Отдел по развитию Саратовского государственного художественного музея
имени А.Н. Радищева продолжает выпуск и рассылку web-версии электронного информационного бюллетеня, с помощью которого мы информируем специалистов, прессу и общественность обо всем интересном, что происходит как в нашем музее, так и в музейном сообществе.
В новом выпуске, мы даем информацию о тех событиях, которые прошли или пройдут в Радищевском музее, а также у наших партнеров и друзей.
Надеемся, что Вы с вниманием прочитаете эту информацию.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.
Новости Радищевского музея
ЗАГЛЯНИ НА ОГОНЕК В ВИРТУАЛЬНЫЙ УГОЛОК...
Как мы уже сообщали нашим читателям, на время работы выставки "Три века русского искусства", Радищевский музей представил наряду с экспозицией Русского музея Интернет-Арт-Кафе "Виртуальный художественный мир".
Здесь любой посетитель выставки может познакомиться не только с замечательными шедеврами русского искусства, но и с помощью информационных технологий, лицезреть великолепные залы Лувра и музея Прадо, Метрополитена и Британского музея, Дрезденской галереи и многих других музеев мира, а также воспользоваться большой коллекцией CD-дисков по искусству.
Первые две недели работы выставки и Интернет-Арт-Кафе показали, что посетители с интересом и восторгом воспринимают не только реальное искусство, но и виртуальные возможности художественного мира.
За это время более 1000 желающих, после посещения экспозиции, порой часами засиживались за компьютерами и с огромным энтузиазмом совершали виртуальные экскурсии по музеям мира.
Безусловно, наибольшим спросом у них пользуются сайты Лувра и Эрмитажа, где выставлены огромные коллекции картин и скульптур и есть виртуальные туры по музейным залам. Однако, немалое число посетителей пожелали посмотреть не только сами залы знаменитых музеев и их экспонаты, но и побольше узнать о том или ином художнике и его творчестве, и с интересом посещают их персональные сайты.
Кроме этого, сотрудники Радищевского музея не забыли и о виртуальных посетителях Интернет-Арт-Кафе, которые могут отведать его "блюда" не приходя в музей, а воспользоваться его услугами через Интернет. Для них на сайте "Новости Радищевского музея" открыта специальная страничка, где выставлены многочисленные ссылки на музеи и галереи мира, а также на сайты и странички знаменитых художников.
Пусть небольшой, но практический опыт работы Интернет-Арт-Кафе Радищевского музея показывает, что совмещение реальной экспозиции картин с виртуальной безграничностью Всемирной паутины и мультимедийными возможностями информационных технологий приносит свои плоды и открывает новые перспективы для организации и проведения досуга посетителей в музейном пространстве.
Выставка «Три века русского искусства» работает уже около месяца, а интерес к коллекции Русского музея у саратовцев не проходит.
Посетители не только наслаждаются любимыми картинами, но и с удовольствием слушают экскурсии, пользуются услугами сенсорного киоска и Интернет-Арт-Кафе.
Чтобы утолить информационный голод, Радищевский музей и ГТРК «Саратов» начали проект «История одного шедевра». Теперь, несколько раз в неделю, в утреннем и вечернем телеэфире научные сотрудники музея подробнее расскажут о шедеврах и авторах, представленных на выставке.
В настоящее время подготовлены и выходят в эфир видеосюжеты о картинах И. Репина «Бурлаки на Волге», К. Брюллова «Сёстры Шишмарёвы», А. Рябушкина «Московская девушка XVII века», К. Малевича «Жницы».
Проект "История одного шедевра" будет действовать как во время выставки, так и после завершения её работы.
Одновременно рассказы, представленные на телевидении, публикуются на сайте в разделе "Представляем выставку".
Мы были бы благодарны своим читателям, если бы они высказали свои пожелания познакомиться с теми или иными художниками и картинами.
НОВАЯ АТРИБУЦИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ
С 18 февраля по 14 марта сотрудник отдела зарубежного искусства Саратовского государственного музея им. А.Н. Радищева Щетина М.В. находилась на стажировке в Государственном Эрмитаже. В ходе данной стажировке был атрибутирован ряд произведений западноевропейской скульптуры.
В 1916 году из Императорской Академии Художеств в Радищевский музей был передан ряд вещей, в числе которых был терракотовый барельеф «Апостол Марк». В работе, прежде всего, обращает на себя внимание свободная, экспрессивная манера исполнения, отчетливое влияние стиля барокко. Барельеф представляет собой боццетто (bozzetto – итал. эскиз). Его автор – Джованни Мариа Морлайтер (1699 – 1781), происходящий родом из Тироля долгие годы работал в Венеции, создавая скульптуры для декоративного убранства церквей, соборов и дворцов.
Автор мраморной скульптуры «Амур», созданной в конце XVII – начале XVIII века, судя по манере исполнения, был фламандцем, долгое время работавшим в Италии. Мастерство исполнения, уверенная передача свободной и непринужденной позы ребенка, живое выражение лица позволяют предположить, что автор данной работы принадлежал к числу наиболее заметных мастеров своего времени. Наиболее близкими нашей работе представляются произведения скульптора Джусто Ле Курта (1627 – 1678). Уроженец фламандского города Ипр, он учился в Риме у Л. Бернини. В конце 1650-х годов Ле Курт переселился в Венецию, где вскоре стал одним из наиболее влиятельных мастеров своего времени и во многом явился создателем венецианской скульптурной школы. Исходя из этого, мы можем со значительной долей уверенности отнести представленную работу к кругу мастеров Джусто Ле Курта.
