Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Музыка эпохи барокко и не только. Проект В.Самсонова. О траверсфлейте и Hortus Musicus


Информационный Канал Subscribe.Ru

Добрый день, дорогие читатели и слушатели!

Сегодня - подробности о нашем ближайшем концерте, и обещанный ранее рассказ о выступлении Hortus Musicus.

Вначале одно небольшое отступление. Мне немного (очень мягко, правда) попеняли на то, что я никогда не указываю - в каком городе происходят описываемые музыкальные события. Прошу простить крайне уважаемых мною питерцев, а также не менее уважаемых жителей других городов России и других стран (а нашу рассылку, читают, как оказалось, не только в России). Я стараюсь, в основном, писать о своих собственных (вероятно, субъективных) музыкальных впечатлениях и "приключениях", а сам я живу в Москве, и очень редко куда-нибудь  выезжаю. А посему, в нашей рассылке речь идет о московских концертах. Прошу не воспринимать это как некий "столичный снобизм". Кстати, я очень завидую питерцам, у которых каждый год происходит замечательный фестиваль старинной музыки. Мне очень хотелось попасть на него прошедшей осенью, но - не сложилось...

А теперь - о предстоящем концерте говорит автор проекта, Владимир Самсонов:Ольга Ивушейкова

"Ровно год назад, 21-го февраля 2002 г., в Старом Английском дворе прошел концерт, который назывался "Музыка для флейты и клавесина". Исполнители: Ольга Ивушейкова, траверс-флейта и Ольга Мартынова, клавесин.

Концерт этот был настолько красив и хорош, что ровно через год мы решили его повторить почти без изменений, в том же месте. Ольга Ивушейкова - один из самых лучших музыкантов, одинаково виртуозно владеющих и современной, и старинной флейтой. Кроме того, в апреле она уезжает в Германию на год, и это еще одна веская причина, по которой мы хотим повторить эту замечательную программу, и, видимо, последняя возможность (в обозримом будущем) услышать замечательный ансамбль Ольги Ивушейковой и Ольги Мартыновой.

Траверсфлейта - деревянный духовой инструмент: всего один клапан и шесть отверстий, но какой волшебный звук! В концерте будут звучать две флейты - копии австрийского мастера Рудольфа Тутца с оригиналов Д.Роттенебурга (1750) и А.Грензера (1765).

О музыке, которая будет звучать: сказать, что она прекрасна - это не сказать почти ничего, ее надо просто хотя бы раз услышать.

Новых приятных музыкальных открытий и переживаний"
    Владимир Самсонов

Немного подробнее об Ольге Ивушейковой:

Ольга Ивушейкова окончила Московскую среднюю специальную музыкальную школу имени Гнесиных и Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского. Она концертирующая флейтистка, лауреат Всероссийского и Всесоюзного конкурсов (1987) и международного конкурса имени Ван Вассенара в Гааге (1995).

Ольга одинаково профессионально владеет современной и барочной флейтами. Ее педагогами были Ю.Н. Должиков, проф. А. Адориан (современная флейта), проф. К. Хюнтелер и проф. В. Хатзельзет (барочная флейта).

Ольга постоянная участница международных фестивалей: Villa Musika,  Фестиваль старинной музыки в Санкт-Петербурге, Neues Musik Forum, Фестиваль старинной музыки в Сант-Галлене, Московская осень, Альтернатива.

В числе ее партнеров А. Любимов, Н. Гутман, А. Рудин, А. Галковский. Она выступает в Большом и Малом залах Московской консерватории, в Концертном зале имени Чайковского, в Государственной академической капелле имени Глинки в Санкт-Петербурге. С 1997 года Ольга Ивушейкова преподает в Московской Консерватории современную и барочную флейты на факультете современного и исторического исполнительского искусства.

Об Ольге Мартыновой наши постоянные читатели и те, кто бывает на наших концертах, знают уже достаточно много. Остальных же адресую к архиву рассылки или на страничку, посвященную концерту, где эта информация появится в ближайшие день-два (как я и обещал уважаемым читателям, информация в нашей рассылке будет самая свежая):
http://parter.ru/event.asp?sect=23&event=1027
Напомню, что на этой же страничке можно заказать билеты, а можно это сделать и по телефону 258-0000.

В следующем выпуске я надеюсь подготовить информацию о композиторах, чьи сочинения прозвучат в концерте, пока же только два небольших уточнения. Во-первых, вместо музыки Ж. Б. Буамортье прозвучат сочинения Жана-Мари Леклера. Во-вторых, в прошлом нашем сообщении была, к сожалению, допущена ошибка, правильное имя Буамортье - Жозеф Боден. В качестве извинения  (перед вами, и перед памятью композитора) приведу две ссылки, по которым можно найти информацию о нем: на выдержку из известного музыкального словаря Гроува и на более подробную страничку на английском

А теперь обещанный рассказ о "Hortus Musicus" - точнее, о концерте, который состоялся в Большом зале Консерватории 26-го января. Если кто-то из читателей был на этом концерте - было бы очень интересно узнать о ваших впечатлениях. А если кто-нибудь захочет поделиться - я с удовольстием опубликую ваше мнение (даже если оно совсем не совпадает с мнением ... и т.п.:) ).

Первое отделение называлось "Веселая музыка средневековья", и состояло из песен и танцев Франции, Италии, Испании XII - XIV-го веков. Музыканты вышли в ярких, даже кричащих, цветных балахонах, вызывающих ассоциации с трубадурами, и все отделение более походило на некое театральное действо, чем на последовательность концертных номеров. Такое впечатление усиливалось еще тем, что номера переходили один в другой без пауз, так что у публики почти не было шансов выразить свое отношение аплодисментами. Все это, и сама музыка, довольно живо передавали, как мне кажется, атмосферу средневекового праздника, карнавала, чуть ли не воскресной ярмарки. Мне, например, воспринимать это было не очень просто. Я не всегда хорошо переношу европейское веселье (скажем, европейский юмор представляется мне мрачноватым и иногда выходящим за рамки такта), вот примерно это же я ощущал в некоторые моменты первого отделения концерта. При этом я вполне сознавал, что музыка глубокого средневековья подается, скорее всего, в значительно приглаженном виде - думаю, что реально она звучала куда грубее и резче, чем сейчас.

Во втором отделении костюмы сменились на изящные, богатые одежды времен Ренессанса, и музыка стала значительно понятнее. Отделение называлось "Самые популярные ренессансные песни", хотя состояло не только из песен. Мне как раз более всего запомнился Ричеркар Диего Ортиса, инструментальная пьеса-размышление, этот жанр был крайне популярен во времена ренессанса. Ричеркар почти сольно (с небольшой поддержкой басов) исполнил руководитель ансамбля Андрес Мустонен, и его скрипка была глубока и возвышенно-печальна... Несколько песен с бытовыми сюжетами прозвучали очень живо, особенно исполненная буквально в лицах "Я прекрасный дамский портной..." анонимного французского автора - все было понятно (даже не зная французского) и весьма забавно :)

В целом же впечатление от концерта осталось двойственное... Все действие было, конечно, интересным, а в некоторые моменты - захватывающим, и сравнить такой концерт как-то даже не с чем... С другой стороны, стану ли я теперь слушать музыку ренессанса - не знаю, до сих пор она была для меня не очень понятна, и пожалуй такой и остается. Но если Hortus Musicus приедут снова, с другой программой - я снова пойду их слушать. О, совсем забыл! Концерт был посвящен 30-летию Hortus Musicus! На пространстве бывшего Советского Союза только ансамбль "Мадригал" начал играть старинную музыку раньше, но как видите, активная творческая жизнь "Hortus Musicus" оказалась гораздо длиннее! Вскоре постараюсь отыскать интервью Андреса Мустонена, которое он давал к фестивалю старинной музыки в Санкт-Петербурге в 2001 г., довольно интересное.

Кстати, об ансамбле "Мадригал", а точнее - о его основателе, Андрее Волконском. Концерт Алексея Любимова 14-го февраля, в Рахманиновском зале Консерватории, будет посвящен как раз 70-летию Андрея Волконского. Очень надеюсь узнать подробности об этом концерте, и поделиться с вами.

Небольшая информация на всякий случай для тех, кто собирается на концерт Кента Нагано в субботу, 8-го февраля: по сведениям из надежного источника концерт, вместо объявленного Большого зала Дома Музыки, состоится в Большом зале Консерватории. Насколько я понимаю - из-за неготовности Дома Музыки. Честно говоря, другого и не ожидалось :-/

На этом прощаюсь, и желаю вам разнообразия - в музыке, в чувствах, во встречах и знакомствах, в общем - разнообразия впечатлений и образов!

Искренне ваш 
  ведущий рассылки Александр Морозов, baroque@parter.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное