Бразильскую
Нино Катамадзе зовут Celia Mara
05. 11. 2005
4 ноября в РЦ «Молодая Гвардия» в рамках фестиваля
«Ethnotronica» выступила бразильская певица
австрийского гражданства Celia Mara. Нашему
обозревателю она напомнила весьма популярную в России
Нино Катамадзе. И никаких сомнений в том, что Селия по
праву является лучшей world-певицей 2004 года в
Австрии, быть не может.
Еще вчера она выступала в Лондоне, а сегодня уже
радует своим искусством москвичей. Эта невысокая
плотно сложенная женщина с хрипловатым голосом
определенно способна на большее, чем быть лучшей
певицей жанра world-music в одной только Австрии. Ее
последний альбом «Bastardista» получил отличную прессу
и разошелся немалым тиражом. В отечественных магазинах
мне его обнаружить не удалось. Однако совершенно
очевидно, что на волне успеха Нино Катамадзе очень
скоро «Bastardista» появится и у нас. По крайней мере,
культрегер Назим Надиров, привезший Селию в Россию,
это обещает.
Что же такое Селия Мара? Это прежде всего смешение.
В ее песнях с легкостью смешиваются самба и форро,
босанова и драм-н-бейс, джаз и фанк. Мара уверенно
выходит на сцену, поправляет стильные очки в черной
оправе и берет акустическую шестиструнную гитару. С
первых же нот ее сильного чувственного голоса, с этой
мудрой надломинкой хрипотцы, начинается чудо.
Современный world дает широкие возможности
раскрыться вокалу зрелой женщины, в отличие от
сиюминутного попса. Селия рассказывает истории любви.
Наверняка любви. Я не знаю ни испанского, ни
португальского, ни даже французского языка – на всех
на них поет Селия Мара, - но сердцем понимаю, что поет
она о превратностях любви. Любви выстраданной и
зрелой.
Интернациональный состав музыкантов из разных стран
аккомпанирует ей чутко и даже, мне показалось,
несколько сознательно тушуется для того, чтобы голос
Мары выглядел выпукло и сочно. Клавишник Geri Schuller
время от времени закатывает длинные стильные соло в
восточном стиле. Барабанщик Peter Gabis работает
скупо, а басист Kris Jefferson – очень скупо. Затем,
впрочем, Крис сыграл умопомрачительное соло со слэпами
и глиссандо, чем реабилитировался в моих глазах
навсегда. Когда же в конце концерта еще и Петер
рассыпался в полиритмичном и совсем неевропейском (а
он австриец) соло на барабанах… Стало ясно, что Селия
Мара своих музыкантов любит, и поиграть им дает.
Добавим еще для полноты картины, что музыканты
используют в аранжировках распространенный нынче
playback, то есть заранее записанные треки. По больше
части в плейбек они запихнули всяческие клавишные
звуковые коллажи и компьютерные барабанные
спецэффекты.
Celia Mara обладает голосом пожилой армянки. Это
если не смотреть на сцену. Ее фактурный голос иногда
переходит в жаркий шепот, иногда поднимается в
шутливые взвизги, иногда опускается в горький плач.
Еще одно ценное качество Селии как артистки – она
умеет рассказывать истории. Когда она поет – она
рассказывает историю. Этот принцип сказителя часто
встречается в азиатской вокальной культуре, но совсем
редко – в латиноамериканской. Celia Mara владеет этой
интонацией исключительно умело.
Ближе к концу зажигательный ритм сделал свое дело,
и на танцпол потянулась почти половина из сидящих в
зале. Селия была очень рада. Она в очередной раз
победила. Теперь и в Москве.
Вадим ПОНОМАРЕВ,
NEWSmusic.ru