Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям //Shabesgoi//Muzeon Beth Ha'Shoah Bat Yam//10.8.09
Ищем шабесгоев
Юрий Ляховицкий
Вы ищете рабочих мест? Их есть у нас!
Продвинутый раббанут небольшого городка имярек. (имя известно редакции) включился в решение весьма актуальнойпроблемы безработицы в среде новых репатриантов. При этом, не токмо в собственном масштабе, но и всея Израиля (зашкалившей нынче уже за 300 тыс. у. е.), а может, даже, как легендарный Василий Иванович, и в мировом.
С той лишь существенной разницей, что в отличие от комдива-самоучки, проблемой занялисьдипломированные талмудисты,начетчики и инструкторы по "галахе".
..Группа старшего раввинского комсостава этого ишува, возглавляемая главным городским ашкеназийским раввином (должность) раввином (ученое звание) имярек (имя также известно редакции), вошла на днях в городской религиозный совет с требованием введенияв городе института... "шабесгоеев". (Ну, кто такое гой, вы, небось, и сами уже знаете, а вот, если жива еще ваша бабушка, попросите ее
рассказать на родном вам идише за проклятые царские времена, за черту оседлости и за "шабесов"этих самых. Ладно, это вроде как фольксдойче среди прочих гоев).
- До сих, -рассказывает один из активистовортодоксальной иудейскойобщины, - если в субботу случается поломка кондиционера в синагоге, мы выходим на улицу, ловим за рукав прохожего –"руси" по виду, спрашиваем его, хоть это и не совсем удобно: "Ты еврей
или нет?" Если ответ отрицательный, мы с ним брем по рукам, и он принимается за работу. Согласитесь, что это все же имеет дурной привкус.
- Поломка мазгана – это не единственная проблема, требующая призыва " гой хад паамим шель шабат", - объясняет дважды раввин одного из районов города. – Иногда это работающий авмобильный мотор, который мешает итребуется найти кого-то, чтобы его выключить, иногда этодни страшного хамсина, и надо включить в доме мазган.
Это все очень неудобно для людей, блюдущих святость субботы, поэтому есть необходимость найти формальное решение этой проблемы. Конечно, наш городок пока еще не Бней-Брак, и тем более не иерусалимский Меа-Шеарим, но община "вернувшихся к ответу" в городе, весма малочисленная еще несколько лет назад, сейчас набирает все большие обороты, и надобность в "шабесгоях"
весьма актуальна кухонная аечь, отключенная от сети или даже оборвавшаяся силовая электропроводка на улице...
И вот чтобы найти "защиту субботы" в лице неиудея и собралсяв канцелярии главного равина узкий раввинатский спецфорум.
Как стало известно, он обсудил (хотя пока еще не решил) два центральных момента. Первый – кто будет, в принципе, оплачивать работу "шабесгоев" в религиозных домах – они сами или государство (через бюджет городского религиозного совета, другими словами, - все налогоплательщики городка)? Второй: как быть с возвратом дорожных расходов иногородних "субботних гоев"
в городе?
Но и коль скоро мы уже знаем мнение "всей поповской рати" этого города, небезынтересно мнение и его ближайших соседй.
Главный сефардский раввин соседнего города: "В первые месяцы моего служения в должности, более десяти лет тому, обратиллась ко мне группа религиозных иудеев с просьбой учредить должность "шабесгоя".Я категорически запретил им это. Не каждую вещь нужно копироватьв Бней-Браке".
Инициатива пошехонских "равов" вызвала оживленное зубоскальство на местных интернет-форумах по поводу ее реализациии.
Например, как сообщить "шабесгою", что в обслуживаемой им синагоге случился внезапный "пкак" канализации? Ведь пикантность этого "галахического пильпеля" как раз и состоит в том, что"шабесгою" нельзя ни позвонить, ни написать и вообще, даже – даже сказать об этом: он далжен прийти без напоминания)?
Рецепт: выйти на улицу, дождаться первого амбуланса и попросить парамедика(ему можно) зубами (если они у него, конечно, есть) набрать его номер телефона!
Или: кроме "шабесгоя"- специалиста, держать и "шабесгоя"-курьера...
В общем, тяжела жизнь религиозного еврея, даже в Израиле...
Так что, хошь не хошь, а на ум <ahref=http://bat-yam.israelinfo.ru/news/835>снова</a> приходят вещие слова: «Великий комбинатор не любил ксендзов. В равной степени он отрицательно относился краввинам, далай-ламам, попам, муэдзинам, шаманам ипрочим служителям культа»...
Небо теперь в запустении. Не та эпоха. Не тот отрезок времени. Ангелам теперь хочется на землю. На земле хорошо, там комунальные услуги..."