослушал всё до конца, и с удовольствием говорю, что Светлана Сурганова - это в недалёком будущем наша звезда величины Пиаф и Минелли для своих наций. Только бы ей (и нам) набраться терпения и прорасти через всё то, о чём я так долго гундел во вступлении. Итак, сегодня говорим о диске Сурганова и Оркестр "Кругосветка Live".


Обложка Сурганова и Оркестр

Диск выпущен по итогам полуторагодового тура по 46 городам России, содержит 28 песен концерта, записанного 30 декабря 2005 года в ДК имени Горького в Санкт-Петербурге, и один видеоклип. В издание входят также два CD-диска с записью концерта, по 14 песен на каждом.

Сначала идут кадры, представляющие музыкантов Оркестра - сама Светлана Сурганова, Александр Арсеньев - клавишные и аккордеон, Вадим Марков - барабаны, Лев Орлов - саксофон, Михаил Тебеньков - труба, Алексей Любчик - бас-гитара, Валерий Тхай - соло-гитара, бэк-вокал, Кирилл Ипатов - перкуссия.

Светлана выходит на сцену, вешает на себя гитару и исполняет свою самую первую песню - "Музыка" - что-то типа манифеста, написанного лет двадцать назад. После неё на сцене появляется Валерий Тхай, а Светлана приветствует и благодарит зал, и объявляет редко исполняемые акустические песни.

"Устроенность" - на слова однокашницы Марты Бернадской (?), которой и отвешивает поклон. Это подкупает. В самом же начале песни лажает со словами, весело кричит: "От! Так и знала!", звонко гортанно рычит, краснеет и начинает "ещё разок". То, что это осталось в фильме, подкупает ещё больше - помните, как я хвалил за это Пола МакКартни в самом первом выпуске? После исполнения на сцену зрители выносят ёлку "в жёлтых розочках".

Следующая песня - "Лучший жребий" - на стихи Беранже, первая "от мужского лица" и исполняется в "разнузданно-цыганской манере". Девушкам и женщинам очень нравится песня о любви к женщине - подпевают и покачивают руками. И впервые под "горловое пение" Сургановой показывает своё мастерство Валерий Тхай - очень хороший гитарист.

"Среди огней" - своя песня, но тоже от мужского лица. Она завершает акустическую часть, которая мне показалась ближе к бардовскому концерту, чем к чему-либо другому. Женские вещи - с характерным пренебрежением к рифмам в пользу смысла. Первые цветы и длинные новогодние пожелания от публики.

А вот далее идёт песня, которая меня взяла - "Милая девочка" - как написано, стихи и музыка И. Азбиль, хотя на концерте Светлана объявляет свою знакомую, ту, от кого она первый раз услышала эту песню. Песня - шедевр, не более, не менее. Мелодичная, с минимумом слов, среди которых нет ни одного лишнего, как нет и ни одного лишнего звука - краткость, как известно… Исполнено с блеском и Светланой, и "Валерочкой", к которым на сцене присоединились ударные - Вадим Марков и бас - Алексей Любчик. Забавно, как с интонациями самодовольного Дона Жуана Светлана, усмехаясь, поёт последние строки - "Но ты снова со мной" и, грозя пальчиком: "Милая девочка, со мной не шути!". Милая Светонька-детонька, поверьте, самодовольства и кайфа от такой ситуации у нормального мужчины не больше, чем у летящего водителя, в капот которого вырезалась какая-нибудь маленькая пичужка. Жалость, досада, сочувствие, даже осознание обречённости, но только не удовольствие. Вскорости, думается мне, вы хлебнёте такого от фанатской любви. А пока - всё отлично, и художник имеет полное право на своё видение.

Ещё одна песня на чужие стихи - "Обещанный снег", автор их мне неизвестен - Т.Хмельник. Вероятней всего, судя по тому же белому стиху, Татьяна. Отличные аранжировки превращают вещь в эдакий красивый сплав "Сантаны", "Шакатак", "Санта Эсмеральды" или чего-то ещё в том же духе. На сцене уже все музыканты.

В таких же латиноамериканских ритмах и следующая песня "Мой взгляд" - типичная румба. Отличное соло на трубе Михаила Тебенькова.

Все музыканты "высказываются" и в следующей вещи - "Ты мое дыхание".

"Первое место в личном хит-параде" Сургановой - "Не тобой болеет сердце". И отличный саксофон Льва Орлова, и отличные клавиши Александра Арсеньева, и прочувствованное пение Светланы.

На стихи Иосифа Бродского - "Неужели не я". Чтобы взять этот стих, нужно было прочувствовать Бродского! Игра на "Корге" Арсеньева мне почему-то напомнила "July Morning" Ureah Heep - такое же настроение. Тяжёлая торжественная вещь.

