Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Лучшая музыка на DVD

  Все выпуски  

«НепрокОльный» концерт «Прокол Харума».


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск №9

ЛУЧШАЯ МУЗЫКА НА DVD

10 ноября 2005 г.

Детально о лучшем, лаконично об остальном.


Золотые  диски
Здравствуйте, господа!
С вами рассылка "Лучшая музыка на DVD".

"Прокольный" концерт, о котором я упомянул прошлый раз в анонсе, не нужно путать с "прикольным" :) и следует произносить с ударением не на второй (от слова "прокОл"), а на первый слог - "ПрОкольный", что сразу же скажет вам о его устроителях - знаменитой группе "Procol Harum".

Для меня "Прокол Харум" начался со школьных вечеров, на которых школьная группа "Азы" играла красивейшую мелодию, у которой мы не знали названия. Мальчики приглашали девочек на медленный танец и вдыхали волнующие ароматы женских духов. "Боже, как давно это было…"!
Название самой группы я первый раз услышал года три спустя - в музыкальной секции магазина "Спорт" парни гоняли диск, с которого звучала обработка песни "Битлз" "Eight Days A Week". На вопрос "кто такие?" они ответили: "Прокол Харум" и показали серую обложку диска. Как позже выяснилось, это была польская печатка "Procol's Ninth". "Польске Награния" - гордо красовалось на пятаке. А то, что та школьная мелодия принадлежит творчеству этой группы, выяснилось ещё через несколько лет. Это была самая знаменитая вещь, c которой и началась их всемирная известность - "A Whiter Shade Of Pale", самым удачным переводом названия которой является, пожалуй, перевод ребят, выпустивших печатку первого альбома в России в начале девяностых - "Белее белого". А текст песни удалось увидеть ещё через несколько лет. А полный текст песни - уж совсем недавно, но об этом рассказ впереди. Итак, сегодня мы говорим о диске группы "Прокол Харум" ("Procol Harum") "Live At The Union Chapel".


Обложка Прокол Харум

Диск содержит 139 минут материала, экран 16:9, звук DTS, Dolby Surround 5.1, Dolby Digital Stereo, концерт записан в 2004 году и выпущен "Eagles Rock Entertainment Ltd."

Концертная программа состоит из старых, заслуженных песен группы и новых с альбома 2003 года "The Well's On Fire", с которым они и прокатились туром по Европе, Японии и Северной Америке, и завершили концертом в Лондоне.

О группе долго говорить не буду - их считают одними из основоположников английского прогрессивного арт-рока, под именем "Прокол Харум" играют с 1967 года, периодически уходят в забвение, а потом появляются из него. Не берут каких-то особых вершин, но имеют большое количество поклонников по всему земному шару. В разное время группа имела разные составы, если учесть все приходы-уходы, получится порядка двух десятков составов. Ядро одно - Гари Брукер (Gary Brooker), рояль и вокал, плюс Кейт Рейд (Keith Reid), автор всех стихов, который хоть и не стоит на сцене, все эти годы считается полноправным членом группы. А с Гари Брукером мы с вами виделись на концерте, посвящённом Джорджу Харрисону. Состав, играющий сейчас, стабилен с 2001 года и включает кроме "вышеозначенных" ещё органиста Мэтью Фишера (Matthew Fisher), игравшего ещё в первом составе, гитариста Джоффа Уайтхорна (Geoff Whitehorn), бас-гитариста Матта Пега (Matt Pegg) и ударника Марка Бржежики (Mark Brzezicki). Странное же название группы появилось опять же таки из-за телефонного недопонимания. Когда Рейд предложил название "Procul Harun", что в переводе с латыни означает "превыше этих вещей", Брукер неправильно его понял и записал, как расслышал, а все согласились. Так на свет появилось новое "незатасканное" :) имя.

Концерт же начинается с того, что музыканты выходят из "артистической" и проходят на "сцену" церкви в Айлингтоне, в Лондоне. На груди Брукера красуется награда - крест, у остальных таких заслуг перед Великобританией, вероятно, не оказалось. Все занимают свои места под свист и приветственные крики собравшихся.

"Брукер и Уайтхорн начинают и после буквально 40-секундного вступления - "Underture" Брукер запевает "Shine On Brightly" - "Сияй ярко" с альбома 1968-го года с таким же названием. Уже по этой вещи понятно, каким будет концерт, музыка и философия всего остального. Интересна история обложек этого альбома - для Америки сделали одну - с обнажённым женским манекеном зелёного цвета за роялем, а для родной Англии - другую, более целомудренную, тоже с роялем, но в разноцветных красках и безо всяких женщин.

"Ящик Пандоры" - "Pandora's box" с того самого "Девятого Прокола", 75-го года, подтверждает это. Тяжёленькая песенка в ритме "ча-ча", кому-то напоминающая Карлоса Сантану. Брукер - Уайтхорн - Фишер поочерёдно высказываются на своих инструментах. Красивая, мелодичная вещь исполняется с каким-то внутренним достоинством и скрытой силой, как у сжатой пружины. Действительно, как тот ящик.

А вот уже следующая вещь - с их нового альбома. Она называется "Старая английская мечта" - "An Old English Dream". Богатство, нищета и старая английская мечта. Как сказала бы управдом из "Бриллиантовой руки": "Лондон - город контрастов!" По окончании Гари Брукер произносит первые благодарности публике, которая уже поднялась со своих мест. Уайтхорн делает руку "под козырёк" (он, по-моему, самый весёлый из этой пятёрки), и Брукер начинает следующую.

Это "Гранд Отель", тоже титульная вещь - альбом "Grand Hotel", 1973-го года. Текст - обычное описание жизни в хороших отелях Риц, Гранд. Брукер показывает свою манеру петь, повторяя некоторые места мимо микрофона, специально от него отклонившись. Проигрыши превращают песню то в вальсок, то в цыганский романс, то в танго.

Следом за ней идёт их хит-сингл "Homburg", которого раньше не было на LP-дисках, занявший в Англии 6-е место. Его впоследствии стали вставлять в их CD-шные издания в качестве бонуса. Для его исполнения Гари Брукер надевает элегантную серую фетровую шляпу. Её, кстати, и означает название песни.

"Quite Rightly So" - узнаётся залом сразу, она тоже с 68-го. В её создании тогда принимал участие Мэтью Фишер, и это сразу же видно теперь - он выдаёт отличное соло на своём органе. Хотя не меньше его операторы показывают Уайтхорна - тоже "выдаёт на гора", отлично стучит Бржежики.

"Simple Sister" - первая песня с альбома 71-го года "Broken Barricades", "Разрушенные баррикады" - начинается с хардового хода Уайтхорна. В том же духе, только уже все вместе и продолжают. Смурная им попалась сестрёнка, судя по тексту. А вот музыка - полный шик.

Название следующей вещи - "Weisselklenzenacht" (кажется правильно написал) - "Подпись". Этот инструментал с нового альбома написан Фишером, поэтому преобладают в ней, естественно, клавишные - Брукер и Фишер, а между ними на сцене и "по ходу пьесы" гитаристы. Правда, Джофф Уайтхорн перед окончанием, всё-таки давит отличный соляк. Публика кричит и свистит. Брукер представляет Фишера и остальных и говорит, что они скоро вернутся.

После антракта первой исполняется опять-таки новая вещь - "Shadow Boxed". Сильная ритмичная вещь с прочувствованным вокалом Брукера. Подпевают как всегда все, кроме Фишера. "Chinese Rocks" Гари произносит чисто по-русски с чёткими "ч" и "р-р-р".

Затем идёт очередная вещь с нового альбома, блюз "The Question" - "Вопрос". На мой взгляд - полный блеск. Философская вещь Рейда и Фишера, призывающая прежде, чем указывать пальцкм, покопаться в своих мотивах и в себе самом.

За этим блюзом следует ещё один из того же источника - "Wall Street Blues". Кто-то поймал мечту, но потом лишился всего - поэтические "они" взяли его деньги, и всё, что ему осталось - это Уоллстрит Блюз. Другая тема, другой ритм, но всё так же здорово!

С нового же альбома и "This World Is Rich" - "Этот мир богат", посвящение Стивену Мабо. Хорошая балладная композиция, одна из немногих, на которых Уайтхорн не улыбался. "Этот мир богат, но он не мой".

А вот далее группа вернулась в золотое прошлое - "As Strong As Samson" - "Силён как Самсон" с альбома 74-го года с прекрасной обложкой и названием "Exotic Birds and Fruit". Мощная вещь типичного раннего "Прокола" со всевозможными музыкальными переходами, затуханиями, эмоциональными всплесками. "Даже слабый человек может быть сильным как Самсон, когда с него требуют выкуп".

Возвращение в сегодняшний день - Брукер объявляет, что "Прокол Харум" - собачья группа, и они начинают ещё один блюз - "Для каждой собаки наступит свой день" - "Every Dog Will Have His Day" с нового альбома. "Ты можешь пнуть свою собаку, можешь обозвать её дворняжкой, но помни - ...!" Наигравшись вдоволь, музыканты оторвались, воя и гавкая по-собачьи.

И ещё один отскок назад, аж в 1969 год - "A Sаlty Dog" - "Солёный пёс" с одноимённого альбома. Песня о кораблекрушении и нахождении новой земли. Вся стилистика "Харума" - музыкальная и поэтическая, что-то типа нашего Андрея Макаревича - реки, лодки, моря, корабли, мосты и т.д.

