Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Радищевского музея

  Все выпуски  

Новости Радищевского музея


Информационный Канал Subscribe.Ru


Музей Радищева
   
О сайте
Партнеры
ART-Хроника
Музеи мира
Лента новостей
Книга отзывов
Афиша
Контакты
Ссылки

   

Новости музейной жизни

Информационный бюллетень № 26 (52) Радищевского музея
август 2003 год

отдел по развитию музея
radmuseumart@radmuseumart.ru

Содержание номера:
  1. От редакции
  2. Конференция "К.С.Петров-Водкин и XXI век"
  3. Выходные данные

От редакции

Уважаемые коллеги!

Отдел по развитию Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева продолжает выпуск и рассылку web-версии электронного информационного бюллетеня, с помощью которого мы информируем специалистов, прессу и общественность обо всем интересном, что происходит как в нашем музее, так и в музейном сообществе.
В новом выпуске мы даем информацию о проходившей с 8 по 9 августа 2003 года в г. Хвалынске конференции "К.С.Петров-Водкин и XXI век"
Надеемся, что Вы с вниманием прочитаете эту информацию.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.



Конференция "К.С.Петров-Водкин и XXI век"


Во время конференции В Хвалынске завершила работу четвертая научная конференция, посвященная 125-летию со дня рождения художника К.С. Петрова-Водкина. Конференция называлась «К.С. Петров-Водкин и XXI век». Разговор шел о том, как творчество художника «живет» в культурном сознании XXI века, в его интерпретациях. Разумеется сама тема слишком обширна, чтобы можно было ограничить ее в рамках одной конференцией, ей можно посвятить и будущие встречи.
Личность К.С. Петрова-Водкина формировалась в эпоху расцвета позитивизма и рационализма. Они существенно повлияли на отношение К.С. Петрова-Водкина к науке. Ему была близка идея научного подвижничества. Но он не воспринял позитивистские идеи о полной объяснимости мира.
Для него смысл и цель человеческого существования оставались средоточием глубокой тайны. Целые сферы жизни для К.С.Петрова-Водкина рациональным путём не познаваемы, причём это не только область запредельного - для него полны тайны, сложны и прекрасны явления природы, самая обычная жизнь людей.
Потомок Красного коняХристианская культура, впитанная К.С. Петровым-Водкиным с детства, находилась в сложном сочетании с научными представлениями. Он был онтологически укоренён в хрестианстве. Нерасторжимое слияние сакрального и бытового - существеннейшая черта петрововодкинской модели мира, казавшейся современникам непонятной и непривычной. Непривычной был сам тип художественно-философской медитации. Две ипостаси петрововодкинского мировосприятия - научная и теологическая - существовали в художественно-философском сознании К.С.Петрова-Водкина. Это было свойственно сознанию многих деятелей кулыуры рубежа ХІХ-ХХ веков, но в сознании К.С.Петрова-Водкина оно не носило характера антиномии. Именно эта целостность мировосприятия художника привлекает «разорванное» сознание XXI века, именно связанность «всего со всем» может быть востребованной днём сегодняшним.
Об этом говорилось в докладах «К.С. Петров-Водкин и холистический взгляд на мир» профессора из Екатеринбурга Г.П. Сикорской, «Религиозно-философские взгляды К.С. Петрова-Водкина» старшего научного сотрудника художественного музея из Кургана С.И.Кулаковой, «Космизм и ритуализм в живописи К.С.Петрова-Водкина» кандидата философских наук из Саратова А.С. Ососкова, «Эстетическая доктрина К.С. Петрова-Водкина» профессора Европейского университета из Санкт-Петербурга Г.П. Губанова, о взаимодействии слова и цвета в творчестве К.С. Петрова-Водкина рассказала кандидат философских наук из Хвалынска Е.В. Грекова. Автор доклада представила свои занятия с детьми, где они сопоставляли прозаические и художественные произведения, рассматривали, как в прозе отражается цвет.
Притяжение ХвалынскаК.С. Петров-Водкин притягивал людей разных профессий, различных направлений культуры. Среди его друзей были писатели и поэты, учёные и философы, музыканты и театральные деятели, поэтому в конференции участвовали искусствоведы, литературоведы, писатели, художники, философы, экологи, психологи. Настало время собирания культуры как целого. Один из существеннейших симптомов её упадка заключается в том, что её никто не знает как нечто целое, каждый знает какой-то её фрагмент и его защищает, не считаясь ни с чем другим. Если культура разнесена по отдельным «сусекам», она не работает.
В кулуарах конференцииКонференция «К.С. Петров-Водкин и XXI век» в ряду других, проводимых в Хвалынске - родине художника, стала первой попыткой показать, как иррациональное может совмещаться с рациональным, как через спектор сознания личность, в данном случае К.С. Петрова-Водкина, взаимодействует с целостностью мира.
Как никогда ранее был бурным «круглый стол». Оппонировали критики - сторонники более узкого подхода к произведению искусства, внимательно вглядывающиеся в реальную структуру и функции самого произведения искусства, отделенного как от творца, так и от зрителя.
