Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вокальное мастерство

  Все выпуски  

Вокальное мастерство Методика преподавания


 Вокальное мастерство

2010-03-10

Методика преподавания

ЦЕНТР УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИ ТЕАТРЕ ЛА СКАЛА

Основной задачей Центра усовершенствования оперных артистов, организованного при театре Ла Скала, является работа над оперными партиями. Обучение там предполагает повышение квалификации не только итальянских оперных певцов, но и вокалистов из разных стран мира. Для поступления певцу необходима рекомендация руководителей оперных театров и характеристика, подтверждающая его вокально-техническую подготовленность. Перед зачислением все абитуриенты проходят прослушивание, в программу которого входит исполнение сложных арий различных стилей.

С 1961 года в Центре усовершенствования стажируются русские певцы, по просьбе советских руководителей были введены занятия по вокальной технологии. Уроки сольного пения проходят ежедневно кроме субботы.

Контроль за работой осуществляется трижды в году в виде прослушивания - зачета, на котором присутствует директор, дирижер и педагог Центра. Эудженио Барра - будучи ведущим профессором Центра усовершенствования при театре Ла Скала - воспитывал у своих учеников эталонное звучание голоса. Лучшими гласными Барра считал "у" для низких голосов и "и" для высоких, особенно для теноров. В качестве упражнения, помогающего "направить звук в резонатор", он предлагал "мычание". Этот прием широко использовался маэстро не только при пении гамм, арпеджио, интервалов, но и в начале работы над произведением. Такая настройка позволяла добиться яркого, полетного, прорезающего большие пространства звука. Профессор утверждал: "Кто умеет пользоваться головным резонатором, тот поет всю жизнь". Под головным резонатором предполагалось звучание близкое, звонкое, отражающееся в вибрационных ощущениях в области маски, твердого нёба, верхних зубов.

Большое значение маэстро придавал процессу дыхания и его организации. Он следил за тем, чтобы его ученики ощущали вдох в области нижних ребер, поясницы, верхней части живота, вдох краткий и активный. Во время выдоха требовал сохранять положение и ощущение вдоха "петь в себя", "на себя", как бы мысленно вдыхая. Такой психологический настрой ведет к активизации мышц-вдыхателей во время выдоха и таким образом к ощущению опоры.

Работая над развитием гибкого; эластичного дыхания, Барра предупреждал, что оно не должно быть форсированным - "дыхание не должно ударять по связкам". В связи с этим предлагались упражнения без пения: сесть на стул, согнуться и медленно вдохнув как бы в спину, чтобы почувствовать работу спинных мышц; медленно протянуть звук "в-в-в-в" на губах, не выталкивая, выдыхая плавно и постепенно. Важным элементом в работе с учениками Барра использовал светлый и темный тембры, которые он определял как "горизонтальное" и "вертикальное" построение звука. Улыбка ("горизонтальное построение звука") делает звук ярким, блестящим, помогает использовать головной резонатор. При этом обязательным условием образования светлого тембра Барра считал сокращение квадратных мышц (щеки приподняты), которые должны уставать. Их активная работа - залог яркого, звонкого звучания голоса. Для низких голосов можно использовать "вертикальное" звучание, когда рот приобретает овальную форму. Однако необходимо при этом заботиться о "попадании воздуха в головной резонатор": тогда голос будет ярким и звонким.

В работе над произведением можно использовать отдельные, плохо удающиеся тексты в виде упражнений, которые пропеваются в различных тональностях.

 А.В.Сорокина

С вами была ведущая рассылки, Анна Симеонова

 


В избранное