Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Лучшая музыка на DVD

  Все выпуски  

Deep Purple – Битва продолжилась в Бирмингеме.


Выпуск №21

ЛУЧШАЯ МУЗЫКА НА DVD

21 февраля 2006 г.

Детально о лучшем, лаконично об остальном.


Золотые  диски
Здравствуйте, господа!
С вами рассылка "Лучшая музыка на DVD".

Что ж, начинаем наш третий десяток выпусков. Вечно пурпурные ветераны английского рока - группа, естественно, "Deep Purple" - "Тёмно-пурпурные(лиловые-сиреневые-фиолетовые)" - выбирайте, кому что нравится. Мне лично нравится последний вариант - пишутся ребята аж с 68-го года и всё им "фиолетово". Хотя и у них были кризисы и смены составов, но благодаря этим сменам и уходам-переходам музыкантов появлялись новые полноценные коллективы, и образовывался целый слой достойных команд - "Deep Purple", "Rainbow", "PAL", "Whitesnake", "Dio", "Alcatraz", "Brazzen Abbot" и т.д. Каждая из них заслуживает отдельного рассказа, и, думаю, мы о каждой поговорим. А сегодня мы начнём с "прародителей". Музыканты в "Пёплах" всегда были отличные, поэтому и группа была замечена очень рано, и видеозаписей, даже ранних, сохранилось достаточно. Когда я задумывал этот выпуск и решал, какой концерт лучше "осветить", по соображениям качества звука-видео я склонился всё-таки не к ранним, а к более поздним концертам, а принимая во внимание оригинальность состава - он должен был быть "классическим", выбор нужного диска для решения этой задачи довольно-таки ограничился, и вариант остался только один - Deep Purple "Come Hell Or High Water".


обложка

Диск содержит 120 минут материала, в который входят запись концерта, состоявшегося 9 ноября 1993 года в Бирмингеме, в форматах DD 2.0 и 5.1, экран полный, цветность - PAL, интервью с членами группы (кроме Блэкмора), биография каждого из них, тексты всех исполняемых песен. Выпущен он в 2001 году BMG Entertainment International.

О "Пёплах" говорить можно очень долго - до бесконечности. Тема неисчерпаема. Их влияние на мировой рок огромно. Их вклад в дело свободы России до сих пор не оценён. Когда я смотрел фильм о концерте МакКартни на Красной площади, я соглашался со многими выступившими в нём со своими воспоминаниями нашими музыкантами, критиками и политиками. Вклад "Битлов" в дело русского свободомыслия неоспорим. Но ничуть его не умаляя, призываю вспомнить всех, кто был молодым в семидесятые - что было записано практически на ЛЮБОМ катушечном магнитофоне страны? Да "Дым над водой", ёлки-палки!!! Битлов хоть на государственных пиратских миньончиках анонимно выпускали (хочу передать большой привет радетелям и защитникам чужих авторских прав в нашей думе - "Привет, ребята!"), а этих - ни под каким соусом! Их музыка была настолько "не наша", что пропустить её ни в "Мелодию", ни в эфир не рождалось даже мысли. Помню, какими словами мы выражались, когда на речке Суворощь во Владимирской области, слушая "Женщину из Токио", мы получали рёв советских глушилок. Тогда и рождалась наша нелюбовь к режиму, а уж никак не под хоть и очень красивые, но всё-таки лёгкие песни о любви. Вспомните, что первое разучивал каждый начинающий гитарист страны. Да те повторяющиеся три аккорда, с которых и начинается "Дым". А тот, кто считал себя настоящим гитаристом, копировал знаменитые Блэкморовские тридцать вторые со "Звезды Автострады". И даже уважаемый мной и многими "Ровесник" по просьбе моего приятеля Серёги опубликовал о них целую статью. Написана она была Артёмом Троицким, и в духе тех лет была наполнена сочувствием талантливым музыкантам, занявшимся после определённого успеха у публики самокопированием и повторением старых клише. Но в ней содержалось главное - составы группы и перечень альбомов. Также была пристёгнута очень целомудренная картинка - в луче прожектора маленькая анонимная лиловая фигурка - кто это - что это - никто не разберёт! Зато после этой статьи мы собирали записи уже целенаправленно :). А от критиков с тех пор мне нужно только одно - дайте мне информацию, а выводы я буду делать сам.

Тот концерт, о котором мы сегодня говорим, дал состав "Пёплов", который и сыскал им славу во всём мире, а не только в англоязычных странах. А именно - основатели - Ричи Блэкмор, Джон Лорд, Ян Пэйс и пришедшие на смену Роду Эвансу и Нику Симперу из первого состава - Ян Гиллан и Роджер Гловер. Именно в этом составе записывались их самые популярные альбомы - "In Rock", "Fireball", "Machine Head" и "Who Do We Think We Are". Справедливости ради скажу, что мне нравится и то, что было и после прихода Ковердэйла, и после ухода Блэкмора, и после других замен, и после развалов-схождений, и даже сейчас, но тот состав - классика. По моему глубокому убеждению, все уходы из группы происходили только из-за талантливого и очень капризного и ревнивого Ричи Блэкмора. Как только ему казалось, что кто-то перетягивает одеяло славы на себя (а чаще всего это был фронтмэн - вокалист), начинались раздоры в духе "то поёшь не так, то летаешь низко", и конкурент удалялся из группы. Оставшиеся должны были делать так, как хочет Ричи. Кончилось всё тем, что он и сам ушёл, взяв себе в сопровождение группу "Эльф", назвал её "Радугой", и там всё продолжилось в том же духе - Дио после трёх лет успеха заменили на Боннета, того - на Тёрнера и после мощного 83-го года альбома разошлись. В 84-м году Блэкмор собрал классический состав "Пёплов", и они записали альбом "Perfect Strangers", в 87-м - "The House Of Blue Light", а в 90-м уже опять без Гиллана, а с Джо Линн Тёрнером "Slaves And Masters". Этот альбом все ругают, называют попсовым, а мне он очень нравится - как раз в духе "Machine Head". Послушайте его сами - и услышите мощный и красивый альбом. В 93-м году группа опять-таки собралась для записи нового альбома в старом составе, с Гилланом. Альбом вышел под названием "The Battle Rages On" - "Битва становится яростней" и отправились с ним в турне по миру. Наш концерт - из этого турне.

Начинается всё со сцен доставки и монтажа конструкций и коротких слов об этом концерте, сказанных по отдельности всеми музыкантами, кроме Блэкмора. Затем - крик и свист публики и под звуки барабанов Яна Пэйса в воздухе возникает лазерная картинка, на которой буквы "DP" сменяются появлением и готовых к схватке дракона и змеи, потом всё лихо закручивается клубком и на сцену вырывается с микрофонной стойкой в руках Ян Гиллан, ещё с длинной гривой волос и как всегда в жилетке. Лорд и Гловер нагнетают атмосферу и после лихой дроби Пэйса Гиллан запевает: "Nobody gonna take my car…" - это пошла "Звезда автострады" - "Highway Star" c "Machine Head", 72-го года. Так и надо - начинать концерт с песни, открывающей самый популярный и продаваемый их альбом. Кстати, вы знаете, что название этого альбома переводится вовсе не как "Машинная голова", как это устоялось в Союзе? Роджер Гловер пояснил это на другом DVD, посвящённом созданию этого альбома. Оказывается, в английском языке это словосочетание переводится просто как "колок", на который натягиваются струны гитары. Посмотрите на конверт, и вы убедитесь, что эта тема как раз и присутствует в его дизайне, и даже деформации лиц музыкантов вызваны отражением в этих нехитрых механизмах. Век живи - век учись! После второго куплета, уже не о машине, а о девушке, мы слышим, как зазвучала гитара Ричи Блэкмора. Гиллан театральным жестом как бы пригласил его включиться и предстать пред лицом публики - Ричи как всегда выпендривается. Его проигрыш почти совершенно не тот, что был на альбоме, хотя основные "вехи" остались - что ж, творец имеет полное право. А вот знаменитые тридцать вторые он не доигрывает - то ли уже не может, то ли обрыдли они ему вконец - идёт пить воду, а доигрывает их, причём очень здорово, Джон Лорд. Потом Ричи опять импровизирует на знакомую тему, и после куплета Гиллана и тройного повтора "я - звезда автострады" под рассыпающиеся по стене звёзды эта песня заканчивается.

Вступление ко второй песне музыканты тоже начинают втроём, Блэкмор опять-таки включается чуть позже. Это идёт знаменитая "Чёрная ночь" - "Black Night". В своё время она вышла синглом после "Deep Purple In Rock" и поэтому у нас была доступна только на сборниках, то есть практически недоступна, так как в страну привозились в основном альбомы. А вещь классная - идёт долго, "высказываются" все. После постепенного замирания соло Ричи инициативу незапланированно подхватывает публика - поёт знаменитый гитарный ход голосом только под разнообразные удары Пэйса. Музыканты улыбаются, но игру поддерживают. Гиллан, пропев один раз с залом, форсированно уходит "вверх" и всё обрывается. Вещь!

Дальше, после благодарностей, по словам Гиллана, идёт "песня о поиске" - "Talk About Love" - "Поговорим о любви" с только что вышедшего (на тот момент) альбома "The Battle Rages On". Хочет человек серьёзного разговора о любви со своей поверхностной "baby". Что-то меня не впечатлило. Правда после этой песни Гиллан сказал, что всегда трудно представлять что-то новое, потому что публика ждёт уже знакомого. Гловер вообще говорит, что "Machine Head" вообще самый ими играемый альбом, с остальных играется максимум 2-3 песни. С "The Battle Rages On" на концерте было сыграно 4 песни, так как при записи в студии были очень хорошие, естественные чувства, но это очень трудно перенести на сцену.

Следующей с того же альбома группа играет "A Twist In The Tale", если можно так перевести, "Закрутка в сказке". Вещь новая, но мне уж больно она напоминает старую - Блэкморовскую "Spotlight Kid", 81-го "года рОзлива", поэтому не берёт.

Гиллан всех благодарит и объявляет титульную песню с "Perfect Strangers", записанную десятью годами ранее. Вот эту публика встречает приветственно, как только Лорд затеял свои переливы на "Хаммонде". Совсем другое дело! Напор, экспрессия, какие-то восточные переливы Ричи, на инструментальных местах над сценой начинают работать лазеры. "Совершенно незнакомые" проходят на "ура"!

Дальше ребята рассуждают, о том, какой альбом для них самый-самый. Для Пэйса - это "Fireball", для Гиллана - несколько, но если один - то тоже "Fireball". Для Гловера - "In Rock" - потому что тогда начали серьёзно относиться к его сочинениям, это было начало работы в этой группе, в этом альбоме - "много меня". И кроме того, это альбом людей, которые ещё не в погоне за славой, а просто в начале новой дороги. Для Лорда это тоже "In Rock", который он помнит кристально чисто, и который начал что-то, "что ещё не кончилось".

После нескольких ревущих нот Ричи начинает играть "Оду к радости" - знаменитую "Девятую" горячо нами любимого Людвига Вана, которую в перечне вещей концерта назовут скромно "Beethoven". И её он (Блэкмор) тоже делал в 81-м году на "Difficult To Cure". Но сейчас они все вместе делают её значительно лучше - разнообразнее и интереснее. И очень хорош при этом Джон Лорд - его даже минут на несколько оставляют совершенно одного, что как вы понимаете, естественней для человека, исполняющего Бетховена на органе, а не на струнных. Исполнение превращается в своё произведение, замешанное на цитатах из "К Элизе" и лихих рэгтаймах. А закончила его двумя воскликами в нужном месте сама публика. Лорд доволен.

Не уходя с места, он начинает вступление к "Knocking At Your Back Door", его поддерживает Гловер, потом Пэйс и Блэкмор. Это песня открывала альбом "Perfect Strangers". С первых же нот она узнаётся и приветствуется публикой. Сделано всё очень здорово - Гиллан превосходно поёт, вертится со стойкой, классно стучит Пэйс.

Дальше происходит интересное. Гиллан объявляет "появление стула" и педали, на стул вполоборота к публике усаживается с бубном Ян Пэйс, и Гиллан называет его Элтоном Джоном. А что, какое-то сходство, безусловно, есть :). Блэкмор начинает тихий быстрый перебор струн, и я не верю своим ушам. Парни исполняют мою любимую песню с "Fireball", 71-го года - "Anyone's Daughter" - "Чья-нибудь дочь". Это презабавнейшая вещь о парне, которому не везло - стоило ему что-то заиметь с какой-нибудь девушкой, как она сразу оказывалась дочерью какого-нибудь очень опасного и угрожающего ему папаши - фермера, судьи. Хорошо, что хоть финал оказался завидным - сами послушайте.

После такой весёленькой песенки на контрасте Гиллан объявляет, что следующая песня написана в 69-м году. Лорд берёт несколько нот на органе. И зал разражается криками - узнаёт "Child In Time" - "Дитя во времени", пожалуй, самую исполняемую вещь с "In Rock". Песня была написана как протест ядерной войне, угроза которой, будем надеяться, исчезла с Берлинской стеной, но по-прежнему находит отклик в сердцах слушателей и на Востоке, и на Западе. Делают её ребята чудесно - знаменитые вопли Гиллана просто выворачивают душу. После них появляется Блэкмор, и звучит непривычно быстрая импровизация. Очень хорошо! Она резко обрывается, и идёт повтор первой, медленной части. Гиллан немного меняет слова, драматизирует и опять, выкладываясь, бесподобно поёт. Потом говорит: "Всё. Время года сменилось, и всё вернулось".

Эстафета переходит к Ричи Блэкмору - тот играет красивое инструментальное вступление, и за ним группа начинает мощную динамичную вещь, называющуюся "Anya" - "Аня" - о сердце цыганки с того же нового альбома "The Battle Rages On". Хороши все и, естественно, Ричи. Чего уж не отнять, как говорится.

Дальше парни говорят о своей "легендарности" - никто этого не хочет, так как "легенда - это о мёртвых". А вещь, которая следует, называется собственно "The Battle Rages On" - титульная вещь раскручиваемого альбома. Гиллан прыгает под тяжеленное вступление. От струн Блэкмора веет средними веками. Они с Лордом высказываются попеременно, получается полный блеск. В интервью они говорят, что этот альбом получился даже шире по возможностям, чем "Machine Head", благодаря новым технологиям. Сам Гиллан ставит его после "Machine Head", Лорд называет его более искристым. Пэйс говорит, что раньше планировалось, что его споёт Джо Линн Тёрнер, который пел "Рабов и хозяев" в 90-м году, но затем группа решила, что американский поп-рок отличается от английского рок-н-ролла, и опять вернула Гиллана. Что и решило успех "Битвы".

Ричи берёт несколько узнаваемых нот "Lazy" - "Ленивого" с "Machine Head". Вещь тоже в своё время была интересным экспериментом - сначала игрались длительные импровизации Лорда и Блэкмора, и уж только потом во второй части шёл собственно текст песни. Так же сделано и здесь, за исключением того, что темп стал ещё быстрее. Приходится удивляться, как можно так быстро бегать по клавишам, ладам и дуть в губную гармошку. Постепенно все инструменты "сошли на нет" и на сцене остался один Ян Пэйс за своей ударной установкой. Кто хочет знать, каким должен быть идеальный ударник - смотрите и слушайте. Три минуты раскатов ураганных барабанных дробей и несколько последних тактов, сыгранных всеми. Даже Блэкмор похлопал в ладоши. Гиллан сымпровизировал представление его имени, а Лорд "проклавесинил" что-то вроде туша.

"А сейчас, - сказал Ян Гиллан - немного… Чего немного? Немного рок-н-ролла!". Этим рок-н-роллом оказался "Space Truckin'" - последняя вещь с "Machine Head". Когда-то она выводила из состоянии равновесия даже самых спокойных соседей. Сделано мощно. Гиллан, напевшись, подбежал и сунул микрофон под нос Гловеру. Тот петь, естественно, не стал, хотя и умеет. Вообще надо сказать, вклад Роджера Гловера в "Пёплов", по-моему, явно недооценён публикой. Мало того, что он отличный музыкант, композитор и аранжировщик, он многое сделал, как администратор и продюсер. Бывали времена, особенно в начале их деятельности, когда наигрывалось по пять разных вариантов какой-нибудь песни, и только потом записывался один, наиболее отвечающий новому духу и видению. А они, эти новые дух и вИдение, появились именно на альбоме 70-го года, "In Rock", на котором выкладывался Роджер.

Без перерыва предыдущая вещь просто переходит в "Woman from Tokyo" - "Женщину из Токио", мою любимую вещь с альбома 73-го года "Who Do We Think We Are". Его странное название, кстати, легко понималось из маленькой газетной статейки, которыми был усыпан разворот конверта винилового диска. Там кто-то возмущённо писал: "Да за кого они себя принимают?!". Вот парни и выпустили диск с названием "За кого мы себя принимаем", а открывала его именно "Женщина из Токио". Классная вещь! Наши местные группёшки даже забавлялись на танцах, спевая её припев в виде "My woman from Сормово".

Опять же без малейшего перерыва "Женщина" переходит в неожиданно не "пёпловскую" вещь "Paint It Black" - "Нарисуй это чёрным", из репертуара "Роллинг Стоунз". Мы ещё не говорили об их творчестве? Упущение! А Гиллан, правда, почти не знает слов куплета, зато хорошо кричит припев. Остальные же музыканты разыгрывают целую сюиту, получается очень хорошо, ведущую роль взял на себя Лорд, а последние такты выписал Блэкмор.

В интервью далее музыканты рассуждают, что в роке ничего нового, к сожалению, не происходит - четыре пять лондонских групп, и всё! А в Европе - сплошное диско и рэйв-вечеринки, рэп-крэп, и не у кого учиться, и это печально. Они же играют с очень хорошим сочетанием импровизации и дисциплины - как никогда раньше. Успех этого тура они объясняют не ностальгией, так как в залах преимущественно были молодые люди 18-25 лет, которые не видели их живьём, а тем, что группа была неким опять целым и передавала публике тот кайф, который испытывала от игры сама.

Под непрекращающиеся вопли зала Блэкмор начал "Smoke On The Water" - "Дым над водой" с "Machine Head". Песню, ещё "фиолетовей" которой просто не найти. Название ей, кстати, придумал тоже Роджер Гловер. Как и название самого этого исторического альбома! (И вообще, я не представляю "Пёплов" без стоящего на "полусогнутых", чуть нагнувшегося к залу, с направленнолй в него гитарой и в вечной шляпе Рождера Гловера :)! Здесь же - всё было здорово, что и говорить - и игра всех музыкантов, и пение Гиллана, и дым по полу, и лазерные лучи, создающие движение этого дыма над сценой, и даже пение зала. Сначала оно было тускловатым, но после нескольких провокаций Гиллана в духе: "Я вас не слышу", разошлось - не остановить. Потом окончание, уход Ричи в одну кулису, остальных в другую. Последним покинул сцену, помахав своим басом, Гловер.


Что ж, концерт хорош. Правда, тем, кто хочет смотреть побольше работы Ричи Блэкмора, порекомендую всё-таки другие диски - или более ранние "ДП", или "Рэйнбоу". Здесь Ричи явно в какой-то претензии. Кстати, во время тура он бросил группу, что называется "на произвол". Но именно на этом диске видно, что "Пёпл" и без него очень мощная группа, а замена ему, как известно, нашлась вполне неслабая. Но об этом как-нибудь в других номерах. В этом же я рекомендую Бирмингемский концерт как очень цельный, с хорошим сочетанием старого и нового материала, и дающий полное представление о том, кто такие в действительности эти "Тёмно-лиловые".

А в следующий раз мы поговорим об исполнителях совсем другого толка. Это будет первый разговор не о концертной, а о клиповой программе, это будет первый раз, когда мы поговорим о смешанной группе, состоящей из мужчин и женщин. И наконец, это будет первая скандинавская группа.

Отличной вам музыки и настроения! Счастливо!
Роман

E-mail bestmusicdvd@hotmail.com.

Copyright © 2006 by Роман Курочкин. Все права защищены.
Публикация в электронных СМИ разрешена только полностью и с указанием координат автора. Публикация в печатных изданиях только с письменного разрешения автора и после обсуждения условий публикации.


В избранное