Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Гитара - это просто!

  Все выпуски  

Гитара - это просто!


Информационный Канал Subscribe.Ru

Вячеслав Грисюк: Музыкантом стать легко! http://www.easymusician.nm.ru

     

Школа Своего Дела

Гитара - это просто!

выпуск 4

Сайт рассылки

     

Приветствую!

Крылья, лапы, хвост

Нет в нем никаких тайн, кроме одной — как ухитриться заниматься, не переставая, изо дня в день?

Ю.Ю.Сенчуков, основатель системы рукопашного боя Контэн

Играют на гитаре, как не трудно догадаться, руками, причём левая и правая руки выполняют разные функции. Если речь идёт об аккомпанементе (а первое время у нас речь будет только о нём), то условно можно сказать так: левая рука отвечает за то, что звучит, а правая - как.

Левая рука прижимает струны, правая извлекает звук. Естественное положение левой руки обеспечивает подвижность пальцев, быструю смену звуков, их продолжительность. Правая рука задаёт импульс струнам, что вызывает их колебания - читай - звучание, причём делает она это в соответствии с необходимым ритмом. От действий правой руки в основном зависит характер звука, иначе это называется звукоизвлечением.

Таким образом, для успешной игры на гитаре необходимо слаженное взаимодействие обеих рук. Достигается это путём отработки короткими этапами действий отдельно левой и отдельно правой рук - но участвуют в этом всё равно две руки сразу.

При игре на любом музыкальном инструменте самое важное условие - естественность и простота движений. Говорить об этом можно много и долго, вместо этого перейдём лучше к действиям.

При игре желательно сидеть на твёрдом стуле, положение ног и туловища должно обеспечивать устойчивость и естественность положения – отсутствие напряжений – необходимое условие для хорошей игры.

Посмотрите на свои руки, ладонями к себе.

Теперь левой рукой возьмитесь за кисть правой. Не хватайте, а возьмитесь, обе руки при этом не напрягаются. Пальцы левой руки с указательного по мизинец у вас должны находиться на тыльной стороне кисти правой руки, большой палец левой - сверху, на ладони правой.

Рассмотрите внимательно положение кисти левой руки и возьмите на заметку ощущения в левой руке - сейчас нам это понадобится.

Берём гитару. Традиционным является положение, когда гриф в левой руке. Если Вы левша – всё равно лучше играть «как все», а не как Пол Маккартни. Причина проста – для левши нужно переставить струны наоборот, с 6й по 1ю, чтобы обеспечить естественную постановку пальцев правой руки. Из-за этого Вам придётся везде ходить со своей гитарой – на чужих, «обычных» Вы просто не сможете играть, что в абсолютном большинстве случаев не позволит Вам проявить себя :) Руки у человека физиологически устроены одинаково, левшам нужно лишь немного больше усилий и внимания. Моя дочь – левша и поверьте, это не сложно.

Садимся ровно, затем передвигаемся ближе к переднему краю стула. Гитара кладётся выемкой обечайки на левое колено, правая нога отодвигается в сторону настолько, чтобы придать гитаре устойчивое положение. Ногу-на-ногу - это не наш стиль. Скамеечку под левую ногу подставлять тоже не нужно. Ноги под стул не поджимать, скорее, они должны быть перпендикулярны полу.

Наша задача - получить такое положение тела, чтобы опора приходилась равномерно на ноги - впереди и на... седалище сзади. Находясь в таком положении вы должны иметь возможность в любой момент встать, ничего не меняя.

Вставайте. Вставайте!

Ноги не поджимайте и старайтесь при этом не наклоняться - небольшой наклон туловища вперёд должен присутствовать изначально, плечи сохраняют своё естественное положение.

Если вам это удаётся - всё правильно, если нет - найдите такое положение, когда удастся.. Это не трудно, если не относиться к этому предвзято. Но ОБЯЗАТЕЛЬНО найдите такое положение, ибо дальше ехать смысла нет.

Итак, у вас 3 точки опоры - 2 ноги и край стула. Гитара на левом колене, гриф немного к верху.

Теперь вспомните, как вы держали левой рукой правую. Как будто пальцами левой руки измеряли пульс на тыльной стороне ладони правой руки. Вот так и нужно левой рукой держать гриф.

Левая рука должна быть почти параллельна корпусу, предплечье немного приподнято, запястье согнуто, кисть свободна.

Внимание, не следует обхватывать гриф, как перекладину или дубину! Большой палец не должен находиться сверху грифа или доставать 6ю струну. Попробуйте ещё раз взять левой рукой правую. Теперь снова за гриф - спокойно и свободно - 4 пальца на струнах, большой палец - сзади, даёт опору на гриф.

Такое положение руки - не догма, но естественная необходимость. С непривычки может показаться  неудобным, но именно такая позиция кисти левой руки на грифе, во-первых, просто исключает положения, в которых кисть могла бы напрягаться, во-вторых, обеспечивает максимальное кол-во степеней свободы и подвижность "рабочих" пальцев.

Как учат лётчиков - штурвал следует держать, как ложку - крепко, но не сильно. В нашем случае это означает, что левую руку не следует напрягать - вспомните ощущение, когда вы левой рукой держали правую.

Правая рука отводится в сторону-вверх и кладётся предплечьем на большое закругление обечайки (сверху на «бедро» гитары). Кисть свободно висит, при этом пальцы должны оказаться в районе розетки и свободно доставать струны.

Итак, что у нас получилось?

Вы устойчиво сидите ближе к краю стула, ноги немного в стороны, гитара лежит на левом колене и ей там хорошо, гриф немного поднят вверх. Обратите внимание - вам, скорее всего, пришлось немного наклониться вперёд и повернуть верхнюю часть туловища немного влево. Левая рука без напряжения держит гриф, причём пальцы на струнах свободно двигаются, что обеспечивается упором большого пальца в тыльную сторону грифа, правая рука лежит сверху, кисть свободно висит, пальцы так же свободно двигаются. Плечи расправлены и опущены, спина и шея не напрягаются.

Главное и единственное правило - никакие мышцы не должны быть напряжены. Всё свободно, везде обеспечивается свободный приток крови и голова свободно поворачивается влево-вправо-вверх-вниз. Свобода и лёгкость – вот что нам нужно.

Человеческая рука представляет собой довольно сложную механическую систему, что позволяет использовать при игре на гитаре множество приёмов, при этом не создавая напряжений или мышечных зажимов, единственное условие – использование в данный момент именно тех  ресурсов, которые необходимы – и не более!

В процессе игры на гитаре принимает участие, фактически, весь организм, но самое большое внимание должно быть сосредоточено на независимых действиях пальцев и левой, и правой руки.

Пора, однако, начать издавать музыкальные звуки.

Левой рукой придерживаем гриф, не касаясь струн (можно, в принципе, её вообще опустить, но привыкайте сразу к типичному положению), правой начинаем делать следующее: большим пальцем защипываем 6ю струну – движение происходит за счёт сгибания 3й фаланги. На бытовом языке это означает «дёрнуть несильно 6ю струну». Движение большого пальца происходит вниз-от-себя. Указательным, средним, безымянным пальцем защипываем по очереди 3ю, 2ю, 1ю струну соответственно. Получается кусочек перебора – Пам-па-ра-пим.

Привыкайте, вот такими слогами мы будем обозначать ритмические рисунки. Мне этот способ показал мой друг – бард и учитель-гитарист, в армии он был связист-телеграфист, а у них очень популярны слоговые обозначения морзянки. Способ этот очень прост и эффективен – он уже много лет успешно обучает таким образом своих учеников.

Указательный, средний, безымянный пальцы защипывают струны дугообразным движением «к себе» - работает весь палец, но при этом в предплечье и кисти не должно возникать никаких напряжений, они неподвижны, но не потому, что зажаты, а потому, что просто не работают и расслаблены – работают только пальцы.

Итак, большой палец играет бас, указательный-безымянный – перебор 3-2-1 струн и обратно – 1-2-3 – Пам-па-ра-Пим-па-ра – и повторяем «по кругу». Попробуйте разные варианты, напр., бас – 2-3-1-2-3 струны, бас – 1-2-3-2-1 итд., сохраняя ровный ритм. Звучать это будет примерно так: 1 вариант 2 вариант 3 вариант

Для того, чтобы у вас звучали ссылки с примерами, вам необходимо скачать с сайта http://www.easymusician.nm.ru, раздел Полезности, файл examples.rar (в нём mid-файлы) и выполнить действия, которые написаны в файле readme.txt (он внутри архива).

На данном этапе необходимо вывести на «базовый» уровень физические параметры Ваших рук и пальцев. Для этого мы будем тренировать их на примерах тех песен, которые Вы хотите играть. Здесь я покажу общие принципы, которые Вы будете самостоятельно применять при «разборе» песен.

Что такое ритм, какие бывают аккорды, чем музыкальные звуки отличаются от других и другие вопросы музыкальной теории я подробно объясняю в рассылке "Музыкальная теория - человеческим языком", аккорды к песням, которые вы хотите играть - в рассылке "Гитара: аккорды, тексты песен - по вашим заявкам", как записать на магнитофон или компьютер своё исполнение - тоже в отдельных рассылках, ссылки см. внизу.

Задание вам такое:

1. Найдите на руке самый длинный палец (сразу предупреждаю - это не средний).

2. Найдите естественное для себя положение с гитарой, исходя из написанного выше. У всех разная длина рук, ног и туловища, однако это не означает, что для вас будет естественным играть, стоя на голове.

3. Помните детское упражнение - "Мы писали, мы писали, наши пальчики устали"? Вспомните и сделайте его (хотя бы пару раз). Пальцы с указательного по мизинец должны при этом расходиться в стороны, а не прижиматься друг к другу, кисть - сжиматься в кулак, а не "складываться".

 

Успехов!

Буду рад получить от вас замечания, критику, предложения, пожелания или просто отзыв.
Пишите
Всего доброго,
Вячеслав Грисюк

Предыдущие выпуски рассылки можно прочитать здесь: http://subscribe.ru/archive/culture.music.easyguitar/и здесь: http://www.easymusician.nm.ru

Отправьте друзьям эту ссылку:  http://subscribe.ru/catalog/culture.music.easymusician


Рассылки Subscribe.Ru

Музыкантом стать легко!

Гитара - это просто!

Музыкальная теория - человеческим языком!

Гитара: аккорды, тексты песен - по вашим заявкам!

Домашняя звукозапись - основы звукорежиссуры

Компьютер и музыка - эффективная практика
Музыкальные инструменты - традиционные и редкие.
Музыка для немузыкантов - не слушать, а исполнять!
Музыка и компьютер - мифы и реальность
Звукорежиссура - статьи и советы профессионалов.

Песни человеческой души

Дискуссионный лист

Музыкантом стать легко!

Рассылка:

Как гарантировано получить хорошую работу?

Что такое работа и почему люди ходят на работу? Чем хорошая работа отличается от плохой? Почему лучше работать на хорошей работе? Какая самая страшная тайна работодателя? Что нужно сделать, чтобы гарантировано получить хорошую работу? Что дальше?Чтобы получить ответы на эти и другие злободневные вопросы - подписывайтесь!

В ведении рассылки принимают участие действующие предприниматели с многолетним опытом.

Рассылки Subscribe.Ru

Как гарантировано получить хорошую работу.

 


Наши партнёры

Музыкантом стать легко!


Ваше письмо может быть опубликовано, если нет явного запрета на публикацию.

Если в тексте письма присутствует ваш электронный адрес - он будет доступен другим читателям.

Вячеслав Грисюк (c) 2004  Все права защищены.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.easyguitar
Отписаться

В избранное