Речитативная текстовая часть песни "Предчувствие смерти" сменяется опять же латиноамериканской музыкальной частью, в которой много и по заслугам показывают перкуссиониста Кирилла Ипатова.

Далее описывать каждую песню не буду - вы, надеюсь, уже представляете, что за диск может попасть в ваши руки. Для любителей же творчества "Сургановой и Оркестра" перечислю только то, что ещё звучит на концерте. Это свои песни, песни на стихи Лорки, Гумилёва и других, неизвестных мне, сирому, поэтов.

"Так начинался день"
"Молитва мольберту"
"Дождь"
"Я знаю женщину молчание"
"Я теряю тебя"
"Корабли"
"Энергетический вампир"
"Ворон"
"Весна"
"Горе по небу"
"Была мечта"
"Абсолютный сталевар"
"Февральский ветер"
"Ты"
"Птицы"
"Мураками"
"Апрельская"

Концерт очень хорошо выстроен. Где-то в середине него есть ещё одна граница - переодевание Сургановой - из серого сарафана в свободный джинсовый стиль - знаменует переход от декадансного городского романса к песням страсти. Это чувствует и зал - девушки в нём начинают очень активно реагировать - петь враскачку, прыгать, жестикулировать - сплошная эмпатия! Музыканты в каждой вещи играют всё дольше, напряжение плавно нарастает, дойдя до абсолюта в драйве заключительных вещей. В "Мураками" Светлана представляет всех парней, каждый из которых на представление откликается длинным соло. На этом Юбилейный, 50-й, концерт тура "Кругосветка" заканчивается, но по просьбе мальчика Арсения они исполняют ещё одну вещь - "Апрельская". Припев со словами "день прожить, тебя не видеть - словно чашу яда выпить" уж очень напоминает пугачёвскую "но однако уж светает, звёзды тоже тают, тают", ну да Бог с ним, с этими мелочами.


Итог. Молодые, сильные музыканты, умная (но не за-) поэзия. Очень интересна на сцене сама Сурганова - невысокая, сутулящая себя гитарой, но свободная и дурашливая. Некоторое волнение скрывается игрой, симпатичный лукавый прищур, приподнятые уголки губ. Манера петь, наклонившись к зажатому в руках микрофону - как будто доверяя что-то важное, а человек, как известно, готов поверить любому шёпоту. "Оркестр" - не сопровождающая группа, и это видно даже по тому, с каким удовольствием и уважением их слушает сама Светлана. Не говоря уж о том, что по времени их игра занимает не меньше, чем её пение. Хохмя, ребята делают импровизационные вставки из каких-то лезгинок, новогодних песенок, "эмануэлей", "рэйнов", восточных напевов. Живьём их слушать очень интересно. Всё боюсь перехвалить, экономлю хорошие слова, но к концу просмотра у меня совершенно чёткое представление - сильнее живую группу в России - поискать! Восемь музыкантов, знающих свои инструменты, играющих сильную, энергетически насыщенную, светлую музыку. Единственное, что не понял, сличая ревью критиков и концерт, в каком месте тут панк? Показным примитивом панка тут, Слава Богу, и не пахнет!

К концу моего второго просмотра диска пришёл сын, узнал Сурганову, спросил, как она мне. Оказалось, поколение двадцатилетних знает этот коллектив очень хорошо, и многим он нравится, а я с удовлетворением убедился в объективности моей субъективной оценки.

Рекомендую этот концерт всем, кого воротит от всяких Наташ К., Надь Б., Верок С. и прочих "дивчачих" дуэтов, трио, квартетов и других, как говорил Леонид Ильич Брежнев, "многосисечных коллективов". Этот диск в фирменном варианте рекомендую купить даже тем, кто принципиально приобретает диски по цене не более 100 рублей. Он - один из немногих, которые можно смотреть и слушать неоднократно. Мальчики и девочки, поверьте, это стоит гораздо больше.
Почему только, ёлки-палки, господа дизайнеры, вы сделали коричневую обложку для лица с такими красивыми, несмотря на цветопередачу камер, явно голубыми глазами?!

Для тех, кто покупает диски по Интернету - ссылка на этот замечательный диск на Озоне - Сурганова и Оркестр - "Кругосветка Live"

Отличной вам музыки и настроения! Счастливо!
Роман

E-mail bestmusicdvd@hotmail.com.

Copyright 2006 by Роман Курочкин. Все права защищены.
Публикация в электронных СМИ разрешена только полностью и с указанием координат автора. Публикация в печатных изданиях только с письменного разрешения автора и после обсуждения условий публикации.


В избранное