Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям

  Все выпуски  

Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям // Kharkov-66 // Muzeon Beth Ha'Shoah/ / 15.8.09


Харьков-66: Дробицкий Яр...

»На пути   из «евреев в человеки

Юрий Ляховицкий

   Приближается 66-ая годовщина освобождения Харькова от нацистской оккупации (23 августа). И нет в ней более трагического топонима, чем Дробицкий Яр...

    Не будем снова ворошить пожелтевшие страницы оккупационных "часопысiв": этому теперь уже посвящен не один десяток научных  исследований   .

    Скажем о другом.

    ....Завершая шестой десяток Катастрофы европейского еврейства, честно пытаешься понять: какие же уроки извлек мир из еврейской трагедии?

     Стал ли он мудрее, добрее, терпимее, словом, прошел ли он испытание Катастрофой? 

      И вынужден с горечью и сожалением ответить: нет.

      Каждая такая проверка до сих пор кончалась провалом, кто бы ей не подвергался: страны Восточной Европы, новообразования бывшего СССР и даже - Израиль.

      Всюду бушуют национальные страсти – еврейские и нееврейские, льется кровь, гибнут люди...

      А в чем, собственно,  заключаются эти уроки Катастрофы для «русских» евреев (да и неевреев)? Или – в более широком плане – трилемма «Холокост, «еврейский вопрос» и современное общество»? Ведь Катастрофа не уникальна в том смысле, что она применима к  проблеме тотального уничтожения любого народа или любой нации. Хотя в реальной истории это пока произошло лишь однажды –  с евреями.

    ...Перед эмиграцией  мы были евреями. Не верующими, но с обостренной триадой гражданского самоутверждения: от национального самосознания – к национальному достоинству и далее – к человеческому достоинству. Узнавшими грустную историю, традиции и культуру своего племени и для которых, поэтому,  оставаться более только еврееями в  шумном и разноязыком окружении галута – вынужденно (по «национальности») или меркантильно (пресловутыми "друзьями еврейской культуры") – представлялось унизительным.

    Но, наконец,  «перестать  ими быть» (по Пастернаку) можно было только в Израиле, слившись, подобно хамелеону, с разноцветным и колючим чертополохом еврейского окружения.

      ... И, действительно, израильское общество, приняло всех радушно и равнодушно.

      Что же, в конце концов, в каждом деле, особенно в таком сложном как «превращение из еврея в человека», главное – это алгоритм. И он прямо вытекает из уроков Дробицкого Яра  – уроков Холокоста.

      Первый урок - «еврейский этнос (и, по возможности, любой другой) должен жить в собственном национальном государстве»  - нами выполнен: мы здесь.

      Но теперь, чтобы не застрять навсегда на вполне устраивающем  многих «модус вивенди» – призреваемых «братьев меньших» - следует стремиться к реализации следующего «урока Катастрофы»:   «гражданство важнее «национальности».

      Для этого трактовка «национальной принадлежности» гражданина Израиля  должна исключить доисторический, племенной институт  этой самой «национальности» -  в пользу общепринятой этатической трактовки «израильской политической нации»   как совокупности этносов, проживающих на территории государства. (Это, впрочем, относится и к евреям – как и другим гражданам  - еще одного национального «парка юрского периода» - СНГ)

      Понятно, однако, что реализация этого «урока»,  равно как и третьего  - «еврейское (израильское) государство должно быть демократическим» - требует серьезной политической и законодательной модернизации общества.  

      Его логический алгоритм таков:

- паритетное дополнение партийно-пропорциональной избирательной мы мажоритарно-одномандатной;

- замена в тексте «Закона о возвращении» конфессионального   определения

термина «еврей»  этническим;

- разделение государственных и религиозных институтов во всех   сферах жизнедеятельности общества и

- принятие Основного закона – Конституции (прежде всего, - раздела «Личные права граждан»).

     Есть еще и «четвертый урок», весьма и весьма не лишний  для

архаичного израильского общества, и который крупными буквами должен быть написан над любым просветительным учреждением : «Образование - против предрассудков».

     Ведь как писал в своем «Еврейском государстве»  «провозвестник» Теодор Герцль, – «религию нужно уважать, но держать в синагоге». Даже заядлый атеист, пожалуй, согласится, что, на худой конец, это все же  политкорректнее марксова ее определения как «вздоха угнетенной твари, сердца бессердечного мира... духа бездушных порядков... опиума народа».

     И будь так, может быть, лет через пятьдесят, молодежь заходила бы в нее из праздного любопытства – как, сейчас, скажем... в планетарий.

     ....Ну, а пока  каждый, таковский, из нас - просто шабесгой  ...  Нonoris causa.

 bethshoah@013.net.il

Другие рассылки    Блог Музей    Сайт музея     Подписка на рассылку   

д-р (доцент) Юрий Ляховицкий,
директор Института изучения Катастрофы
и политической истории —
 Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям  (Израиль)


В избранное