А вот текст прошедшей передачи, для тех, кто не успел послушать :)
Здравствуйте!
А вот текст прошедшей передачи, для тех, кто не успел послушать :)
I. Предисловие В эфире программа «Ковер» и ее автор и ведущий Денис. В сегодняшнем выпуске будут звучать известные классические произведения в исполнении современных музыкантов и групп.
II. Классика (1) В пещере Горного Короля. Это произведение – фрагмент сюиты «Пер Гюнт» норвежского композитора Эдварда Грига. Григ – первый классик норвежской музыки, композитор, поставивший музыкальную культуру Норвегии в ряд с передовыми национальными школами Европы. Кроме того, Григ занимался музыкальной критикой, учредил в 1898 г. в Бергене 1-й фестиваль норвежской музыки, который проводится и поныне. Содержание творчества композитора тесно связано с жизнью норвежского
народа, с разными сторонами его быта, с образами норвежской природы. Григ, по его словам, черпал вдохновение в народных напевах родины, и таким образом пытался создать норвежское искусство. Самым известным и значительным его произведением является, конечно, «Пер Гюнт» – музыка к одноименной драме норвежского литератора Генрика Ибсена. Мы послушаем «В пещере Горного Короля» в исполнении финской группы Apocalyptica, причем это будет концертный вариант. Apocalyptica – одна из самых нестандартных рок–групп
в мире – представляет собой квартет виолончелистов: Антеро Маннинен, Макс Лилья, Ейкка Топпинен и Пааво Лотьенен, которые вместе учились в музыкальной академии имени Яна Сибелиуса в Хельсинки. Все началось с того, что как-то летом 1993 года им пришла в голову идея исполнить на виолончелях композиции любимой ими группы Metallica. А уже в 1996–м на прилавках магазинов появился альбом "Apocalyptica Plays Metallica By Four Cellos". Музыку, представленную на диске, трудно отнести к какому-нибудь определенному
жанру – року, джазу или классике. Интересующая нас сегодня "Hall Of The Mountain King" вошла в их третий альбом "Cult", вышедший осенью 2000 года.
(2) Токката и Фуга Ре–минор. Произведение великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха мы послушаем в исполнении великолепной скрипачки Ванессы Мэй. Иоганн Себастьян Бах – известнейший представитель знаменитой немецкой династии музыкантов (настолько знаменитой, что в некоторых областях Германии фамилия Бах стала нарицательной и обозначала музыканта). Бах жил на рубеже 17–18 веков, и за 65 лет своей жизни написал множество великолепных музыкальных произведений для органа, для струнных
и для клавира (всего более 500). Долгое время он занимал должности кантора церковного хора при школе Святого Фомы и мюзик–директора в Лейпциге, но при этом главным делом жизни он считал свое творчество. Бах явился создателем жанра хоральной прелюдии – вершины трехсотлетнего развития органной музыки, он обновил традиции немецкой органной музыки в жанрах токкаты, фуги и фантазии, первым создал концертные произведения для клавира. Вообще, его вклад в музыку и влияние на последующие поколения музыкантов трудно переоценить. Безусловно, самым известным произведением Баха для большинства людей является Токката и Фуга Ре–Минор, пусть и не все знают это название. Великолепнейшее произведение, которое, кажется, обволакивает и уносит в глубины не то космоса, не то океана. Ванессу Мэй сравнивают с Никколо Паганини. Не знаю, насколько корректно такое сравнение, но то, что благодаря ей не один миллион подростков приобщился к миру классической музыки – это факт. Ванесса Мэй (настоящее имя – Ванакорн Никольсон) – дочь китаянки
из Гонконга и тайца. В три года родители посадили ее за фортепьяно, а двумя годами позже вручили скрипку. Когда Ванессе исполнилось 4 года, семья переехала в Великобританию. В 10 лет Мэй дает свой первый концерт с оркестром в Лондонской филармонии и начинает гастролировать с серьезными оркестрами, попутно записывая три диска с классической музыкой (концертами Чайковского и Моцарта). В 12 лет отправляется в свой первый международный тур. В общем, одно слово – вундеркинд. В 94-м Ванесса удивляет музыкальный
мир первым же сольным диском - The Violin Player. Удивляет потому, что в середине 80-х годов уже делались попытки, так сказать, "осовременить" классиков, но по сути, это было просто добавление драм–машины и бас–гитары в Сороковую симфонию Моцарта, что публикой принято не было. Мэй же открыла новый стиль, сумев сплавить акустическую и электрическую скрипки с современными ритмами - техно, джаз, рэггей. В итоге, в 1996-м этот альбом, ставший мультиплатиновым, был видвинут на соискание премии Brit
Music Award, а сама скрипачка названа "лучшей сольной исполнительницей Великобритании". Интересующее нас произведение Баха было включено в ее диск «Storm» (Буря), вышедший в 97-м году.
(3) Лунная соната Людвига Ван Бетховена. В творчестве Бетховена классическая музыка достигла своей вершины. И не только потому, что Бетховен сумел воспринять все лучшее из того, что уже было достигнуто, но также благодаря его неординарному таланту и постоянному поиску нового. Бетховен является автором 9 симфоний, 11 увертюр, 6 концертов и 53 сонат для различных инструментов, 32 вариаций, 60 пьес для фортепиано и еще многих произведений, среди которых опера, месса, песни и обработки. Но самыми
известными из них являются Пятая симфония, Лунная и Патетическая сонаты. Бетховен – человек сложной судьбы, в которой были и слава и деньги, и нищета и унижение. Есть великолепный фильм о его жизни – «Бессмертная возлюбленная» с замечательным Гари Олдмэном в главной роли. Если у вас будет возможность – обязательно посмотрите этот фильм. Лунная соната в сегодняшней программе прозвучит в исполнении лучшего на мой необъективный взгляд бас–гитариста в мире, американца Маркуса Миллера. В предыдущем выпуске
программы «Ковер», который был посвящен композиции Summertime Джорджа Гершвина, я уже кратко рассказывал об этом великолепном музыканте. Поэтому сегодня только добавлю, что нетленное произведение великого немца Маркус исполнил на своем последнем на данный момент альбоме Silver Rain (Серебряный Дождь), вышедшем в 2005 году. Кстати, обратите внимание на вступление – какой интересный звук. Его Миллер сыграл двуручным тэппингом (это технический прием, когда, попросту говоря, музыкант играет на гитаре (или бас–гитаре)
также, как на пианино).
(4) Хроматическая Фантазия Иоганна Себастьяна Баха. Ну, что значит «хроматическая»? Думаю, все знают (по–крайней мере, слышали), что есть в музыке упражнение – исполнение гаммы. То самое незамысловатое До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, т.е. последовательно сыгранные основные семь нот (на самом деле, гамм в музыке очень много разных, а эта называется «До–мажорной»). Но если Вы хоть раз в жизни обращали внимание на клавиатуру пианино (или синтезатора) и знаете, что эта До–мажорная гамма – это подряд нажимаемые
семь белых клавиш, то наверняка хоть раз задавались вопросом, что будет, если в том же отрезке нажать друг за другом и белые, и черные клавиши. Так вот, получится хроматическая гамма от ноты До. Таким образом, становится понятно, что хроматическая фантазия – это просто свободное музыкальное произведение, в котором нередко играются несколько нот подряд по хроматической гамме. Только и всего! Это произведение Баха исполнил в 1980 году Прометей бас–гитары – Жако Пасториус. Почему я назвал его Прометеем бас–гитары?
Просто потому, что Жако в свое время также перевернул сознание той части музыкантов, кто играет на бас–гитаре или контра–басе, как мифический Прометей – сознание людей, не знавших, что огнем можно управлять и использовать его в любое время по своему усмотрению. Для тех, кого интересует личность Пасториуса, могу сказать, что в скором времени я планирую выпуск программы «Персона» о жизни и творчестве этого музыканта.
(5) Lacrymosa Вольфганг Амадей Моцарт – великий и известнейший австрийский композитор, будучи ребенком, уже в возрасте семи лет гастролировал в сопровождении отца и старшей сестры по Европе с концертами – к тому времени он блестяще играл на клавишных инструментах и свободно владел скрипкой. Тогда же в Париже были изданы его первые произведения – четыре скрипичные сонаты, а в 12 лет он написал свою первую оперу. Его юность была наполнена постоянными гастролями с повсеместным восторженным
приемом, и довольно–таки успешная жизнь продолжалась вплоть до смерти его отца Леопольда. Вольфгангу был в тот момент 31 год. После этого удача как будто отвернулась от него – слава и любовь публики сошли на нет, начались долги, пошатнулось здоровье. В возрасте 35 лет, в нищете и забытый всеми, кроме жены и двоих друзей, один из которых – Йозеф Гайдн, так и не закончив в лихорадочной спешке свое последнее произведение – Реквием (он был закончен позже его учеником) – Вольфганг Амадей Моцарт умер и был похоронен
на кладбище для бедняков без каких бы то ни было свидетелей... Если кому интересно – о жизни Моцарта также есть замечательный фильм, который называется «Амадей». Лакримоза – этот фрагмент выворачивающего душу наизнанку Реквиема, – возможно, важнейшего произведения великого австрийца, – мы послушаем в исполнении группы Evanescence. Evanescence в особом представлении, думаю, не нуждаются, поскольку еще не успели выйти из моды. На мой взгляд – взгляд не особого любителя такого рода музыки – у этой группы,
тем не менее, есть несколько просто великолепных вещей. И одна из них – песня Lacrymosa. Конечно, это не строгое исполнение одноименного фрагмента мессы Моцарта, а самостоятельная композиция, в которую включены хоровые и струнные партии из него. Но то настроение, которое они придают всей песне, практически делает ее кавер–версией на Моцарта и, на мой взгляд, вызывает интерес не только к творчеству группы, но и к произведениям классика.
(6) Адажио Соль–Минор Итальянский композитор Томазо Джованни Альбинони, современник Иоганна Себастьяна Баха, известен, скорее всего, только любителям классической музыки и известен он преимущественно своей инструментальной музыкой, в частности концертами для гобоя. Широкие, так сказать, массы вероятно знают на слух его самое знаменитое ныне произведение – Адажио Соль–Минор. На самом же деле, Альбинони – автор более, чем 50 опер; в его симфониях и концертах для 5 инструментов были предвосхищены некоторые
стилистические особенности классической симфонии. Его инструментальная музыка привлекла серьезное внимание Баха, который написал по крайней мере две фуги на темы Альбинони и постоянно использовал его басовые партии для упражнений своих учеников в гармонии. Адажио соль-минор было реконструировано в 1945 г. итальянцем Ремо Джацотто из фрагмента медленной части трио сонаты, который он обнаружил в руинах Дрезденской государственной библиотеки, практически полностью разрушенной во время Второй Мировой войны
(именно поэтому о жизни и творчестве Альбинони сохранились лишь отрывочные сведения). Здесь также необходимо отметить, что фрагмент, на основе которого было «реконструировано» Адажио, был так мал (шесть начальных тактов мелодии и линия баса), что авторство некоторые исследователи приписывают самому Джацотто. Американская группа The Doors, думаю, известна любому любителю музыки. Некоторые сведения об этой группе прозвучали в предыдущем выпуске программы «КОВЕР», который был посвящен, повторюсь, композиции
Джорджа Гершвина Summertime. The Doors исполнили Адажио во время сессий по записи своего четвертого альбома The Soft Parade (Тихий Парад), но ни в один альбом композиция включена не была. Позже, уже после смерти лидера и поэта Джима Моррисона, The Doors записывали поэтико–музыкальный альбом An American Prayer (Американская Молитва), который, по сути, представляет собой записи стихов Джима, надиктованные им на пленку еще при жизни, с наложением музыки, написанной остальными тремя музыкантами специально для этого
альбома. Заключительный фрагмент альбома сопровождается как раз Адажио соль-минор Альбинони, заново исполненного музыкантами, на этот раз без привлечения оркестра, как это было в 68–м. Итак, послушаем Адажио соль-минор в исполнении The Doors образца 1968 года.
IV. Послесловие На этой «оптимистической» ноте завершается очередной выпуск программы «КОВЕР» - программы, в которой мы слушаем кавер-версии различных композиций в исполнении не авторов, а других музыкантов и групп. Ваши отзывы о программе вы можете оставлять у нас на форуме (тема обсуждения появляется, обычно, на следующий день после эфира). Программу, подготовленную по материалам сайтов: www.muslib.ru www.peoples.ru www.grieg.ru www.vanbethoven.ru www.ru.wikipedia.org вел автор и ведущий, большой любитель музыки и музыкант Денис. Удачи!
И снова напомню вам про наш "десерт" ("Заметки эстрадного русского"):
Если ты не любитель попсы, и даже, может быть, противник музыки поп, то у тебя наверняка есть самая ненавистная композиция. Я предлагаю внимательно послушать еще раз этот ужас, от которого наверняка подкатывает тошнота к горлу. Затем красноречиво описать свои впечатления от композиции (принимается любой способ выражения: можно словом, можно звуком, можно нарисовать картину) и, САМОЕ ГЛАВНОЕ, напиши мне мысли по поводу того, как вообще такую композицию написали: кто эти люди, что они пили (ели), где находились
и в каком состоянии, что хотели этим сказать, зачем и кому адресовали сие, наконец, историю создания исполнителя и песни. :)
Самые интересные заметки по этому поводу я буду публиковать в этой рассылке, а самая часто обсуждаемая композиция примется мной к изучению: я постараюсь показать вам реальную картину создания данной композиции. Посмотрим, далеко ли мы ушли от истины! :)
Кстати, если вам эта затея совсем неинтересна, напишите мне письмо, что вам неинтересно и предложите, пожалуйста, что-нибудь интересное, может быть, у Вас есь какие-нибудь интересные темы и задумки.