Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Приключения, фантастика

  Все выпуски  

Приключения, фантастика ЗАБЫТЫЕ В ВЕКАХ. Глава 1, эпизод 3


 

 

ЗАБЫТЫЕ В ВЕКАХ

Глава 1

ПОБЕГ

Эпизод 3 

    А время шло неумолимо. На воле бурные события захлес­тывали страну, а затем уже и не страну, а отдельные государ­ства, образовавшиеся на ее просторах. Здесь же в лагере, все оставалось по-прежнему. О них, кажется, забыли. Кормить стали хуже, одевать тоже. Поговаривали, что рудник закроют. У кого подходил срок – освобождались, новых не поступало. Валентин уже выучил таджикский, усовершенствовал пуштунский, многое узнал из Корана, знал какие принципы лежат в основе адата, а свобода и с нею атланты, были все так же далеки. Рустам потихоньку осваивал французский. Сам не знал для чего, просто считал, что это интереснее, чем играть в свободное время в «козла».

      И вот однажды, в конце января, прошел слух, что у начальника лагеря подполковника Джабарова украли личные «Жигули». Это произошло вечером, а утром машину нашли на заброшенной дороге, ведущей в каменоломню. Она была в ужасном состоянии. Те, кто ее украл, врезались в обломок скалы, после чего скрылись. Заключенные дневной смены видели ее у административного здания, когда ехали на рудник.  Машину как раз прибуксировали, и Джабаров бледный ос­матривал то, во что превратили его любимицу.

    С этого дня с Валентином стало твориться что-то непонят­ное. Он сделался задумчивым и рассеянным. Что-то чертил и считал на клочке бумаги, потом выпросил у одного из заклю­ченных школьную тетрадь в клеточку и снова углубился в свои расчеты и эскизы. На все вопросы Рустама просил потерпеть до поры до времени. Прошло четыре дня и Валентин подошел к отрядному и попросил по секрету передать Джабарову, что берется отремонтировать его машину в течение месяца. Он так волновался, ожидая ответа, что даже плохо спал ночью, что с ним случалось крайне редко. Валентин не знал, что началь­ник уже заинтересовался его предложением и главную роль в этом сыграл случайно названный им срок – один месяц. Имен­но через месяц Джабаров собирался поехать на машине в от­пуск к матери в город Мургаб. Если сдавать машину в авторемонт­ную мастерскую, это будет стоить больших денег и когда за­кончится неизвестно. Как там работают, он знал. А тут такой случай... бесплатная рабочая сила и минимум затрат.

    После обеда Валентина, под охраной четверых автоматчиков, вывели за колючую проволоку. Один автоматчик шел впереди, по одному слева и справа, и  сзади. В другое время его развесе­лили бы такие «почести», но сегодня было не до смеха. Дело было слишком серьезным. Джабаров встретил его у маши­ны. Валентин тщательно обследовал автомобиль и пришел к выводу, что главную трудность представляет рихтовка кузо­ва, но, тем не менее, ее можно завершить дней за десять. Боль­ше всего его интересовал двигатель. Удар был такой силы, что его сорвало с подушек, но сам мотор практически не по­страдал. Взглянув на спидометр, Валентин спросил:

–    Вы что ее недавно купили? Она совсем новая.

–    Всего семь месяцев назад, – с горечью ответил Джаба­ров.

    Он, видимо, уже просмотрел документы Кононенко, знал, что он окончил автодорожный институт и считал, что этому зеку можно доверять как специалисту.

–    Авария серьезная, –  сказал Валентин. – Кузов, вы сами видите, в каком состоянии. Мотор сорвало – это самое глав­ное. Придется его разбирать и заменять многие детали, но большинство из них можно сделать на наших станках, а мо­жет и все. Дело не простое, но если вы дадите мне в помощни­ки Рустама Бурханова, мы за месяц справимся. Трудновато будет, но постараемся.

–    Через месяц я ухожу в отпуск, и хотел бы уехать в тот день, который наметил, – и начальник назвал дату.

–    Это получается не месяц, а двадцать восемь дней, – за­думчиво проговорил Валентин, – но, если с Бурхановьм, по­жалуй, успеем. Может впритык, но успеем. У него золотые руки. Это человек, который умеет все. Я с ним дружу и хоро­шо его знаю. Сможете снять его с рудника и перевести к нам в ремонтный цех?

–    Это я могу, – улыбнувшись столь наивному вопросу, ответил подполковник. – А не получится, что ваша братва на заводе вообще ее разберет по винтику и разбросает?

–    Зачем?

–    Просто так, назло. Что я вас не знаю, что ли.

–    Давайте поставим ее на расточном участке. Там два станка убрали. Места много и участок запирается. Если ключ будет у меня, туда никто не зайдет в рабочее время, а ночью весь цех закрывается. Не доверяете мне, пусть ключ будет у кого-нибудь другого.

–    Ладно, что от меня надо кроме машины? – спросил Джабаров. Валентин подумал немного и стал перечислять:

    Паспорт машины, бумага для эскизов, простой карандаш, резинка, шариковая ручка, калькулятор, тригонометрические таблицы. Хорошо бы готовальню или хотя бы циркуль. Нужно разрешение работать на всех станках, брать нужные заготовки, инструмент в кладовой, крепеж. Недели через две нужна будет краска. Вот, пожалуй, и все.

      Все это можно достать, – сказал Джабаров. – Завтра приступайте к работе. Машину сейчас завезут. Покажешь куда ставить и получишь ключ.

И начальник стал давать указания подчиненным. Валентина отвели в цех, а через час привезли «Жигули». Машина свободно вошла в широкие двери расточного участка и он, не медля, занялся детальным осмот­ром. Еще раз убедился, что мотор практически не пострадал. На восстановление его работоспособности потребуется не более двух дней. Ходовая часть тоже в нормальном состоянии. Мотор можно наладить параллельно с рихтовкой, на которую уйдет дней десять. Значит на то, что он задумал сделать с этой машиной, из двадцати восьми остается восемнадцать дней. Не много, но можно успеть. Тем более, что к рихтовке можно при­влечь кого-нибудь из заключенных за табак, который они с Рустамом получают, но не курят. В багажнике лежали инстру­менты, аккумуляторный фонарь, ведро и брезентовый чехол для машины. Все это Валентин вынул и спрятал в ящик за станками. Сегодня вечером ему предстояло рассказать о своей идее Рустаму. Как говорят, тайна известная двоим уже не тай­на. В лагере верить нельзя было никому, ни «афганцам», ни блатным, ни «мужикам», а по большому счету и Рустаму. Пре­дательство и доносительство было частью лагерной жизни, способом улучшить свое собственное положение. И, все же, Рустаму он верил. Кроме того, другого и выхода-то не было. Одному ему с задуманным делом не справиться и скрыть свой замысел от того, кто будет работать рядом невозможно. Нако­нец смена окончена. Валентин запирает расточное отделение, кладет ключ в карман телогрейки и отправляется в свой барак.

    Все предварительные расчеты уже сделаны. Окончатель­ные можно будет сделать завтра, когда у него будет паспорт машины, калькулятор и таблицы тригонометрических функ­ций. Остается сидеть и ждать, когда Рустам приедет с рудни­ка. В эти свободные полчаса заключенные, работающие в цехе, заняты каждый своим делом. Кто штопает робу, кто пишет письма. Блатные или режутся в карты, или «забивают козла».

    Вот снаружи раздается топот, ругань, двери открываются, и вваливается смена с рудника. Дав другу помыться. Валентин усаживается рядом с ним и тихо спрашивает:

–    Рустам, что ты знаешь о центробежной силе?

–    Знаю, что она шлифовальные круги разрывает. Меня самого один раз чуть не убило осколками во время заточки резца на то­чиле. Еще знаю, что она причиняет большие неприятности, если быстро вращающиеся детали не отбалансированы.

–    А примеры, когда она приносит пользу, знаешь?

–    Кроме центробежного регулятора, не припомню.

–    Так вот, нам с тобой она принесет пользу и немалую. Центробежная сила позволит нам убраться отсюда не позже чем через двадцать восемь дней.

–    Та-ак... – неопределенно протянул Рустам. – Через двад­цать восемь ровно?

–    Через двадцать восемь.

–    А температуру ты измерял?

–    Чем я ее измерю, линейкой что ли? Думаю, что она у меня нормальная.

–    Понимаешь, – начал Рустам, – когда ты раньше говорил, что мы когда-нибудь отсюда все равно смотаемся, я с тобой не спорил. Ты говорил, что к умеющим ждать все приходит вовремя. Я и ждал. Думал, раз мы еще здесь, значит, время не пришло. А теперь значит пришло? Вернее придет через двад­цать восемь дней?

–    Действительно я где-то вычитал эту фразу, – согласился Валентин. Но есть и другая мудрость: «Удача приходит к тому, кто к ней подготовлен». Мы были готовы к удаче, и она пришла. Такой срок нам отвел начальник лагеря.

–    Ага-а!!! – многозначительно прошептал Бурханов. –  Значит ты с хозяином в сговоре. Интересно, итересно!

–    Да, только он об этом не знает, – сказал Валентин и рас­хохотался. –             Со стороны я, кажется, действительно похож на чокну­того. Ладно, пойдем на ужин, а потом я докажу тебе, что не сошел с ума.

После ужина он рассказал о своем разговоре с Джабаровым, о том, что его – Рустама переводят с завтрашнего дня в цех и, что машина уже там.

–    Мы уйдем на ней в ночь перед сдачей Джабарову.

–    Пробьем колючую проволоку? – с иронией спросил Рустам.

–    Нет, улетим.

–    Приделаем ей крылышки, пропеллер?

    Валентин смотрел на иронизирующего друга улыбаясь, потом сказал тоном, не допускающим больше ни каких шуток.

–    Все. Теперь слушай меня серьезно. Я буду говорить очень тихо, рисовать на бумаге и писать формулы, а ты слушай, смотри и задавай вопросы только по делу.

    Сначала он рассказал о Макароныче и машине Дина, по­том о своих размышлениях, которые длились несколько лет с большими перерывами, и о том, как ему удалось найти способ использовать центробежную силу для движения. Удалось выпустить джина из бутылки.

–    Вот смотри. Неуравновешенный груз массой т, вращается вокруг горизонтальной оси O – О1       При движении груза по окружности центробежная сила F всегда может быть разложена на две составляющие – вертикальную и горизонтальную (в точках B и D горизонтальная равна нулю).

    Из рисунка 1 видно, что при движении по дуге АВС вер­тикальная составляющая направлена вверх, а при движении по дуге СDА - вниз. Результирующая равна нулю. Но если ось 0 - 01 ,в свою очередь заставить вращаться вокруг перпенди­кулярной ей горизонтальной оси Т-Т1 (вспомогательное вра­щение, рис. 2) с тем же числом оборотов в минуту, с каким вращается груз т вокруг оси 0-01 (главное вращение), то при повороте оси 0 -01 на 90 , т. е. до вертикального положения (вторая фаза), груз  т пройдет путь от точки А до точки B.

    При повороте оси 0 -01 на следующие 90е (третья фаза), груз пройдет путь от точки В до точки С. Поворот на следу­ющие 90 (четвертая фаза) приведет груз из точки С в точку D . Следующие 90

                       Рис. 1                                                                                             Рис. 2

 

завершат полный оборот оси 0 - 01 и груз вернется в исходную точку А, т. е. окажется в первой фазе. Из рис. 2 видно, что за время полного оборота вертикальная составляющая центробежной силы от основного вращения всегда будет направлена только вверх и ее абсолютная вели­чина будет изменяться от нуля до максимума. Графически ее можно изобразить так, как показано на рис. 3.

 

 

Рис. 3

За период полного оборота вертикальная составляющая дважды достигает максимума и дважды падает до нуля. Кон­струкция с таким движителем будет только подпрыгивать, но не поднимется. Но, если к данному механизму добавить второй начинающий работу со второй фазы, т. е. со смещением на 90, то график вертикальной составляющей примет вид, показанный на рис. 4.

Рис. 4

Вертикальная составляющая остается пульсирующей, но ее величина уже не падает до нуля. Такая конструкция уже может подняться в воздух. Таким образом, увеличивая число вращающихся грузов, можно сгладить пульсацию до прием­лемого уровня.

    Кроме вертикальной составляющей от главного движение существует аналогичная от вспомогательного, и она направ­лена не только вверх, но и вниз. Однако, ее можно уравнове­сить, добавив второй груз на оси О – О1  1расположенный, как и первый, на расстоянии «а» от точки пересечения осей 0 - 01 

и Т-Т1, но с противоположной стороны. При двух вращаю­щихся грузах формула для определения величины вертикальной составляющей центробежной силы от главного вращения будет выглядеть так:

F верт. = 2mω2   R   sin α

m – масса вращающегося груза,

ω угловая скорость вращения;

R радиус главного вращения;

α – угол поворота (от 0 до 360)

    Формула для определения величины вертикальной составляющей от вспомогательного вращения получается более сложной, потому что радиус вспомогательного вращения имеет переменную величину, которая определяется через рас­стояние от оси вспомогательного вращения до плоскости главного вращения. Это расстояние на эскизе обозначено буквой «а».

    На практике один из вариантов «Модуля центробежной тяги» (МЦТ), состоящего из двух грузов, может представлять собой две конические шестерни, вращающиеся вокруг третей, закрепленной неподвижно. На подвижных шестернях устанавливаются грузы, как показано на рис. 5.

 

 

Рис. 5

 

Здесь:

1 – подвижные шестерни.

2 – грузы.

3 – неподвижная шестерня.

4 – вращающийся вал

    Можно обойтись без специальных грузов, если в корпусе шестерен с одной стороны просверлить отверстия, чтобы со­здать с противоположной стороны неуравновешенную массу. Для сглаживания пульсации на горизонтальной оси уста­навливается несколько модулей, у каждого из которых под­вижные шестерни смещены относительно предыдущего на определенный угол. Такую конструкцию можно назвать «Бло­ком центробежных модулей» (БЦМ). Если два БЦМ расположить спереди под капотом машины, по одному слева и спра­ва, а два другие в багажнике, слева и справа, то центр тяжес­ти машины окажется внутри четырехугольника. Все горизон­тальные составляющие центробежных сил будут уравнове­шены, и автомобилю будет обеспечен вертикальный подъем. Остается добавить блок передней тяги, блок задней тяги и блоки поворота, а управление ими вывести на переднюю па­нель или в другое место, удобное для водителя. Я думаю поставить соединительные муфты для включения блоков в режиме полета и для отключения в режиме обычной езды.

    Рустам слушал Валентина внимательно, время от времени задавал вопросы. Когда Валентин закончил объяснение, наступило молчание.

–    Ну, что ты молчишь? – в конце концов, не выдержав,  спросил он.

–    Все, что ты рассказал вроде бы логично и понятно, – проговорил Рустам, – но с другой стороны, так фантастично, что голова кругом идет. Нет ли тут ошибки? Это ведь так про­сто. Неужели никто до сих пор не додумался?

–    Черт его знает! – сказал Валентин, пожав плечами. – Те­перь и я вижу, что просто, но я-то над этим «простым» реше­нием ломал голову несколько лет. Получается, что никто не додумался. А что касается ошибки, я ее не нахожу. Поищи ты.

–    Ты же сам работал в студенческом КБ, – начал Рустам. – Знаешь, что каждую новую конструкцию делают сначала в макетном варианте, потом экспериментальный образец, по­том опытный и т. д. И на каждом этапе идет доводка, усовер­шенствование…

–    Знаю, – перебил его Валентин,– но у нас на такую клас­сическую схему нет времени. Мы должны за восемнадцать дней сделать первый и единственный, работоспособный об­разец. Не сделаем, останемся тут надолго, особенно я. Долж­ны сделать!

–    А мощности хватит?

–    Мощности мотора по предварительным прикидкам дол­жно хватить, а когда Джабаров даст паспорт машины, посчи­таем точно. Мне нужно знать ее вес, максимальное и номи­нальное число оборотов двигателя, крутящий момент.

–    Какой там металл в цехе?– спросил Рустам.

–    С металлом все в порядке. Прутки разных диаметров, лист, уголки…

–    Печь для закалки есть?

–    К сожалению не работает. Придется все делать не кале­ное. Думаю, пару тысяч километров и без закалки выдержит. Сколько отсюда до Кабула?

–    Километров четыреста - пятьсот по прямой линии.

–    Ерунда, доедем.

–    Сколько понадобится шестеренок? – продолжал допы­тываться Рустам

–    По предварительным прикидкам - штук сто пятьдесят.

–    Где возьмем?

–    Тут нам повезло. Там их прямо в цехе в ящиках штук пятьсот, примерно таких, как надо. Наверное, чей-то невост­ребованный заказ.

–    Вот это действительно повезло! – согласился Рустам с облегченным вздохом. – Шестерни самая трудоемкая часть работы.

–    И подшипники есть, – сообщил Валентин. – Правда, в кладовой, но неужели не достанем.

–    Достанем, – подтвердил Рустам и добавил. – В таком случае за месяц должны успеть и, да поможет нам Аллах!

–    Хорошо бы все управление сделать электрическим, но не из чего. Придется обойтись одной механикой, – прошептал Валентин, а затем, возвысив голос: – Ну, что по рукам?

    И друзья обменялись крепким многозначительным рукопожатием. В тот же вечер поступило указание оставить Рустама для работы в ремонтном цехе. На этот раз уже Бурханов долго не мог заснуть. Он обдумывал конструкцию механизма предложенную Кононенко, искал допущенную им ошибку, а не найдя начал думать над тем как лучше и быстрее все сделать.

 

 


В избранное