Прошлый выпуск вышел, к сожалению, несколько позже, чем я первоначально рассчитывал, а потому, боюсь, информация о концертах попала к вам поздновато. По этой причине о концерте Алексея Любимова в ближайшую пятницу я решил рассказать, сегодня, не откладывая.
Итак, в пятницу, 14-го февраля 2003, в 19:00, в Рахманиновском зале Консерватории состоится концерт, посвященный 70-летию Андрея Волконского - композитора, музыканта, создателя ансамбля "Мадригал". В первом отделении Алексей Любимов исполнит английскую музыку Ренессанса (Уильям Берд и другие английские композиторы) на клавесине Андрея Волконского (подаренном им Консерватории). Во втором отделении прозвучат сочинения Андрея Волконского. Вход на концерт - свободный.
Мне удалось немного побеседовать об Андрее Михайловиче Волконском с Марком Вайнротом, художественным руководителем "Moscow Baroque". Марк Вайнрот долгое время играл в "Мадригале", хорошо знаком с Волконским, и встречался с ним за рубежом, уже после его отъезда (в 1974 году Андрея Михайловича вынудили уехать из страны, и он очень переживал этот отъезд; сейчас Андрей Волконский живет во Франции). После этой беседы мне захотелось узнать об Андрее Михайловиче гораздо больше, а здесь приведу только несколько слов.
Андрей Михайлович Волконский, потомок князей Волконских, родился во Франции, и приехал в Советский Союз после войны с родителями, которые откликнулись на призыв советского правительства. К счастью, семья Волконских угодила не в лагеря, а - на несколько лет - в провинцию. Потом была Консерватория, он писал музыку, а ему постоянно ставили препоны, припоминая происхождение, и "отдавая дань" его неординарности. Наверное, и "Мадригал" возник от стремления выйти за жесткие рамки зарегулированной советской культуры. "Мадригал" был единственным музыкальным ансамблем, не игравшем сочинения советских композиторов, в то время это было неслыханно!
Об этом же говорит Алексей Любимов (в интервью с Кирой Верниковой, 2001 г.): "И современная, и старинная музыка были для нас новыми мирами, мирами "других" звучаний и техник, областью авангардных открытий. Все, полностью отличное от традиционного ограниченного взгляда, воспитания, репертуара. В обращении к ним выражался протест против ограниченности нашей музыкальной жизни вообще." Это сказано о том же самом времени, и о том же явлении.
А вот вспоминает поэт Геннадий Айги (в беседе с Галиной Гордеевой. "Литературное обозрение", 1990, N 4), о том времени, когда авангардисты - и художники, и поэты - были на полуподпольном положении в нашей стране: "Во всех этих кругах катализатором и объединяющей силой был гениальный (я убежден в этом!) музыкант и композитор Андрей Волконский. Его глубокая образованность, высочайший европейский вкус, его благородное просветительство, такт, открытость - вся его универсальная, пылающая личность подымала нас, развивала, вытаскивала на свет... Он показывал нам изданные за рубежом альбомы, справочники по новейшей живописи, переводил современных французских поэтов - с листа, на ходу, переводил Беккета, Ионеско...".
Вот такому замечательному человеку посвящен концерт, и я очень надеюсь на него попасть.
А в прошедшую субботу Алексей Любимов играл, если помните, в Центральном доме Архитектора. Зал мне показался не очень подходящим, а вот концерт был интересным! Программа в основном повторяла концерт, сыгранный Любимовым на Фестивале старинной музыки в Санкт-Петербурге (http://www.earlymusic.ru/) в 2001 г. Приведу программу полностью (пользуюсь замечательным альманахом Питерского фестиваля 2001 г.):
В.А. Моцарт, Фантазия до минор KV 396 (фрагмент, завершена А.Штадлером) Й. Гайдн, Фантазия до мажор (1789) Hob.XVII:4 К.Ф.Э. Бах Фантазия фа диез минор "Чувства К.Ф.Э. Баха" И.Л. Дюссек "Казнь Марии-Антуанетты" (1795) - музыкальные картины Op.23
В.А. Моцарт, Вариации на тему из оперы Глюка "Пилигриммы
из Мекки" И. Прач, "Фанданго" , соч.2 Л. Бетховен Соната N14 до-диез минор Op.27 N 2 Quasi una fantasia ("Лунная")
Алексей Любимов играл на хаммер-клавире, и я все больше проникаюсь звучанием этого раннего фортепьяно - значительно более мягкие басы, и особенный какой-то легкий тембр: Сочинения исполнялись необычные, очень характерные (как бывают характерные роли в кино), и Любимов временами просто "колдовал" на клавиатурой, а иногда - как в Фантазии К.Ф.Э. Баха - увлеченно пускался в сложные приключения чувств и звуков, напоминая джазового пианиста в самый разгар импровизации!
Очень интересно мне было услышать "Фанданго" Прача - красивейшая музыка, которую я очень люблю в исполнении Ольги Мартыновой, на клавесине. Иоганн Прач, как нередко бывало в то время, написал Фанданго для "клавесина или пианофорте" - оба инструмента были равно рапространены. Но звучит Фанданго на клавесине и хаммер-клавире совершенно по-разному, будто это два разных произведения! И теперь я не знаю - какое из этих исполнений мне нравится больше :) Мне даже кажется, что Иоганн Прач "спрятал" в одном сочинении два, каждое из которых "показывает лицо" только на "своем" инструменте :)
Рассуждая о клавирах, не могу не вспомнить о некоторых уточнениях, которые прислал мне Алексей Зубов (news.oboe.ru ) по поводу моих впечатлений от концерта Алексея Любимова "Три музыки клавира" - помните, в выпуске от 28-го января.
Во-первых, Алексей совершенно справедливо подправил временные рамки концерта - конечно, от начала XVIII века (а не XVII, как я написал, ошибочно). Далее, на клавикорде прозвучала, на самом деле Прелюдия до-мажор из первого тома "Хорошо темперированного клавира" И.С. Баха, и интересное замечание от Алексея: "Это ... пример сочинения, ЗАВЕДОМО и ОДНОЗНАЧНО написанного в расчете на клавикорд". А вот это меня вдохновило: "На самом деле клавикорд вполне может звучать в больших залах - надо лишь обеспечить надлежащую посадку публики и полностью закрыть все двери и окна", и значит - концерт музыки на клавикорде вполне осуществим! Осталось уговорить кого-нибудь из музыкантов это сделать, а Владимира Самсонова воодушевить идеей организовать такой концерт :) Кстати, в любимом мною Английском
дворе это наверное может получиться, там действительно редкая акустика.
Интересно пояснение Алексея Зубова к клавесинному концерту Гурецкого во втором отделении, помните - я сетовал на то, что клавесин звучал через акустическую систему. Алексей предположил, что Гурецкий написал свой концерт для клавесина современной (XX века) модели - есть и такой, известный еще со времен Ванды Ландовской, легендарной исолнительницы старинной музыки в России в начале XX века. Этот фортепиано-образный инструмент имеет металлическу раму и внушительные размеры, как рояль, и потому звучит довольно громко, но при этом использует клавесинный метод извлечения звука, т.е. щипок. А дальше у Алексея просто замечательный ход: "В общем-то, был бы совершенный аутентичный писк, если бы Любимов приволок для Гурецкого инструмент такого рода :). Но пришлось, по всей видимости, довольствоваться тем, что есть, и, конечно, воспользоваться
усилением".
Правда, следуя этой логике, любимые песни своей юности я должен был бы петь под гитару Шиховской фабрики (ну..., или идентичной копии), чего мне делать совсем не хочется :-/ Зато это было бы аутентично! :)
Сегодня почти все о клавирах, но все же не только. В субботу, после концерта Любимова, я попытался еще успеть хотя бы на второе отделение Moscow Baroque в музее Рерихов, но! - неудача - концерт шел без антракта, и я застал не так много. Увертюру Телемана "Нации старинные и современные" слушал не с самого начала, и стоя в коридоре :-/ Невероятно изобретательная музыка, очень ироничная, местами просто уморительная! А слушание в коридоре имело свои преимущества, потому что несколько другое донесение звука позволило мне сделать одно открытие: я услышал и поразился тембровой широте и богатству звучания Moscow Baroque! (правда, в этот раз состав был несколько усилен - вторую скрипку играл Николай Должников, а Елена Ломакина играла на альте). Зато кантату И.С. Баха N 202 ("Свадебную") я слушал уже в зале. Надо сказать, что при
моей не очень большой любви к вокальной музыке вообще, сопрано Карины Панюшкиной мне нравится, а в этот раз она пела действительно сложную вещь, и получилось это действительно здорово! Особенно красива была перекличка голоса с барочным гобоем Филиппа Ноделя. Карина недавно вернулась из поездки во Францию, и похоже провела там время с большой пользой для своего вокального искусства.
Субботний концерт Moscow Baroque повторят в среду, 12-го февраля, в Католическом соборе на М.Грузинской. Я не попадаю, к сожалению, а вам - рекомендую.
Мне осталось только напомнить, что в ближайшем концерте нашего проекта - очаровательный дуэт Ольги Ивушейковой и Ольги Мартыновой, с музыкой для флейты и клавесина. Мы будем рады встретить вас в пятницу, 21-го февраля, в Палатах Старого Английского двора на Варварке. Как всегда, на наших концертах вас ждет непринужденная обстановка, подробные программки, бокал легкого вина в антракте, и самое главное - изысканная и живая музыка!
Всего вам музыкально лучшего, искренне ваш ведущий рассылки Александр Морозов, baroque@parter.ru