Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интересные рецензии на интересные книги


Наоми Кляйн "No Logo"



Наверняка название книги и имя автора бросились вам в глаза - так же, как и мне. Я с подозрением отношусь к произведениям, которые пытаются привлечь внимание обложкой и аннотацией: "No Logo - это одновременно серьезное экономическое и культурологическое исследование, политический манифест, научная монография и увлекательное журналистское расследование..." Ну что же, такая сборная солянка из жанров явно не пошла книге на пользу. Идея, несомненно, хороша, но исполнение ее - отвратительно. Вроде как текст разбит на главы, есть четыре больших раздела, названных в тон: No Space, No Choice, No Jobs, No Logo - но при этом структуры как таковой не чувствуется. Повторы, возвращения к отдельным моментам, уточнения и дополнения утяжеляют произведение и создают впечатление, что автор просто собрал журнальные статьи и "причесал" их слегка - поэтому так сложно воспринимать. 
 
Плюс у книги только один - она дает представление о том, что происходит в мире брендов и корпораций. Основная мысль, на которой все построено: нет товаров, есть бренды, и они воюют между собой. Следствия из этого вытекают страшноватые, например, жуткие условия труда на фабриках, где производят сами вещи. Меня сильно удивил тот факт, что компании не изготовляют продукцию, а перекупают ее у поставщиков - сами же корпорации вкладываются в рекламу и развитие именно бренда. No Logo была опубликована в 2000 г., но, боюсь, многие факты актуальны и по сей день. 
 
...Эта книга написана не с целью дать еще одно свидетельство власти избранных корпоративных Голиафов, собравшихся вместе, чтобы сформировать де-факто наше всемирное, глобальное правительство. Это, скорее, попытка проанализировать и задокументировать проявления сил, противостоящих корпоративному правлению, и выявить конкретный набор культурных и экономических условий, сделавших появление этой оппозиции неизбежным. Часть I, «Без пространства», рассматривает, как культура и образование сдаются на милость маркетинга. Часть II, «Без выбора», показывает, как данное нам обещание колоссального расширения спектра культурных альтернатив оказалось заблокировано путем корпоративных слияний, агрессивного франчайзинга, скоординированных действий и корпоративной цензуры. Наконец, часть III, «Без рабочих мест», рассматривает тенденции рынка труда, создающие все более непростое отношение работающих к своим хозяевам и к своей работе; это и индивидуальное предпринимательство, и «Мак-работа», и использование сторонних подрядчиков и поставщиков, и неполный рабочий день, и временное трудоустройство. Столкновение и взаимодействие этих сил, опасность подрыва трех социальных столпов — гарантий занятости, гражданских прав и общественного пространства — и вызывают к жизни антикорпоративное движение, описанное в последнем разделе книги, в части IV, «Без брэндов», — деятельность, которая сеет семена подлинной альтернативы власти транснациональных корпораций.
 
Книга переведена из рук вон плохо, я с трудом продиралась сквозь канцеляризмы и прочие убийственные обороты, которыми так любят щеголять экономисты в отчетах. Больше всего меня возмутил тот факт, что имя Noam Chomsky перевели как Ноам Чомски в одной части книги, а в другой он уже был Наумом Хомским. Ладно, не буду придираться к тому, что у нас в силу традиции закреплен перевод "Ноам Хомский", - но можно было хотя бы выбрать один вариант?
 
Еще раз скажу: в этой книге содержатся важные и нужные идеи; более того, начав искать в Интернете информацию про Наоми Кляйн, я впервые узнала о понятии "альтерглобализм". Но я не могу рекомендовать No Logo к прочтению, потому что она паршиво написана и переведена. К сожалению, я не знаю аналогов и более серьезных исследований на эту тему. В книгу не удается погрузиться, как в художественное произведение, потому что она не является полноценным текстом с завязкой-кульминацией-развязкой (и прочими атрибутами), но ее невозможно читать и как серьезное исследование, потому что все сложено в кучу без особого разбора. Что-то цепляет, что-то остается в мозгах - но нет ощущения законченности мысли.

В комментариях к записи также можно обсудить книгу: http://book4you.livejournal.com/33912.html
Jane The Reader ( book4you)  


В избранное