Великая сила и великая слабость этого подхода состоит в том, что он напряженно сосредотачивается только на одном контексте: непосредственном восприятии публичной стороны художественного творчества. Все другие контексты выносятся за скобки или вообще игнорируются. Будущее за интегральным подходом, в котором внешние и внутренние сферы сознания творца будут рассматриваться во взаимодействии. Именно тогда понимание произведения искусства является процессом самопонимания. Об этом говорил художник: «Если твое искусство не совершенствует тебя самого, то другого оно бессильно совершенствовать». Его слова: «Идущая культура на смену античной есть культура планетарно - органическая...», - явились эпиграфом конференции.
Елена Кузьминична Дунаева - дочь художника Петрова-ВодкинаСегодня, и об этом говорили многие выступающие, на смену научной парадигме приходит органическая, меняются не художественные стили, стили культур, где познание идёт не от частного к целому, а от целого к частному. Удивительно, но К.С. Петров-Водкин утверждал это ещё в 1920-е годы. К целому можно прикоснуться в Хвалынске - «мире-ковчеге», природа которого сама по себе являет некий целостный космос - замкнутый и сферически завершенный. В зтом могли убедиться участники конференции на экскурсии по национальному парку «Хвалынский» и на пароме, проплывая вдоль волжских берегов.
Опыт интерпретации К.С. Петрова-Водкина XXI веком продемонстрировал художник, профессор из Саратова А.Д. Трубецков, цитирующий образ «красного коня» в своих произведениях. В 15 его художественных работах Красный конь представлен как образ власти, социального давления на личность. В одной из работ художник сопоставляет картину «Водоём» В.Э. Борисова–Мусатова и «Красный конь» К.С. Петрова-Водкина, где водоём представлен как фон, а образы переднего плана разные – томные барышни, юноша и конь. Тем самым А.Д. Трубецков показал разлом эпох – В.Борисов-Мусатов – XIX век, К. Петров-Водкин – XX век.
Выступление профессора А.Д. ТрубецковаХудожник В.А. Мошников пытался определить место К.С. Петрова-Водкина среди новых течений в искусстве.
Апплодисментами было встречено поэтическое сообщение художника В.Н. Морковина «Движение формы в пространстве» и доклад «Хвалынск как культурпое гнездо» кандидата педагогических наук из Екатеринбурга В.П. Климова, посвященных удивительному феномену с названием Хвалынск, его сфероидным пространствам, его культурным традициям.
Много нового почерпнули слушатели из доклада московского писателя К.В. Шилова об отношениях К.С. Петрова-Водкина и А.А. Ахматовой, о месте написания знаменитого портрета поэтессы, о выставочной «судьбе» портрета.
Литературовед из Санкт-Петербурга Е.Н. Монахова рассказала о работе К.С. Петрова-Водкина над портретами А.С. Пушкина.
Кандидат философских наук из Балаково Л.Р. Миролюбова –познакомила с вещной средой натюрмортов художника.
Заведующий отделом русского искусства Саратовского музея им. А.Н. Радищева Е.И. Водонос процитировал фрагменты своей будущей книги о саратовских художниках круга К.С. Петрова-Водкииа, связанные с высказываниями М.Шагинян и О.Форш о художнике.
О рисунках К.С. Петрова-Водкипа, хранящихся в собрании музея им. А.Н. Радищева сообщила заведующая сектором графики М.И. Боровская: это этюды и наброски к картине «Играющие мальчики», «Натюрморт», работы «Самаркандской» тематики, портреты дочери художника Елены Кузьминичны Дунаевой. После выступления М. Боровской, Елена Кузьминична прокомментировала некоторые рисунки, дополнила их историю воспоминаниями из детства.
С января 2003 года художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина стал филиалом художествешюго музея им. А.Н. Радищева, поэтому в работе конференции приняли участие заведующие других филиалов музея в г. Саратове: музея-усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова и дома-музея П.В. Кузнецова.
И.В.Сорокин рассказывает о фестивале 'Интермузей'И.В. Сорокин и Э.Н. Белонович поделились перспективами развития музеев, новыми формами работы, рассказали об участии Радищевского музея в фестивале «Интермузей" c 2001 по 2003 годы.
Конференция, на сей раз прошедшая не по накатанным рельсам, явно состоялась. Об этом свидетельствует и тот факт, что гости конференции после её окончания не торопились уезжать. Еще неделю в галерее собирались участники, много говорили, устраивали встречи с дочерью К.С. Петрова-Водкина Е.К. Дунаевой, которая приезжала на конференцию с правнуками художника, просматривали видеокассеты прошлых конференций, путешествовали по хвалынским горам, участвовали в просмотрах работ художников, работающих на плэнере в Хвалынске ежегодно.
Уезжая, они говорили, что учатся жить с К.С. Петровым-Водкиным. Научиться жить с ним - значит осознать, как осознал он, что человек - Великий космос, что «человек - добрая форма, ещё не довершила развития...»

Директор художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина В.И. Бородина.

Выходные данные

410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 24-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 24-16-06.
Благодарим сотрудников
отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Благодарим компанию РЕНЕТ КОМ за предоставление провайдерских услуг связи.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. сектором информационных ресурсов отдела по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseumart@radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
2002-2003 г.г.


<< Назад
   
Новости
Тема дня
Конференции
Ретроспектива
Шедевры
Ресурсы
Пресс-релизы
Фоторепортажи
Наши гости
   
Поиск по сайту:

Ключевое слово:
 

Подписка на новости, Ваш E-Mail:
 
 

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное