Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вокальное мастерство

  Все выпуски  

Вокальное мастерство Методика преподавания


 Вокальное мастерство

2010-03-20

Методика преподавания ФРАНЦУЗСКАЯ ВОКАЛЬНАЯ ШКОЛА

ФРАНЦУЗСКОЕ ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО XVII-XVIII ВВ.

Французское вокальное искусство как явление национальное сложилось во второй половине XVII века. Основоположником национальной оперной и вокальной школы является Жан БаттистЛюлли. Оперный театр Люлли, возникший под большим воздействием трагедии Корнеля и Расина, потребовал от певца аффектированной декламации. Этот исполнительский стиль становится определяющим во французской школе пения.

В XVIII веке французское исполнительство переживает кризис. Аффектированная декламация, уместная в творчестве Люлли, становится абсурдной при исполнении опер Жана Филиппа Рамо и итальянских композиторов. С творчеством Кристофа Глюка связана реформа оперного искусства, подготовленная вековым развитием мысли и деятельностью энциклопедистов: Дидро, Руссо, Вольтера, Д'Аламбера и Гримма. Девиз Глюка - "правда, простота, естественность" -становится основой исполнительского стиля французских оперных певцов.

Несмотря на историческую прогрессивность оперной реформы Глюка, вокальное искусство Франции конца XVIII века не может соперничать с итальянским. Это легко объяснить декламационным характером французских опер, не способствующих развитию таких качеств, как кантилена, красота тембра, техники беглости.

ВОКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА ФРАНЦИИ XVII-XVIII ВЕКОВ

Жана Баттиста Люлли по праву можно назвать основоположником национальной французской школы пения. К сожалению, нет никаких источников, которые рассказывали бы о приемах, используемых Люлли в работе с учениками. Нет и упражнений, по которым можно было судить об уровне вокальной технологии.

Первым печатным трудом во Франции, посвященным методологии вокального искусства, является книга певца и педагога М.Басилли "Комментарии к искусству пения" (1668). По мнению автора, главная забота учителя - научить ясной и четкой дикции. Однако обучение пению бессмысленно, если певец не обладает тонким слухом. Басилли - сторонник эмпирического метода обучения, хотя и дает ряд советов, которых следует придерживаться в период обучения пению: слушать хороших певцов; заниматься ежедневно по утрам; все упражнения петь медленно и громко; непременно заниматься фальцетом, помогающим раздвинуть границы диапазона.

Другим теоретическим исследованием, отражающим взгляды французских педагогов XVIII века, стала книга "Искусство пения" Жана Баттиста Берара. Человеческий голос рассматривается здесь как инструмент: гортанные губы способны вибрировать как струны; воздух играет роль смычка; мышцы груди и легкие подобны руке скрипача, двигающей смычок. Гортань подвижна и, если ей свойственно повышаться по мере восхождения по звуковой шкале, необходимо (как ошибочно утверждал автор) использовать это природное свойство.

Берар указывал на существенную роль дыхания в процессе пения и его связь с качеством производимого звука. Он писал: "Чтобы хорошо набирать дыхание, надо поднимать и расширять грудь таким образом, чтобы живот вздувался: этим путем внутренности будут наполнены воздухом с большей или меньшей силой, в большем или меньшем объеме, смотря по характеру пения". Методические указания Берара свидетельствуют о стремлении к научному обоснованию процесса голосообразования, хотя некоторые утверждения носят наивный и ошибочный характер (например, что гортань должна повышаться по мере восхождения по звуковой шкале).

Соображения, касающиеся дыхания, вполне согласуются с исследованиями певческого дыхания последних лет. Действительно, для создания звуков большой интенсивности необходимо участие мощной группы мышц, грудной клетки, а для широкого использования динамической нюансировки -мускулатуры брюшного пресса и диафрагмы. Именно эти мышцы позволяют регулировать величину подскладочного давления.

Рекомендация смешанного типа дыхания (грудь поднимается и расширяется, а живот вздувается) вполне правомерна и оправдана для исполнения произведений французских композиторов XVII-XVIII века, требующих широты динамического диапазона.

Мечтая о создании певческого автомата, в котором струны, регулируемые пружинами, имитировали бы гортань, а меха, дозирующие подачу воздуха, - легкие, Берар тем не менее указывал, что певцом-художником может быть только тот, кто способен передать все оттенки человеческих чувств. Певец, умеющий издавать звуки сильные, величественные и заглушенные, или "легкие, нежные и манерные, и таким образом выражать все оттенки страсти... имеет право претендовать на сравнение с художником, который отлично владеет колоритом и экспрессией".

Пьер Жан Гара - известный концертный певец (тенор-баритон) и выдающийся педагог-эмпирик конца XVIII -начала XIX века, профессор Парижской консерватории живым эмоциональным показом добивался у учеников естественного голосообразования, точности атаки, ровности звучания гласных на всем диапазоне, искусства владения дыханием. Ему удалось подготовить к сценической деятельности тенора Луи Нурри, ставшего популярным оперным певцом, Луи Антуана Поншара - первого тенора, удостоенного ордена Почетного легиона.

Интересной личностью в области музыкальной культуры Франции конца XVIII века был Александр Хорон. Воспитанный на идеях просветителей, он горячо пропагандировал лучшие образцы вокальной и инструментальной музыки. Хорон - автор ряда работ по истории музыки, пособия по хоровому пению, различных словарей; на средства, выделенные правительством, открыл музыкальную школу, где разработал оригинальную методику обучения, организовал пансион для беспризорных детей. Не получив специального вокального образования, он тем не менее успешно занимался преподаванием пения, воспитал Жильбера Луи Дюпре - выдающегося оперного певца, будущего реформатора вокального искусства.

 А.В.Сорокина

С вами была ведущая рассылки, Анна Симеонова

 


В избранное