Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям

  Все выпуски  

Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям //Shabesgoi//Muzeon Beth Ha'Shoah Bat Yam//10.8.09


Ищем шабесгоев

Юрий Ляховицкий

    Вы ищете рабочих мест? Их есть у нас!

    Продвинутый раббанут небольшого городка имярек. (имя известно редакции) включился в решение весьма актуальной  проблемы безработицы в среде новых репатриантов. При этом, не токмо в собственном масштабе, но и всея Израиля (зашкалившей нынче уже за 300 тыс. у. е.), а может, даже, как легендарный Василий Иванович, и в мировом.

    С той лишь существенной разницей, что в отличие от комдива-самоучки, проблемой занялись  дипломированные талмудисты,  начетчики и инструкторы по "галахе".

    ..Группа старшего раввинского комсостава этого ишува, возглавляемая главным городским ашкеназийским раввином (должность) раввином (ученое звание) имярек (имя также известно редакции), вошла на днях в городской религиозный совет с требованием введенияв городе института... "шабесгоеев". (Ну, кто такое гой, вы, небось, и сами уже знаете, а вот, если жива еще ваша бабушка, попросите ее рассказать на родном вам идише за проклятые царские времена, за черту оседлости и за "шабесов"этих самых. Ладно, это вроде как  фольксдойче среди прочих гоев).

    - До сих, -  рассказывает один из активистов ортодоксальной иудейской общины, - если в субботу случается поломка кондиционера в синагоге, мы выходим на улицу, ловим за рукав прохожего –"руси" по виду, спрашиваем его, хоть это и не совсем удобно: "Ты еврей или нет?" Если ответ отрицательный, мы с ним брем по рукам, и он принимается за работу. Согласитесь, что это все же имеет дурной привкус.

    - Поломка мазгана – это не единственная проблема, требующая призыва " гой хад паамим шель шабат", - объясняет дважды раввин одного из районов города. – Иногда это работающий авмобильный мотор, который мешает и  требуется найти кого-то, чтобы его выключить, иногда это  дни страшного хамсина, и надо включить в доме мазган.

    Это все очень неудобно для людей, блюдущих святость субботы, поэтому есть необходимость найти формальное решение этой проблемы. Конечно, наш городок пока еще не Бней-Брак, и тем более не иерусалимский Меа-Шеарим, но община "вернувшихся к ответу" в городе, весма малочисленная  еще несколько лет назад, сейчас набирает все большие обороты, и надобность в "шабесгоях" весьма актуальна кухонная аечь, отключенная от сети или даже оборвавшаяся силовая электропроводка на улице...

    И вот чтобы найти "защиту субботы" в лице неиудея  и собрался  в канцелярии главного равина узкий раввинатский спецфорум.

    Как стало известно, он обсудил (хотя пока еще не решил) два центральных момента. Первый – кто будет, в принципе,  оплачивать работу "шабесгоев" в религиозных домах – они сами или государство (через бюджет городского религиозного совета, другими словами, - все налогоплательщики городка)? Второй: как быть с возвратом дорожных расходов иногородних "субботних гоев" в городе?

    Но и коль скоро мы уже знаем мнение "всей поповской рати" этого города, небезынтересно мнение и его ближайших соседй.

     Главный сефардский раввин соседнего города: "В первые месяцы моего служения в должности, более десяти лет тому, обратиллась ко мне группа религиозных иудеев с просьбой учредить должность "шабесгоя".  Я категорически запретил им это. Не каждую вещь нужно копировать  в Бней-Браке".

    Инициатива пошехонских "равов" вызвала оживленное зубоскальство на местных интернет-форумах по поводу ее реализациии.

    Например, как сообщить "шабесгою", что в обслуживаемой им синагоге случился внезапный "пкак" канализации? Ведь пикантность этого "галахического пильпеля" как раз и состоит в том, что  "шабесгою" нельзя ни позвонить, ни написать и вообще, даже – даже сказать об этом: он далжен прийти без напоминания)?

     Рецепт: выйти на улицу, дождаться первого амбуланса и попросить парамедика  (ему можно) зубами (если они у него, конечно, есть) набрать его номер телефона!

    Или: кроме "шабесгоя"- специалиста, держать и "шабесгоя"-курьера...

    В общем, тяжела жизнь религиозного еврея, даже в Израиле...

    Так что, хошь не хошь, а на ум <a href=http://bat-yam.israelinfo.ru/news/835>снова</a> приходят вещие слова: «Великий комбинатор не любил ксендзов. В равной степени он отрицательно относился к раввинам, далай-ламам, попам, муэдзинам, шаманам и прочим служителям культа»... Небо теперь в запустении. Не та эпоха. Не тот отрезок времени. Ангелам теперь хочется на землю. На земле хорошо, там комунальные услуги..."

    - И за казенный счет, - добавим мы.

bethshoah@013.net.il

 Другие рассылки    Блог Музей    Сайт музея     Подписка на рассылку

д-р (доцент) Юрий Ляховицкий,
директор Института изучения Катастрофы
и политической истории —
Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям (Израиль)

В избранное