Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Умные мысли о кино

  Все выпуски  

Умные мысли о кино Номер 12


Кеннет Брана – король комедии

Кеннет Брана вернулся в родной Белфаст, чтобы сыграть в спектакле The Painkiller свидетельстве того, что ему подвластен не только Шекспир, но и эксцентричная комедия.

Текст: Elizabeth Day, The Observer, 9.10.2011
Перевод: cine_manic

Вернувшись в родной город две недели назад, Кеннет Брана первым делом отправился взглянуть на свой старый дом. Это была постройка из красного кирпича на Mount Collier Road в протестантском районе на севере Белфаста, где Брана до девяти лет жил вместе с родителями и старшим братом Биллом до того, как они переехали в Англию в поисках лучшей жизни.

Сейчас, 41 год спустя, он все еще помнит, как выглядели эти улицы во времена его детства, как он ходил в школу и то, что все знали, как его зовут. «Когда меня звали домой на чай, мамины крики доносились с порога, как звуки африканских барабанов, – говорит Брана. – Жители всех окрестных улиц знали, что кому-то пора домой».


Кеннет Брана в Белфасте, 30.09.2011. Фото: Patrick Bolger, the Observer

Но когда Брана добрался до Mount Collier Road, то обнаружил, что дома больше нет. «Теперь там огороженный забором пустырь. Раньше напротив дома был парк, через который я ходил в школу, но и школу снесли». Он замолкает, делает глоток кофе.

Путешествие Браны в Белфаст получилось трогательным по многим причинам. Вернувшись домой, он смирился с тем, что многие вещи изменились, и юность прошла. Его семья переехала в Англию в 1970-м, когда начался этнополитический конфликт в Северной Ирландии. Годом ранее в Дерри произошла «битва при Богсайде» – конфликт между местными жителями-католиками и демонстрантами-лоялистами, для прекращения которого потребовалось вмешательство национальной британской армии.

Сегодня, четыре десятилетия спустя, регион стал более-менее мирным, и Брана вернулся уже на совсем другую родину.

«Северная Ирландия больше не находится в изоляции от остального мира», – говорит он. Раньше мне почему-то казалось, что ирландцам свойственна оборонительная психология – не самое приятное явление. Но сейчас здесь очень-очень позитивная энергетика».

В декабре прошлого года Кену исполнилось 50, и в его жизни наступил «период созерцания». «В этом возрасте на жизнь смотришь в двух перспективах. С одной стороны, я как никогда чувствую себя молодым, но в то же время, за спиной карьера длинною в 30 лет и оглядываясь назад... Очень хочется жить на полую катушку, выжимая максимум из всего, будь-то эта булочка, – он говорит о лежащей на столе огромной лепешке с малиновой начинкой, покрытой белым шоколадом, – спектакль, да что угодно». 

 «Спектакль» называется The Painkiller («Болеутоляющее») – новая комедия, которую режиссер Шон Фоли ставит в театре Lyric в Белфасте. Фоли переписал пьесу-фарс француза Франсиса Вебера – историю наемного убийцы и разведенного мужчины с суицидальными наклонностями. Брана и Фоли уже работали вместе: в 2002 году этот дуэт получил премию Лоуренса Оливье за «Пьесу, которую я написал», где Брана выступил режиссером, а Фоли - соавтором сценария и сыграл главную роль. Кроме того, их объединяет любовь к жанру буффонады. The Painkiller при участии Роба Брайдона – это искрометная постановка продолжительностью 80 минут с энергичными падениями и сниманием штанов. Пути двух главных героев пересекаются по воле случая: они останавливаются в одной гостинице, в соседних номерах.


Кеннет Брана и Роб Брайдон в спектакле
The Painkiller

Мало кто помнит, насколько Брана хорош в комедийном жанре. В умах общественности намертво застыл образ актера, играющего шекспировских персонажей, классического лицедея, который всю жизнь ходит в галифе и напудренных париках. Брана начинал свой творческий путь в 80-е с работы в Королевской шекспировской труппе. Позже он стал режиссером и сыграл главные роли в очень успешных экранизациях Шекспира, в числе которых номинированный на «Оскар» «Король Генрих V» (1989), «Много шума из ничего» (1993) и «Гамлет» (1996). А пару лет назад Брана заслужил восторженные отзывы за роль детектива Курта Волландера в экранизации романов Хеннинга Манкелля на канале BBC1. В последний раз актер появлялся на театральной сцене в 2008-м году в спектакле «Иванов» по Чехову в лондонском театре Wyndham's. Критики были в восторге от Браны в роли меланхоличного главного героя. Удивляет ли людей то, что он может играть несерьезные роли?