Далее первая вещь с первого альбома - "Conquistador" - "Конкистадор". Мощнейший напор, виртуозная игра. Одна из самых могучих вещей группы. Публика долго аплодирует стоя. Так долго, что даже жалко места на диске.

Следующая вещь - последняя из новых, "The VIP Room" - "VIP-Комната". Ещё один отличный блюз. "Я бы хотел умереть в номере для важных персон".

Посоветовавшись с Уайтхорном, Брукер опять уходит назад в прошлое - "Whisky Train", первая песня с альбома "Home" 70-го года. Блюзы не кончаются и всегда ему удаются. Марк хорош на своих ударных - длинное соло за прозрачным стеклом. Пока он работает, остальные отдыхают и смотрят, как у него это получается.

"Good Captain Clack" с самого первого альбома. Разухабистая короткая песенка о хорошем капитане Клэке (Щелчке).

А потом без перерыва, наконец, наступило время для их шедевра, внесённого журналом Роллинг Стоун в список "500 лучших песен на все времена" - "A Whiter Shade Of Pale" - "Белее Белого". Первоначально песня тоже вышла синглом и заняла первое место в Англии и пятое в США. В Штатах же её включили в издание первого альбома. Описывать не буду - надо слышать. Хотя, если вам не пятнадцать лет, вы наверняка её слышали. У неё уже больше десятка всяких обработок - от симфонических до хард-рока. Мне лично очень нравится клип, который сваяли на эту песню для Энни Леннокс из "Юритмикс" (и её комментарии к нему). На нашем же концерте парни сделали её не менее превосходно. И в чём большой плюс нынешнего исполнения - это то, что в первый раз прозвучала она в более полном варианте - почти со всеми куплетами. Если вы обращали внимание, раньше она никогда не обрывалась каким-либо заключительным аккордом или чем-то ещё в этом роде, а "затухала" на припеве Брукера. Исполнение же всех куплетов внесло бы ясность в изначальное содержание текста, и вся "мистика", о которой говорили критики, ушла бы на план внешнего оформления, а на передний план выступило бы то, что понятно всем и каждому, как поётся в ней же - "and the truth is plain to see". Будучи в состоянии "лёгкого алкогольного опьянения" молодой герой на вечеринке после некоего разговора с девушкой и бурного обсуждения с привлечением всяких мифологических аналогий… не знаю даже как это не пОшло сказать… :). В общем, всё удалось и все остались довольны :). Естественно, после исполнения всего половины текста оставалось только чувство непогашенной романтики. На этот раз Брукер на один куплет приблизил публику к пониманию происходящего. Вместо обычного второго куплета он спел неслышанный ранее третий, а только потом второй. Четвёртый куплет так и не был спет. И куда только смотрит Кейт Рейд? Ну, да, как говорят все родители, раньше и этого не было! Моему же романтическому восприятию этой песни всё равно помешать ничто не сможет - мне всю дорогу под эту великую музыку вспоминаются наши давние школьные балы. Как сказали бы НЛП-еры, "якорь". Кстати, о величии этой музыки. Говорят, что за основу взят органный ход из сюиты №3 ре-мажор Баха - то-то я смотрю, как Фишер старается, руки прямо-таки волной идут по органным клавиатурам! Вот бы где-нибудь послушать "первоисточник"… Так ли он хорош по сравнению с "Харумом"? :) Публика тоже впечатлена этим величием - зал долго аплодирует, стоя. Музыканты, по традиции обнявшись за плечи, кланяются. Титры.

Итак, в целом. Концерт замечательный. На каком-то из музыкальных форумов, в отзыве об этом диске один молодой человек сказал: "Да, были люди …". А что "были"-то? Вот они, есть!

А вот, кстати, господа, мальчики и девочки! Мне стали приходить письма на тему "где взять?" Я посмотрел в очередной раз статистику и убедился, что большее число подписчиков живёт в крупных городах, поэтому этим вопросом не очень-то задавался. Хотя в моём городе специализированных музыкальных точек с DVD - тоже не разбежишься. Если есть "такой проблем", пишите, что-нибудь всегда можно придумать.


А в следующем, юбилейном десятом выпуске мы поговорим о том, как граница Царства Мёртвых пролегла через Райский Театр. Весёленький анонсик, правда?

Отличной вам музыки и настроения! Счастливо!
Роман

E-mail bestmusicdvd@hotmail.com.

Copyright 2005 by Роман Курочкин. Все права защищены.
Публикация в электронных СМИ разрешена только полностью и с указанием координат автора. Публикация в печатных изданиях только с письменного разрешения автора и после обсуждения условий публикации.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.news.bigmoney
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное