Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости сайта "Машинное отделение" #025


Информационный Канал Subscribe.Ru

Новости "Машинного отделения"



На сей раз обновление не будет связано общей идеей. Выкладываем то, что недавно было прослушано и то, что не оставило нас равнодушными, а потому читатель отыщет здесь всё: от восторженных восклицаний до скрежета зубовного. Приступаем:

"All Men Are Pigs" - долгожданный альбом норвежских див, работающих под маркой FE-MAIL, выполненный в содружестве с лысым весельчаком Lasse Marhaug. Увы, обстоятельства сложились так, что этот диск мы обозреваем до дебютной работы барышень ("Syklubb Fra Haelvete"), однако клянёмся, что в будущем исправим эту оплошность.

ACHTUNG! Диверсия! Недавно полученная компиляция "Extreme Music From Russia" английского лейбла Susan Lawly явила собой совершенно бредовую подборку исполнителей и композиций.

Zhelezobeton продолжает оставаться главным российским популяризатором radionoise. На суд слушателей представлен второй документ исследований радиоэфира из московской квартиры, выполненный DN23RD. "Zum" - это более семидесяти минут блужданий в хаосе.

И последнее. Это даже не рецензия, а, скорее, реплика в отношении давнего релиза польского Soulworm Editions. Попытка сравнительного анализа "nordic" вариантов power-electronics на примере альбома "Folkmord" шведского акта SYNDIKHAT.

В ближайшем будущем на страницах Машинного Отделения будут опубликованы:
  • интервью с петербургским power-industrial проектом HLADNA;
  • блок рецензий на релизы лейбла Domizil.

FE-MAIL feat. Lasse Marhaug

"All Men Are Pigs" - CD (ltd. 500)
2004, Gameboy Records, gb56

Fe-mail feat. Lasse Marhaug - All Men Are Pigs
FE-MAIL - норвежский нойз-дуэт Maja Ratkje и Hild Sofie Tafjord. Нужно сказать, что девушки играют вместе на протяжении десяти лет, однако происходило это в рамках девичьего анархистского импровизационного квартета с глумливым названием SPUNK. Как дуэт дамы дебютировали в Токио в 2000 году. С тех пор в дискографии проекта значатся, помимо компиляций, два альбома: "Syklubb Fra Haelvete" (издан TV5 на виниле в 2002 и переиздан в 2004 на CD Important recs.) и "All Men Are Pigs" (в содружестве с музыкантом JAZZKAMMER Lasse Marhaug), о котором пойдёт речь в этой рецензии.

Название альбома не стоит воспринимать всерьёз. FE-MAIL - отнюдь не форпост феминизма, и цитат из манифеста Валери Соланас вы здесь не отыщите. В данном случае мы имеем дело всё с той же импровизационной музыкой, которая, отказавшись от традиционных инструментов, перешла к использованию лэптопов, аналоговой электроники, полевых записей и работе с сэмплами. Шесть композиций предлагают нашему вниманию различные методики производства цифро-аналогового noise.
Fe-mail live
В первой композиции "Oh, You Gritty Thing" (вероятно, намёк на вещь D. Bowie "Oh, You Pretty Thing") идёт мастерская игра с зацикленным фидбэком. "In the Slicer With Lasse Neuf" - пунктирная пьеса, основным элементом которой, насколько я понимаю, стал glitch. Любителям утонченной работы со звуком рекомендую обратить внимание на трек "Charmed" - микроволна в сочетании с деликатным delay и вкраплениями музыкальных коллажей, вязнущие в грохоте цифрового нойза. Быть может, чем-то такой подход напомнит поздние работы AUBE - очень неплохо. С цифрой мы сталкиваемся и в очень динамичной пьесе "Run Jimmy, Run!". Стартующая как musique concrete, она быстро обрастает приятными на слух текстурами и демонстрирует грамотное обращение с сэмплами. Два последних этюда с громоздкими названиями "Fresh From The Flesh, On Bed Of Roses" и "Here's That Rainy Day, Sid Hendrix' Last Grunt" не выходят за уже обозначенные рамки.

Соблазнительная музыкальная работа, наполненная скользящим по поверхности смыслов юмором. По духу и звучанию "All Men Are Pigs" напоминает альбом "Hot Action Sexy Karaoke" JAZZKAMMER, что, впрочем, неудивительно - яблоко от яблони…


Various Artists

"Extreme Music From Russia" - CD
2004, Susan Lawly, SLCD026

V/A - Extreme Music From Russia
2004 год стал годом компиляций, в которых так или иначе отметились российские электронные и индустриальные музыканты, но сборник, изданный британским лейблом, без сомнения, стоит особняком. Согласитесь, для того, чтобы составить единое целое из произведений проектов, разнящихся как звуком, так и подачей своего материала, нужно обладать особым чувством меры, вкуса, стиля… Англичанам удалось сделать невозможное. Они издали компакт диск, который, даже сжав в тиски свои волю и терпение, практически НЕВОЗМОЖНО СЛУШАТЬ! Что там слушать, даже в руки брать это изделие потомков гордых саксов неприятно. На редкость убогий дизайн, неведомо откуда извлечённый шрифт, совершенно идиотские комментарии к композициям внутри толстого буклета, в принципе, являются неплохой прелюдией к восприятию собственно музыки.

Теперь об участниках. Брешут чемберлены, никакой "extreme music" из "Russia" на CD нет. Мы получили разношёрстную подборку артистов с постсоветского пространства, работающих в стилистике от harsh noise до доморощенного, настоянного на ржаной закваске, а потому совершенно неудобоваримого авангарда, который должен был вымереть ещё в позапрошлой декаде прошлого века. Учитывая современный уровень коммуникаций и широкую вовлечённость российских музыкантов в деятельность независимой мировой сцены, сложно догадаться, каким образом на свет из дремучих болот были извлечены некоторые мастодонты, фигурирующие в трек-листе.

Самые сильные пьесы диска принадлежат COMFORTER, KRYPTOGEN RUNDFUNK, VETROPHONIA, VOLGA. Это то, за что не только не стыдно, но и то, чем можно гордиться. При моём настороженном отношении к скрещиванию микроволны с фольклором, композиция "Rose" от VOLGA (Анжела Манукян, Алексей Борисов, Роман Лебедев, Юрий Балашов) завораживает тонкой цифровой проработкой звука, служащего background для этнического песенного материала. KRYPTOGEN RUNDFUNK представил своё понимание наследия Ryoji Ikeda, дополнив микротональный glitch радиошумом и текстовым историческим экскурсом. Ярославский COMFORTER представляет на суд публики головокружительный digital noise этюд "Unfriendly Absorption". Мэтры питерского industrial VETROPHINIA вступают в диалог с Александром Скрябиным, противопоставив его "Поэме экстаза" свою "Поэму оргазма". Это очень мощное атональное полотно, сотканное из конкретных шумов, милитаристской ритмики, свободного джаза и симфонической оркестровки. Буря и натиск! Лучшая композиция компиляции.

Некоторое количество материала амбивалентно: хвалить его не за что, а ругать - лень. Впрочем, пару добрых слов нельзя не сказать о треке "Голод" AMBASSADOR 21 из Белоруссии. Стилистически - это прозрачный power-noise с локальным апокалиптическим текстом, поданным великолепно интонированной мелодекламацией. Мягко ложится на слух и вызывает только положительные эмоции. Абсолютно пустую пьесу представил i5067,70 (1/2 псковского дуэта CLONING EXPERIMENT FAILURE), глуповатой версией japanoise выглядит трек прибалтийского PICHISMO.

Всё прочее - редкая дрянь. Непонятно, каким боком попала сюда пригодная скорее для кросскультурной компиляции Insofar Vapor Bulk "Калинка Смерти" в исполнении THE PODRYVANIEM BOYS, зачем впихнули сразу два однотипных трека от SAMKA, как на претендующий на представительский статус сборник пропустили убогий "Music for the Kids without Any" от никому не известного TEA MAN WITH TEA GUM… Или, например, придётся ли вам по вкусу десятисекундный трек от еще одного прибалта - GINTAS K.?

В целом "Extreme Music From Russia" напоминает пластинки, изданные на Западе в 80-х годах прошлого века, когда мировое сообщество открыло для себя "феномен русского рока". Тогда, под шумок, всплыло (и остаётся на плаву до сих пор) всё то, что тонуть не может. За редким, указанным выше, исключением и с поправкой на стилистику компиляция заполнена именно такой непотопляемой субстанцией.


