Земфира
отомстила Москве
27. 12. 2005
C тех пор, как Земфира
переключилась на сочинение неоднозначных по половой
идентификации песен, а пресса стала больше
интересоваться особенностями личной жизни Земфиры, чем
ее песнями, прошло не так много времени. Земфира
сильно изменилась.
Чем-то необходимо было новое состояние
зафиксировать. Земфира провела первый за пять лет
большой концерт в Москве, на легендарной «Горбушке».
После концерта 2000 года (на той же самой Горбушке)
были еще выступления на «Максидроме», «Крыльях»,
«Нашествии». Был еще клуб «16 тонн» в 2003 году. Но не
сольники на больших площадках. Когда большой артист
пять лет не дает концертов в столице, можно назвать
этот концерт как угодно. Можно назвать презентацией
последнего альбома «Вендетта» для широкой публики,
ведь весной Земфира пела новые песни в крохотной
галерее для Романа Абрамовича и горстки журналистов.
Можно назвать заключительным концертом тура
«Вендетта». Можно прошептать язвительно: «Не смогла
собрать «Олимпийский», так хоть в ДК Горбунова
отметиться надо».
Действительно, история с осенними концертами в
«Олимпийском» наделала много шума. Они так и не
состоялись, хотя дважды переносились. Из опасений не
собрать СК «Олимпийский» и тем опозориться, в
последний раз его перенесли на весну 2006 года. И вот
совершенно неожиданно возник концерт в Горбушке.
Земфира здорово отыгралась на журналистах за все
осенние спекуляции на себе. Она повелела аккредитовать
на концерт только полтора десятка особо приближенных к
своей персоне журналистов. Но ничего тем не выиграла.
Поскольку журналисты, яростно чертыхаясь, купили
билеты в кассе и все равно проникли туда, где их
почему-то видеть не хотели. В ответ большинство
изданий отказалось анонсировать концерт Земфиры.
Концерт в «Олимпийском» действительно провалился бы в
таких условиях. Но две тысячи в ДК Горбунова собралось
без всякой рекламы.
Лишних людей там вообще не было. Концерт получился
домашним междусобойчиком для фэн-клубов и друзей
Земфиры. Присутствовала почти вся элита
лесби-сообщества столицы, а также Диана Арбенина, Бучч
и Рената Литвинова. Пришли улыбающиеся Михаил Козырев
и Александр Ф. Скляр. Литвинову из гримерки Земфиры
привел под ручку на балкон Артемий Троицкий. И весь
концерт они пританцовывали там, притягивая взгляды
фанатов.
У Земфиры за истекшие пять лет поубавилось задора и
открытости. Подсел голос. Зато прибавилось лощеного
профессионализма и композиционной изощренности. Теперь
каждое слово Земфира словно отвешивает на невидимых
весах зрелости и житейской умудренности. Некоторые
слова она самым взрывным образом аффектирует. «Я,
конечно, лучше всех!» - отчетливо проговаривает
Земфира, и лукаво поглядывает в зал, ожидая
предсказуемой реакции зрителей. На театре это
называется приемом «петелька-крючок». Земфира цепляет
крючком петельку зрительского внимания, петелька
затягивается, снова бросок крючка… И констатация
факта. «Что-то не получается, но успех концерта на 50%
зависит от публики. Вещь очевидная, но не могу не
сообщить», - говорит певица.
У Земфиры очень благодарная публика. Ее знаменитый
«земчат» выработал свои ритуалы и традиции. «Дай мне
руку, я пожму ее», запевает Земфира, и на сцену
одновременно из разных углов зала летят букеты
тюльпанов. На «Прогулке» весь зал поднимает руки. На
«Блюзе» загораются огоньки мобильников и зажигалок.
Земфира рассуждает: «Иногда мне кажется, что
благодарности в моей жизни больше, чем я заслуживаю».
Повторяет фразу еще раз. О чем она думает в этот
момент?
Земфира исполнила «Вендетту» целиком, и прибавила в
качестве специй несколько старых своих песен. Ее
музыканты играют их сейчас куда изощреннее, чем
раньше. Басист Корней обходится меньшим количеством
нот, и акцентирует брейками каждый затакт. На «ПММЛ»
появился вдруг замечательный саксофонист Анатолий
Герасимов, и сыграл пронзительное соло на флейте. Сама
Земфира подыгрывает себе, довольно бесхитростно, на
клавишных. Барабанщик вполне безупречен, так что
ушедшему из группы Джавад-Заде нашлась-таки достойная
замена. Отличному гитаристу очевидно негде
развернуться в новых песнях, зато на старых он выдает
виртуозные вкусные соло.
Сегодняшняя Земфира Рамазанова настолько далека от
той заводной рок-звезды образца 1999 года, что
сравнивать ее можно только с самой собой. Она с
видимой ленцой пропевает слова, предпочитает низкую
тесситуру и отдает петь самые высокие ноты усердным
поклонникам. Пришел опыт, пришел статус. Именно такие
важные вещи и зафиксировал большой аншлаговый концерт
в Горбушке где-то в середине робкой московской зимы
2005 года.
Вадим ПОНОМАРЕВ, для
газеты "Известия"