Работа в архивах Государственного Эрмитажа и РГИА позволила выявить новые подробности в истории поступления ряда произведений западноевропейской скульптуры в Радищевский музей.
Представляем выставку
МОГУТ ЛИ ДЕТИ ПОНЯТЬ РУССКИЙ АВАНГАРД?
Среди посетителей выставки «Три века русского искусства» очень много детей разного возраста.
Кроме этого, в залах Радищевского музея проходят занятия Детской художественной студии, которые проводит сотрудник образовательного отдела музея - Екатерина Козакова.
Порой, дети видят то, что скрыто от взрослых, и поэтому их высказывания о творениях знаменитых художников очень занятны и поражают своей серьёзностью, что и делает их забавными.
Мы предлагаем вам несколько искусствоведческих отзывов юных художников об известных картинах XX века, представленных на выставке:
П. ФИЛОНОВ «КОЗЕЛ»
– Это весенний (или летний) город, который художник в своем воображении разбил на маленькие цветные осколки, а затем перемешал – и получилась абстрактная картина. Но некоторые из них (осколков) ожили и стали складываться в призрачную фигуру Козла. Этот Козел не живой, не настоящий, не реальный – он условный.
– Какую же художественную форму выбрал художник для своей картины – абстрактную или условную?
– Абстрактную, но сквозь неё появилась условная в виде Козла.
– Этот Козел похож на облака – они все время меняются, из них получаются все новые и новые фигуры. Кажется, что и этот Козел сейчас изменится или исчезнет.
П. ФИЛОНОВ «КОЛХОЗНИК»
– Лицо этого дедушки усталое, старое и строгое. Оно более реально, чем фон, т.е. окружающий его мир. Этот мир художник тоже разбил на кусочки, как и в картине «Козел», но только не стал их перемешивать. Это не реальный, а условный мир.
– Хорошо. Лицо написано более реалистично. А почему тогда глаза у него как будто бы собраны из цветной мозаики? Это же не реальные глаза, а скорее условные?
– Реальные! Просто в них отражается нереальный, фантастичный, разбитый на кусочки мир.
К. МАЛЕВИЧ «ЖАТВА», «ЖНИЦА»
– Условные фигуры похожи на надувные шарики.
– Художнику не важен сам человек как существо, ему интересны простые формы из которых он состоит – шар, цилиндр и др. И пейзаж у него не реальный. Это не поле, а цветные полосы. Похоже на радугу.
– Если Филонов разбивал мир на разноцветные осколки, то Малевич упрощал мир до геометрических фигур и до семи цветов радуги.
К. МАЛЕВИЧ «КОМПОЗИЦИЯ»
– А это та же картина «Жатва» или «Жница», только еще больше упрощенная. Здесь нет фигур ни человеческих, ни геометрических, остались лишь цвета радуги. Это уже не условная, а абстрактная картина. Наверно после этого он написал свой «Черный квадрат».
К. МАЛЕВИЧ «КОРОВА И СКРИПКА»
– Он, наверно, хотел рассказать о своем творчестве. Смотрите – корова написана объемно и красочно, т.е. довольно таки реалистично; скрипка, стоящая следом за коровой уже более условна – нет объема и краски однообразны, нет тени, нет оттенков; за скрипкой идут геометрические фигуры; а уже за всем за этим находится серая стена.
– Она серая сверху, а снизу – черная. И не стена это, а просто какая-то плоскость.
– Нет это просто пустота. Посмотрите – в ней ничего нет, даже цвета.
– Точно. Малевич рассказал, как он от реальности через условные образы пришел к пустоте.
– Красиво.
У информационной службы Смоленского государственного музея-заповедника маленький праздник. Вышел в свет 100-й юбилейный номер бюллетеня "Смоленск. Регион. Культура".
"Смоленск. Регион. Культура" - это афиша культурных мероприятий на ближайшую неделю, информация о наиболее значимых новостях культуры. Это - новые выставки и постоянные музейные экспозиции, встречи с писателями и интересными людьми, концерты, спектакли, театрализованные игры, праздники…
Благодаря работе информационной службы музейные новости публикуются в печатных СМИ, транслируются по радио, на телевидении. Завязались дружеские контакты со смоленскими журналистами, которые стали охотнее посещать выставки и презентации в стенах музея.
Мы от всей души поздравляем своих уважаемых коллег со славным юбилеем и желаем им дальнейших успехов и развития замечательного проекта, а также надеемся на более тесное информационное сотрудничество с ними в будущем.
Сотрудники информационной службы Радищевского музея
Выходные данные
410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 26-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 26-16-06.
Благодарим сотрудников отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Благодарим компанию РЕНЕТ КОМ за предоставление провайдерских услуг связи, а компанию "Трайтек" за предоставление программного обеспечения.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. сектором информационных ресурсов отдела по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseumart@radmuseumart.ru