Итальянская национальная вокальная школа прошла долгий и сложный путь развития от музыкально-сценических пасторалей Я.Пери, Д.Каччини до атональных произведений Л.Ноно и Л.Даллапиккола. Соответственно эволюционировали исполнительские стили, изменились эстетические критерии, методы голосообразования, педагогические принципы. Первые произведения флорентийцев XVII века, названные ими "dramma per musica", укладывались в октавный диапазон, требовали от певца четкого слова, музыкальной речи умеренной
силы. С конца XVII века победило мелодическое начало и определяющим становится кантиленное пение. XVIII век - торжество виртуозности, искусства импровизации, блеска колоратуры. Это - век певцов-кастратов и колоратурных певиц.
Оперы Россини потребовали от певцов новых качеств: широкого диапазона, более изысканной динамики, тембрового разнообразия. Музыкальная драма Верди открыла следующую страницу в истории вокального искусства. На первый план выдвигается певец-актер, способный создавать глубоко правдивый, жизненный образ. Творчество композиторов XIX века (Россини, Беллини, Доницетти, Верди и композиторов-веристов - Масканьи, Леонкавалло, Пуччини) способствовало невиданному расцвету итальянского исполнительского искусства.
XX век расширяет понятие "итальянская школа пения", которое целесообразно определить как "эталонное оперное пение". Вокальная педагогика эволюционирует вслед за исполнительством: от скромных рекомендаций "легкого, свободного дыхания", при котором не должна "утомляться грудь", до развернутых рекомендаций, основанных на результатах аппаратурных исследований; от "грациозной улыбки" на светлых гласных в среднем участке диапазона к сложнейшим упражнениями в две
- две с половиной октавы на округлых гласных "и" и "у"; от фальцетного звучания на верхнем участке голоса - к мощному "прикрытому" формированию кульминационных звуков.
Дома сирот, в которых обучались дети, сменились широкой сетью профессиональных учебных заведений - консерваториями, Центром усовершенствования при театре Ла Скала, Национальной академией. Учебные планы и программы профессиональных учебных заведений Италии предусматривают воспитание певца-актера, в совершенстве владеющего вокальной техникой в широком смысле, исполнительскими стилями, дающими возможность интерпретировать произведения различных эпох и стилей.