Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Гитара - это просто!

  Все выпуски  

Гитара - это просто!


Информационный Канал Subscribe.Ru

Вячеслав Грисюк: Музыкантом стать легко! http://www.easymusician.nm.ru

     

Школа Своего Дела

Гитара - это просто!

выпуск 5

Сайт рассылки

     

Приветствую!

Пальцы

Кратчайшим расстоянием между двумя точками является прямая

Любой человек

Кратчайшим расстоянием между двумя точками является дуга.

Любой музыкант

Смотрим на руки - ладонями к себе. Начнём с левой:

Большой палец не обозначаем никак - у него особые функции.

Указательный палец носит гордый номер 1. Он же - первый палец.

Средний - 2

Безымянный - 3

Мизинец – 4

Это отличается от системы, принятой у пианистов, но мы сейчас осваиваем гитару и будем использовать "язык" гитаристов.

Звук на гитаре образуется вследствие колебаний струны, частота которых (и высота звучания) определяется длиной колеблющейся части струны. Изменяют длину колеблющейся части струны (и высоту звука), прижимая пальцем струну к грифу, при этом колеблющаяся часть струны образуется между ближайшим порожком справа и подставкой.

Итак, задача левой руки – обеспечить прижатие струн в нужных местах в соответствующий момент времени. Делается это кончиками пальцев – последней фалангой, необходимые условия для этого обеспечивают кисть и предплечье.

Несколько важных условий: во-первых, палец, который прижимает струну, должен делать это с достаточной силой, но без чрезмерного напряжения, во-вторых, последняя фаланга должна быть перпендикулярна грифу (даже на 5-6 струнах), чтобы не заглушать соседние струны, в третьих, ставить пальцы нужно ближе к порожкам, которые справа - так требуется меньше усилий, чтобы прижать струну.

Достаточное усилие создаётся за счёт упора большого пальца в заднюю часть грифа. Перемещение пальцев происходит на минимально необходимые расстояния, при этом пальцы при передвижении кисти как можно меньше приподнимаются над струнами. Если при смене аккорда палец не перемещается, то и отпускать струну не нужно – палец остаётся неподвижным. Если при перемещении палец должен извлечь звук на той же струне, то при передвижении он прекращает нажим, но полностью от струны не отрывается. Чтобы при необходимости заглушить струну, палец прекращает давление, но не убирается со струны, чем не даёт ей звучать.

Важнейшим условием успешной игры на гитаре является гибкость и подвижность пальцев. Для развития этих качеств, а так же для развития и укрепления мышц рук очень хорошо подходит пластилиновый шар.

Берёте пластилин (я взял в завалах своей дочки) и делаете шар размером, для начала, сантиметров 5. В течение минут 10-20 лепите фигурки, раскатывайте его в «колбасу» или «лепёшку», нужно только делать это не подручными средствами, а непосредственно руками – пальцами при помощи кистей. По мере того, как через несколько дней Ваши руки будут привыкать к этим упражнениям и Вы будете чувствовать, что становится совсем уж легко, добавляйте пластилин – шар необходимо довести до размера детской головы.

Я обычно делаю это утром – когда читаю почту и рассылки – и вечером, когда, напр.,  смотрю кино. Я не силён в лошадках и прочих скульптурах, но сделать полуметровую «колбасу» у меня получается :) Важно здесь чувствовать меру и не повредить руки чрезмерным усердием – как начинаете чувствовать, что «уже хватит», собирайте Ваши скульптуры обратно в шар – и до следующего раза. Держать его на тёплой батарее или печке – хитрость, которая работает против Вас. Эффект ощущается уже через пару дней – удобное и полезное занятие.

Чтобы пальцам правой руки не было обидно, мы им тоже дадим обозначения. Итак, смотрим на правую руку:

большой палец - р (pulgar, pouce)

указательный - i (index)

средний - m (medio, majeur)

безымянный - a (anular, annulaire)

мизинец - e (extreme)

Словечки испанские и французские, мизинец назван "экстремалом" ибо действительно применяется в очень редких случаях.

Кстати, нашли - какой палец на руке самый длинный? Конечно же, большой. Он ещё и самый сильный - он сильнее всех 4х остальных, вместе взятых. Хотите в этом убедиться - отожмитесь разок от пола на пальцах. Основной упор делается на большой палец. Кроме всего прочего, он ещё и обладает наибольшей свободой подвижностью. Именно в силу его особых способностей он при игре на гитаре выполняет особые функции - и на левой, и на правой руке.

При игре на любом музыкальном инструменте принципиально важно продумывать и строить движения пальцев, исходя из рациональности движения. Повторюсь - все естественные движения правильны, проблема заключается лишь в том, что вы применяете их не вовремя или не к месту.

Движения пальцев должны следовать одно за другим, подготавливать друг друга и вытекать одно из другого. При взятии аккордов левой рукой это имеет решающее значение, ибо именно рационализмом и естественностью обеспечивается лёгкость и простота.

Если при смене аккорда какой-то палец можно оставить на месте - его НУЖНО оставить на месте. Чтобы перемещение пальцев происходило без рывков и суеты, траектория движения должна быть дугообразной, ибо при игре на музыкальных инструментах именно дуга является кратчайшим расстоянием между двумя точками. Причина проста - зажмите 1м пальцем 2ю струну и переставьте его на 3ю ПО ПРЯМОЙ. Легко убедиться, что это не возможно. Можно сделать несколько движений - поднять палец, переместить палец, опустить палец - но тогда у нас получится состязание роботов-гитаристов :) Движение именно по дуге является наиболее рациональным, причём это справедливо не только для левой, но и для правой руки.

На днях я разговаривал с моим другом и учителем Сашей Ничипоренко - оказалось, что гитарист с огромным стажем не может сходу расшифровать, напр., действия правой руки, т.е. разложить её движения на составляющие. Он играет на гитаре и не задумывается над отдельными действиями, что совершенно естественно. Я обнаружил, что не могу рассказать, как играю на фортепиано - играю и всё :) Отдельные движения давно объединились в единый процесс, и разложить его снова на отдельные составляющие не просто. Но необходимо - нужно ведь и вам к тому же самому прийти.

Напоследок - основа основ в "массовом" гитарном мире - 3 аккорда! Точнее, даже 6 - 3 в ля-миноре и 3 в до-мажоре. Что такое мажор и минор - читайте в рассылке "Музыкальная теория - человеческим языком". Практическое применение 3м аккордам смотрите в рассылке-дополнении "Гитара - аккорды и тексты песен по вашим заявкам". Поначалу я не ставил задачи объяснять в этой рассылке приёмы исполнения конкретных песен, но такая необходимость есть - почему же её не реализовывать?
1 ---- ---- ---- ----

 

2

--x-

----

----

----

1

3

----

--x-

----

----

3

4

----

--x-

----

----

2

5

----

----

----

----

 

6

----

----

----

----

0

Am (t)

1 --x- ---- ---- ---- 1
2 ---- ---- --x- ---- 4
3 ---- --x- ---- ---- 2
4 ---- ---- ---- ----  
5 ---- ---- ---- ---- 0
6 ---- ---- ---- ---- 0

Dm (s)

1 ---- ---- ---- ----  
2 ---- ---- --x- ---- 4
3 --x- ---- ---- ---- 1
4 ---- --x- ---- ----

3

5 ---- --x- ---- ---- 2
6 ---- ---- ---- ----  

E7 (D7)

 
1 ---- ---- ---- ----  
2 --x- ---- ---- ---- 1
3 ---- ---- ---- ----  
4 ---- --x- ---- ---- 2
5 ---- ---- --x- ---- 3
6 ---- ---- ---- ---- 0

C (T)

1 --x- ---- ---- ----

1

2

--x-

----

----

----

1

3

----

--x-

----

----

4

4

----

----

--x-

----

3

5

----

----

--x-

----

2

6

----

----

----

----

0

F(S)

1 ---- ---- --x- ---- 4
2 ---- ---- ---- ----  
3 ---- ---- ---- ----  
4 ---- ---- ---- ----  
5 ---- --x- ---- ---- 3
6 ---- ---- --x- ---- 2

G (D)

 

Возвращаясь к эпиграфу - вспомнил анекдот.

Знаете, чем отличается программист от инженера?

Инженер думает, что в килобайте 1000 байт, а программист - что в километре 1024 метра.

;)

Успехов вам!

Буду рад получить от вас вопросы, замечания, критику, предложения, пожелания или просто отзыв.
Пишите
Всего доброго,
Вячеслав Грисюк

Предыдущие выпуски рассылки можно прочитать здесь: http://subscribe.ru/archive/culture.music.easyguitar/и здесь: http://www.easymusician.nm.ru

Отправьте друзьям эту ссылку:  http://subscribe.ru/catalog/culture.music.easymusician


Рассылки Subscribe.Ru

Музыкантом стать легко!

Гитара - это просто!

Музыкальная теория - человеческим языком!

Гитара: аккорды, тексты песен - по вашим заявкам!

Домашняя звукозапись - основы звукорежиссуры

Компьютер и музыка - эффективная практика
Музыкальные инструменты - традиционные и редкие.
Музыка для немузыкантов - не слушать, а исполнять!
Музыка и компьютер - мифы и реальность
Звукорежиссура - статьи и советы профессионалов.

Песни человеческой души

Дискуссионный лист

Музыкантом стать легко!

Единомышленники:

Александр Шестаков

http://vedrus.info - Ведрусское кольцо

http://ugolok.pisem.net - Уютный уголок

 

Как выбрать печку?

http://subscribe.ru/catalog/home.help.pechka

Тепло и уют... Не разорвать, не разделить эти понятия. Где тепло, там и уют. Где уют, там, конечно же, тепло. А что же будет источником тепла и уюта? Конечно печка!

 

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

А.С.Пушкин, "Зимнее утро"

 

Давайте выберем печку так, чтобы она и грела, и радовала!

Какая печь лучше всего подойдет именно вам? Газовый котел? Электрическая? Традиционная русская? Или вам по душе совершенно новый и нетрадиционный способ обогрева? Как сделать теплыми и уютными загородный дом, времянку, гараж, теплицу, и, конечно же, баню? Изучаем, выбираем, делимся опытом успехов и ошибок.


Наши партнёры

Музыкантом стать легко!


Ваше письмо может быть опубликовано, если нет явного запрета на публикацию.

Если в тексте письма присутствует ваш электронный адрес - он будет доступен другим читателям.

Вячеслав Грисюк (c) 2004  Все права защищены.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.easyguitar
Отписаться

В избранное