 Да, удивляет», – говорит Брана во время нашей встречи в фойе театра Lyric на следующее утро после спектакля. «Думаю, это связано со стереотипами, которые тебе пытаются навязать». У него усталые глаза, под глазами – мешки. В целом же Кен выглядит стройным и подтянутым. В жизни Брана с его моложавым лицом, маленькими руками и не очень крепким рукопожатием не столь внушителен, как на сцене или на экране. Секрет его харизмы и личного обаяния в звучном голосе, сочетающем в себе хрипоту и мягкость. Его речь завораживает. Каждое предложение актер произносит с особым, казалось бы, заранее продуманным ритмом, как будто он долго и упорно размышлял над тем, как лучше сказать, хотя и отвечает на только что заданный вопрос. 

С женой Линдси на красной дорожке "Золотого Глобуса", 2010

«Мне всегда нравилась чистая нелепая буффонада, – продолжает он. – Такие шутки всегда вызывали у меня смех. Например, номер You've Been Framed («Тебя подставили») из шоу Saturday Night. Моя жена (с 2003 года Брана женат на арт-директоре Линдси Браннок) смеется, потому что я ничего не могу с собой поделать. Это ужасно, ведь юмор очень жестокий: например, кто-нибудь врезается в стену, катаясь на скейте, или падает. Не знаю, что люди находят в этом смешного, но мне смешно».

Брана считает, что в The Painkiller присутствует такой же вид «насилия». «Каждый вечер на сцене проходит напряженно – что, похоже, идет постановке только на пользу  – потому что ты постоянно находишься на волоске от какой-нибудь серьезной травмы. После спектакля мы возвращаемся домой все в синяках».

Похоже, Брана прекрасно проводит время. В спектакле есть эпизод, в котором его персонажу случайно вводят инъекцию транквилизаторов. Хаотичные перемещения Браны по сцене в полукоматозном состоянии – один из самых ярких моментов вечера. Пьеса идет с аншлагом: кажется, белфастские зрители рады, что Брана вернулся на родину. В тот день, когда я была на спектакле, зал наградил актера бурными аплодисментами, когда тот вышел на сцену в образе ведущего популярного ток-шоу. Приятно вернуться домой? Ни один мускул не дрогнул на его лице, но он стремительно посмотрел на меня: «Возвращаться сюда очень волнительно». К тому же, в период его отсутствия многое изменилось.

Брана родился в рабочей протестантской семье. Его отец Уильям был столяром и часто ездил на заработки в Англию. «Там была его работа, – объясняет Брана. – Он приезжал домой на выходные раз в три недели, и это не добавляло стабильности отношениям в нашей семье».


В 1970-м семья перебралась в Рединг. Отцу предложили новую работу с возможностью арендовать дом. Его мама тогда была беременна Джойс, младшей сестрой Браны. «Мама не хотела переезжать. Никто из нас не хотел. Но когда поступило это предложение, мы уже знали, что такое уличные беспорядки. Было очень страшно, потому что улица, где мирно сосуществовали протестанты и католики, буквально в один миг превратилась в колоссальный пейзаж с баррикадами, которые местные жители соорудили из дорожной плитки».

«Бандиты с Шэнкил Роуд ставили метки на домах католиков и бросали в них кирпичи. Это означало: «Мы знаем, где вас искать». Это был своего рода предупредительный выстрел, и многие католические семьи испугались и уехали. Вдруг оказалось, что на нашей улице обычный почтальон по ночам становится членом «комитета бдительности». Работники судоремонтного завода разгуливали по улицам с дубинками. Помню, это были очень резкие перемены: раньше квартал был более чем безопасным».

В образе детектива Курта Волландера

Переехав в Рединг, Брана, опасаясь издевательств одноклассников, избавился от своего ирландского акцента. Любопытное совпадение: у меня в детстве была точно такая же ситуация, только наоборот. Я родилась в Англии, а в 4 года переехала в Дерри. Акцент выдавал мое происхождение, поэтому мне никогда не нравилось выступать перед публикой. Я больше любила наблюдать за другими людьми и слушать. Интересно, у Браны были похожие чувства? Возможно, подобные наблюдения пусть косвенно, но привели его к выбору профессии?

«Потрясающая мысль, как по мне. Думаю, ребенку, чья жизнь так стремительно меняется, трудно понять, что конкретно влияет на его характер, но это влияние определенно существует. Тебя увозят из Ирландии, отрывают от корней… С этим трудно смириться. Но я думаю, формирование моей личности по большей части произошло именно в Ирландии. Помню веселые семейные посиделки, где все пели, рассказывали истории… Все это огромная часть моего детства, потому мне кажется нормальным, когда люди поют и рассказывают истории».

После участия в нескольких школьных постановках Брана поступил в Королевскую академию драматического искусства (Rada). Одной из его первых работ после окончания стала роль в сериале «Повседневные игры» (The Billy Plays), действие которого происходило в Белфасте. Потом он поступил в Королевскую шекспировскую труппу, а в 1987-м основал собственную успешную театральную труппу под названием «Ренессанс». Через год Брана сыграл Гамлета, его окрестили «следующим Лоуренсом Оливье», и этот ярлык пристал к нему навсегда («Тогда каждого актера называли новым Оливье в определенный период», произносит он сухо).

 Оригинал

Продолжение интервью в ЖЖ


В избранное