DN23RD

"Zum" - CD-R (ltd. 48)
2004, Zhelezobeton, ZHB-V

DN23rd - Zum
Питерский лейбл Zhelezobeton во многом виновен в сегодняшнем повышенном внимании к такому явлению, как static radionoise. Более года назад именно по настоянию mr. Mozart тиражом в 23 копии был издан первый альбом московского проекта DN23RD "Signals From Outside", заполненный статическим радиошумом на одной частоте. И вот - снова чёрный, слегка оттененный металлом, CDR, лаконичное и стильное оформление - передо мной второй акт блужданий в эфире, "Zum".

На новой работе два трека. "130620022400" представляет собой частоту, в структуру которой постоянно вторгаются помехи от электрических приборов, в результате чего она утрачивает равновесие, постоянно балансируя на грани нового срыва. Это получасовая композиция с преобладающей басовитой фактурой, способной изменяться на тон-другой, а в особо драматические моменты обрастать белым шипением.

Фрагмент, озаглавленный "300520022400" - чистый, ничем не нарушенный, многослойный статический радиошум со всеми характерными особенностями: медитативностью, жёсткими стыками и horror-атмосферой. Впрочем, неподвижным его назвать сложно. Время от времени помимо муарового дрейфа он демонстрирует резкие скачки из стороны в сторону с нерегулярным "зависанием" на новых высотах.

Как относиться к радиошуму? Вариантов множество, и я не думаю, что среди них найдется единственно верный. С одной стороны, сбитая частота - это простейший способ создания noise-фактуры при отсутствии других специальных средств. С другой, треск радиостатики станет своим для последователей Луиджи Руссоло, dada-деструкторов и любителей конкретной музыки. Еще один вариант - релизы, содержащие радиошум, могут восприниматься как анти-записи, обретая совершенно иную прагматику. Но лучше всего - закрыть глаза и сосредоточиться на восприятии звука. Radionoise - это не музыка, но именно он научит вас слушать.


SYNDIKHAT

"Folkmord" - 3"CD-R
2001, Soulworm Editions, Worm XIII

Syndikhat - Folkmord
Третий релиз земляков шведов, изданный польским лейблом, я сравню с проектом FOLKSTORM из земляка г-на Nordvargr. На то есть - помимо географических - и другие, не менее объективные причины.

Первая. Оба проекта утаптывали скользкую тропу постиндустриальной электронной музыки с праворадикальным душком, ухитряясь одновременно ратовать за политкорректность. Henrik Bjorkk, например, не уставал утверждать, что сэмплы с речами нацистов он использует исключительно для погружения слушателя в исторический контекст, своего рода шоковая герменевтика. О своей непричастности заявляют и анонимные авторы SYNDIKHAT'a, с той лишь разницей, что оправдывают недвусмысленные тексты и изображения парней в балахонах Ku Klux Klan эстетической концепцией, ими выстраданной.

Вторая. И FOLKSTORM, и наши сегодняшние герои производили неинтересный, преимущественно цифровой, noise/power-electronics, с обильным заимствованием традиционной народной мелодики. На мини-альбоме "Folkmord" практически в каждом из шести треков мы сталкиваемся с доминирующими минорными хоралами, приправленными абразивом, воинственными призывами, лязгом танковых траков и т.п. Следует отметить, что именно на "уникальное сочетание хоралов и noise" и напирал пресс-релиз Soulworm ed.

Последняя причина. И FOLKSTORM, и SYNDIKHAT был отмерян недолгий срок. Что, впрочем, неудивительно. Явления, рождённые к жизни конъюнктурой, сходят на "нет" вместе с веяниями, их породившими. За пять лет индустриальный народ в большинстве своем наелся политически ангажированного шума, и проекты, его поставлявшие, один за другим приказали долго жить. Разница заключается лишь в том, что Nordvargr сумел воспользоваться моментом и подзаработать (не важно: денег или репутацию) на этом, а вот его менее удачливым землякам - не удалось.

Скучный продукт мертвого лейбла.

Ссылки:
Maja Ratkje - http://www.ratkje.com
Lasse Marhaug - http://www.lassemarhaug.no
Gameboy Records - http://www.gmby.net
Soulworm Editions - http://soulworm.terra.pl
Susan Lawly - http://www.susanlawly.com
Zhelezobeton - http://zhb.radionoise.ru



http://machine.radionoise.ru



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.machine
Отписаться

В избранное