Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

6. Как автоматизировать изменение звуковых параметров во время воспроизведения


==Статьи для компьютерных музыкантов==


By «Irvin Pea Lab»

6. Как автоматизировать изменение звуковых параметров во время воспроизведения


Салют, господа музыканты! С Вами снова сиджей Irvin Pea. Тема сегодняшнего выпуска — это «автоматизация».

Что такое автоматизация? Зачем она нужна? И как её применять? Постараемся разобраться с этими вопросами. Понятно, что в зависимости от выбранной Вами музыкальной студии, Вы будете иметь различные способы автоматизации тех или иных параметров звука: громкость, высота звука, панорама и т. д.

Я же в этой статье покажу как делать автоматизацию на примере моей любимой студии «FL Studio» (версия XXL 8.0.0) и на примере «Cubase SX» (версия SX 3).

Соу, как говорят англичане, приступим.

Что же такое автоматизация? Ну это очень просто. Автоматизация — это автоматическое изменение различных звуковых параметров во время воспроизведения готового трека, типа, высоты тона (pitch), громкости (volume), выделение тех или иных частот и гашение остальных с помощью фильтра, изменение скорости темпа и другие параметры. То есть, Вы однажды установили всевозможные на Ваш взгляд изменения (например, плавное нарастание и затухание всего трека в начале и конце соответственно), а затем регуляторы, фейдеры и прочие кнопочки плагинов и других элементов музыкальной студии САМОСТОЯТЕЛЬНО проделывают то же самое БЕЗ Вашего участия при каждом новом воспроизведении. Понятно, надеюсь :)

Автоматизация — штука очень увлекательная и дающая просто бездну возможностей экспериментирования со звуком! Настоятельно советую как следует разобраться с этой технологией!

Начнём с музыкальной студии «FL Studio XXL 8.0.0» (у кого версия выше или чуть ниже, там, конечно же, то же самое :)). Вы увидите, что автоматизация делается очень просто!


«FL Studio»

1. Открываем новый или уже на некоторой стадии готовности музыкальный проект.

2. Вызываем «пошаговый секвенсор» («step sequencer») с помощью клавиши (F6), где у Вас присутствуют некоторые инструменты (или же в новом проекте добавьте какой-либо инструмент) и проставьте какие-то ноты в «Piano roll».

Есть? Хорошо.

3. Теперь кликаем в пошаговом секвенсоре левой кнопкой мыши на названии канала с инструментом и вызываем тем самым его настройки («Channel settings - Название инструмента»). В появившемся окне «Channel settings» кликаем ПРАВОЙ кнопкой мыши на любом желаемом для автоматизации звуковом параметре (например, «VOL» - громкость), и вызываем тем самым его контекстное меню. В этом меню выбираем пункт «Create automation clip». Сделали? Гуд.

Всё! Только что Вы создали клип автоматизации для звукового параметра «VOL» для данного инструмента! Как видите, всё по-детски просто, не так ли? :)

Как же теперь его использовать? Для этого переходим в окно «Playlist» (F5) и видим там появившийся клип автоматизации в той части плейлиста, которая противоположна списку с названием дорожек.

 РИСУНОК 1

Далее левой кнопкой мыши Вы можете увеличить ширину полученного клипа автоматизации, схватив его за правый край и потянув вправо. А затем, схватив левой кнопкой мыши маркеры данного клипа (белые кружочки, соединённые линией), Вы можете перетащить их вверх-вниз, вправо-влево, тем самым меняя данный звуковой параметр (в данном случае «VOL») по величине и времени изменения соответственно.

Например, если сделать вот так, как на рисунке ниже, то звук выбранного Вами инструмента будет плавно нарастать.:

РИСУНОК 2

 То же самое можно делать и для других интсрументов и его различных параметров! НО! Не все регуляторы звуковых параметров позволяют Вам создать для них автоматизацию. Если в контекстном меню того или иного параметра нет пункта «Create automation clip», то ничего не выйдет.

Далее самое интересное! Звуковые параметры можно менять также и в окне микшера (F9)! Делать нужно то же самое! Вызываем контекстное меню и создаём «Create automation clip»! Всё!

Ну и самое-самое приятное и интересное: для любого подключаемого плагина ТОЖЕ МОЖНО СОЗДАВАТЬ АВТОМАТИЗАЦИЮ ДЛЯ ЕГО ПАРАМЕТРОВ! Для этого:

1. подвигайте какой-либо регулятор плагина и, внимание, кликните левой кнопкой мыши на стрелочке вниз в верхней левой части окна плагина

2. теперь выберите пункт меню «Last tweaked parameter» и далее «Create automation clip».

Для любого регулятора (не забывайте сначала его подвигать!), где доступен пункт «Last tweaked parameter», Вы имеете возможность создать автоматизацию. Круто, правда?

 РИСУНОК 3

А вообще кликайте на любом регуляторе в окнах «FL Studio» и везде, где есть возможность создавайте клипы автоматизации!

Поздравляю, Вы только что изучили новую для себя музыкальную технологию!

Рассмотрим автоматизацию на примере «Cubase SX».


«Cubase SX

1. Открываем новый либо на некоторой стадии разработки проект: «File/New project» («Файл/Новый проект»)

2. Добавляем в проект MIDI-трек (или же выбираем уже добавленный ранее).

Сделали? Ок.

3. Рисуем ноты в нотаторе. Нарисовали?

4. Теперь нажимаем на значок «+» под добавленным MIDI-треком, тем самым вызвав подтрек, смещённый немного правее MIDI-трека. Этот подтрек — это один из доступных для автоматизации подтреков, в котором автоматизируемый параметр отображается в поле чуть правее от кнопок «R» и «W». Например, это параметр «Громкость». Замечу, что выбрать можно любой доступный для автоматизации параметр, кликнув левой кнопкой мыши на его названии и выбрав в появившемся меню нужный.

 РИСУНОК 4

По умолчанию под нарисованными в MIDI-треке нотами будет отображаться горизонтальная линия. Она при воспроизведении не будет никак изменяться, а значит никакой из параметров MIDI-трека не будет изменяться (автоматизироваться).

Как теперь выполнить автоматизацию (в нашем, случае для громкости)? Всё очень просто.

5. Нажимаем на кнопочки «R» и «W» в подтреке автоматизации и включаем «Play». Кто не знает, поясню: «R» - режим чтения автоматизации, «W» - режим записи автоматизации. Без включения этих кнопочек автоматизировать ничего не выйдет.

6. В процессе пригрывания нот MIDI-трека двигаем в подтреке левой кнопкой мыши значение громкости и видим, что прямая горизонтальная линия подтрека автоматизации начинает повторять движения вслед за изменением значений громкости. Всё. Отмотайте на начало и включите «Play». Вы услышите и увидите изменение значений громкости в процессе воспроизведения!

РИСУНОК 6

7. Теперь готовую кривую автоматизации можно подправить с помощью левой кнопки мыши, перемещая маркеры автоматизации (маленькие квадратики) в нужном направлении. Любой из маркеров при щелчке на нём становиться активным и имеет красный цвет. Да, и чтобы иметь возможность менять положение маркеров, не забудьте выбрать на панели инструментов:

 РИСУНОК 7

Также автоматизацию можно просто нарисовать с помощью карандаша (выбрать на панели инструментов). Внимание, чтобы рисовать, нужно обязательно включить букву «R» на панели управления того или иного подтрека автоматизации, иначе ничего не выйдет, так как Вы будете просто перемещать линию автоматизации вверх и вниз, а вот изменить её форму с прямой на другую не удастся.

Теперь что касается автоматизации подключённых плагинов. Напомню, что подробное описание подключения плагинов описывалось в статье «Как правильно подключить плагины к музыкальной студии».

1. Итак, подключаем нужный нам плагин и выставляем его в поле «out» некоторого MIDI-трека с готовыми нарисованными нотами.

РИСУНОК 8

2. Теперь вызываем окно плагина и включаем опять же кнопочки «R» и «W», расположенные в верхней левой части окна плагина.

3. Включаем воспроизведение MIDI-трека и в окне плагина вращаем любой из нужных нам регуляторов. Всё! Автоматизация готова!

4. Отматываем MIDI-трек на начало и включаем «Play». А в окне плагина видим автоматическое вращение регулятора. Автоматизация готова!

Опять же можно подправить кривую автоматизации с помощью мыши, выбрав:

РИСУНОК 7

либо нарисовать мышью, выбрав карандаш:

РИСУНОК 9

Надеюсь, всё понятно. Обязательно попрактикуйтесь. Разобравшись однажды в таком крайне интересном деле как «автоматизация», Вы сможете привнести в свои композиции массу преинтереснейших дополнений! Ну и в качестве примера автоматизации послушайте аудиофайл example.mp3.

На этом, дорогие друзья, я закругляюсь. С Вами, был сиджей Irvin Pea.


До связи!


Автор статьи:

основатель звуковой лаборатории «Irvin Pea Lab», компьютерный музыкант и исследователь технологий звука cj Irvin Pea.

Ресурсы автора:


адрес звуковой лаборатории «Irvin Pea Lab»: http://irvinpea.com

визитка компьютерного музыканта Irvin Pea: http://myspace.com/irvinpea

электронная почта: mailto:irvinpea@gmail.com


В избранное