Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

2000-е годы окончательно решили вопрос в пользу виртуальных синтезаторов и виртуальных эффектов обработки (плагинов) аудиодорожек в домашней студии на основе DAW. Звуковые карты резко взмыли вверх по уровню качества записи и воспроизведения. Практически у каждого музыканта появилась возможность за своим домашним компьютером в тапочках и трусах, с бутылкой пива или чашкой кофе создать запись от начала и до конца. Записать же ее на CD, выложить в интернет mp3 файл. И зачем ему нужна теперь дорогущая профессиональная студия звукозаписи?


Стоит ли записываться в профессиональной студии? Часть 1 из 2.

 

      2000-е годы окончательно решили вопрос в пользу виртуальных синтезаторов и виртуальных эффектов обработки (плагинов) аудиодорожек в домашней студии на основе DAW. Звуковые карты резко взмыли вверх по уровню качества записи и воспроизведения. Практически у каждого музыканта появилась возможность за своим домашним компьютером в тапочках и трусах, с бутылкой пива или чашкой кофе создать запись от начала и до конца. Записать же ее на CD, выложить в интернет mp3 файл. И зачем ему нужна теперь дорогущая профессиональная студия звукозаписи?

      Но профессиональные звукорежиссеры продолжают настаивать на невозможности качественной записи у себя дома. Попробуем ответить на вопрос так ли это?

 

     Начнем мы с не такой уж давней истории - 1980-х годов. В те годы стоимость популярного профессионального синтезатора Yamaha DX-7 была примерна равна стоимости нового автомобиля "Жигули" марки "пятерка". А это был очень хороший автомобиль в те годы. Все инструменты ввозились из-за границы единичными экземплярами. А секвенсеры были коробочками размером с ноутбук и с двухстрочным LCD-дисплейчиком. Были и компьютерные программы-секвенсоры, были и компьютеры Atary. Это были дорогие компьютеры. Для моего студенческого кармана практически не подъемные. Один продавец в музыкальном магазине говорил, что программный секвенсор конечно наглядней, но аппаратный он получше. Правда, толком не смог объяснить чем. А звуковые карты? Тут и правда ни о чем серьезном говорить не приходилось.

       Играли на синтезаторах советского ВПК и самопальных гитарах, исключительно вживую. В конце восьмидесятых этот ВПК, смотря на западные образцы, начал уже выпускать и клавишные-"расчески" и шестиугольные электронные ударные и много чего, что внушало радостные надежды. Запись на одну дорожку бобинника. Добавление новой партии - микс первой дорожки и гитары. Микс пишем на вторую дорожку. Ну, или два кассетника вместо одного бобинника. Трудная технология. Качество звука с каждой новой перезаписью катастрофически падает.

      В девяностых годах поток музыкального оборудования в Россию значительно возрос. Стали плодиться музыкальные  и hi-fi салоны, аки грибы после дождя. Глаза разбегались. Да и цены стали уже другими. Звуковые карты уже стали, можно сказать, звучать. MIDI можно стало писать на компьютере с железной уверенностью и несравненным комфортом.

      Запись делалась на тот же бобинник, только в домашней студии стоял синтезатор японского производителя с MIDI-входом, подключенный к компьютеру. Запись голоса велась на бобинник или кассетник в реальном времени миксируясь с партией синтезатора.

       К концу 90-х даже стали приходить в голову мысли: может попробовать виртуальный синтезатор? Это пока очень тяжело для компьютера. А голос уже можно попробовать пописать. Что стало в двухтысячных, мы уже сказали в начале статьи.

     Что же ныне? Лейблы (студии звукозаписи) остались не у дел? Каждый сам себе режиссер?

      В былые годы домашнюю аппаратуру и музыкальное оборудование студии звукозаписи сравнивать было просто смешно. Звукорежиссеры и другие представители студий звукозаписи ничего даже не говорили по этому поводу. То в 2000-х им пришлось заговорить, а представителям лейблов слегка подсуетиться подстраиваясь под тенденции времени. В среде звукоинженеров распространено мнение, что VST и прочие плагины не дают такой прозрачности звучания, как "железные" ревербераторы и копрессоры, синтезаторы тоже синтезируют на так "мясисто", "не хватает обертонов" и пр. Все объясняется ограниченной мощностью персонального компьютера. Не успевает он обрабатывать сложные алгоритмы.

       Давайте рассмотрим все по отдельности и начнем с синтезаторов. Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство современных синтезаторов внутри представляют собой тот же персональный компьютер. Может на других процессорах, чипах памяти, но принцип действия тот же. Процессор, постоянное запоминающее устройство (BIOS), оперативное запоминающее устройство, винчестер, цифрово-аналоговый преобразователь (ЦАП), операционная система и собственно программное обеспечение синтеза и обработки звука. Аналоговой техникой можно считать немногочисленные аналоговые синтезаторы с MIDI-интерфейсом, по которому ими управляют.

       Что касается качества звука виртуального и железного синтезаторов, то смотря, что мы сравниваем. Если мы сравниваем железный (аналоговый ли, цифровой ли) синтезатор и его виртуальный клон, то в этом случае сравнение может быть сильно не в пользу последнего. А если у нас имеется синтезатор только в виде plugin, то с чем его сравнить? И как можно сказать, что его звук хуже, чем ... что?

      Аналогично дела обстоят и со многими процессорами обработки звука. Они также превращаются в компьютер с аудиоинтерфейсами. Причем производители уверенными шагами идут к повсеместному вытеснению полностью аналоговой техники. Уже в даже микрофонных предусилителях применяются цифровые лимитеры, компрессоры и подавители обратной связи. Звук преобразуется в цифру, обрабатывается, а потом выдается снова как аналоговый сигнал.

       Мощность подавляющего большинства встроенных в музыкальные устройства вычислительных средств гораздо ниже современного им, даже среднего, персонального компьютера. Однако, производители и не пытаются засунуть в ревербератор всю студию звукозаписи. И заметим, что рабочие частоты дискретизации этих девайсов порядка 48 кГц. Что сильно снижает нагрузку на процессор и память.

      А  как у нас обстоят с производительностью современных персоналок в качестве домашней студии звукозаписи? Если мы начинаем использовать частоты дискретизации порядка 96 кГц, то средняя современная PC-шка с 2 Гбайтами памяти под 32-битной операционной системой, начинает задыхаться под парой-тройкой десятков треков (с обработками), и десятком VST-синтезаторов. И это так-сяк - проект средней тяжести.

     Так есть ли все-таки пути превращения персонального компьютера в студию звукозаписи с профессиональным уровнем обработки звука? Об этом мы поговорим в следующей рассылке...

 

    Выпуск написан на основе материалов сайта МУЗыкАЛЬНАЯ ЛАборАТориЯ http://musiclab.webservis.ru о музыкальных программах и оборудовании.


В избранное