Драматические актрисы России Екатерина Гусева: У меня за последние месяцы три кинопремьеры
Екатерина Гусева
30 апреля на экраны нашей страны вышла украинско-белорусская лента Излечить страх, рассказывающая историю выдающегося хирурга и священнослужителя Валентина Войно-Ясенецкого, канонизированного православной церковью под именем Святитель Лука.
Главную женскую роль в картине сыграла Екатерина Гусева. Мы поговорили с актрисой об ее отношении к истории, рассказанной в фильме, о сыгранной героине и немного о других проектах, над которыми ей выпало работать.
Расскажите о том, как вы попали в этот проект. Чем именно он вас привлек?
Мне позвонили люди, которых я на тот момент не знала, Олег Сытник иАлександр Пархоменко (продюсер и режиссер ленты — примечание Кинотеатра.ру). Сказали, что они из Киева прилетели на несколько дней в Москву и хотели бы встретиться с актерами. Мне прислали сценарий. Я читаю много сценариев, но такого потрясения от прочитанного у меня ни разу не было. Я впервые узнала о Валентине Войно-Ясенецком, который был врачом, стал священнослужителем, архиепископом, а сейчас он причислен к лику святых.
Я ничегошеньки о нем не знала Это было открытием для меня! Сценарий, надо сказать, был гораздо жестче, чем тот фильм, который сейчас выходит на экраны.
Жестче в каком смысле?
Там было больше физиологических врачебных подробностей, реалий того времени. Валентин Войно-Ясенецкий провел 11 лет в лагерях и в ссылках. В сценарии были описания пыток, допросов и так далее. Несмотря на все эти ужасы, сценарий был написан как-то тезисно, немногословно, лаконично… Выверенные диалоги, персонажи обмениваются парой фраз, а у тебя в голове возникает цельная картина. Мне, разумеется, захотелось оказаться в этой истории. В общем, прочитав сценарий, я отправилась на беседу с незнакомыми
мне людьми, которые затем стали единомышленниками, коллегами, если не сказать друзьями.
А как вы оцениваете перемены, произошедшие со сценарием? Кажется ли вам, что благодаря им картина стала лучше?
У меня ощущение, что стала лучше. Но это моя личная точка зрения. Я понимаю, что сейчас в тренде кровища, грязища, это сегодня актуально звучит, круто смотрится. Но мы все-таки не смаковали все эти ужасы, не об этом история.
Вас не пугало, что вы снимаетесь в фильме не о придуманном человеке, а о существовавшем в действительности, да еще и канонизированном на Украине и в России? Не думали, например, о том, что найдется масса недовольных, которые скажут: не те актеры, не так играют, не те диалоги, да и вообще все неправильно?
Мы ответственно подошли к этому. Начали с того, что в первый съемочный день отслужили молебен, из Симферополя была привезена частичка мощей святого. Вот так, всей группой помолившись, стали снимать.
Я убеждена, что кто бы ни играл в этом фильме артист или любой обычный человек, для него было бы невозможно внутренне не подключиться к этой истории. А я сама после роли Марии Магдалины в спектакле Иисус Христос суперзвезда как-то смелее взяла в руки этот сценарий про святителя. (Смеется.) Да и вообще мы снимали про врача, чьего-то современника он в 1961 году умер. Был женат, у него было четверо детей, лечил людей. Его переход к вере был каким-то естественным, понятным. Придя к вере, он продолжал
работать, оперировал во время революционных событий то белых, то красных. Все это кажется таким простым и в то же время непостижимым: сменить черную рясу на белый халат, а потом обратно. Все мы задумываемся, как жить в ладу с богом и с собой, и я, актриса, задумываюсь. Для меня Лука — это пример. Удивительно, но я о нем ничего не знала до того, как взяла в руки сценарий, представляете? Моя профессия меня с ним познакомила.
А вы человек православный?
Да.
Как вам кажется, вы с вашей героиней, Анной Ланской, в чем-то пересекаетесь? В фильме, в частности, идет речь о ревности она ревнует мужа к его пациентам, его работе. Вы ревнивая?
Нет, в этом точек соприкосновения у нас с ней нет. Вообще, у нее очень интересная судьба: она была сестрой милосердия, ее называли святой сестрой — в 18 лет она дала обет безбрачия, который позже нарушила, выйдя за Войно-Ясенецкого. Я читала воспоминания, дневники ее детей, женщины, работавшей в их семье, и все это отмечали ее маниакальное недоверие. Муж же сгорал на работе, она его очень редко видела. Какое-то время она даже помогала ему вести амбулаторные приемы, просто чтобы быть рядом.
Еще она потрясающе выглядит, если смотреть на ее портреты. Не просто хороша собой она крайне внимательно относилась к выбору одежды и украшений.
К ревности хотелось бы вернуться: во время съемок вы ее не испытывали по отношению к другим актерам? Ваша героиня рано умирает, она присутствует на экране меньше половины фильма, вы сами говорите, что у нее крайне интересная судьба но в картине Анне просто не хватает времени на то, чтобы полностью раскрыться.
Ну это вы для 12 серий рассказываете историю, а у нас все-таки полный метр. Войно-Ясенецкий потерял жену в достаточно молодые годы, а когда он умер в 1961-м, ему было 84 года. То есть охватить надо было достаточно большой период. Но Анна была единственной женщиной для него, любовь к ней он пронес через всю свою жизнь. Да, получилось так, что он сумел спасти тысячи людей, а любимую женщину не уберег, но я не думаю, что здесь можно говорить о его выборе. Он все время искал гармонию, некий компромисс. Вот,
например, он мог не поехать в Ташкент но поехал, чтобы сменить климат, когда Анна заболела. Начал все с нуля в надежде, что там она задышит.
Фильм был снят в 2013 году, насколько я знаю…
Да, и еще до всех военных действий успел выйти в широкий прокат на Украине, потом в Белоруссии, и вот теперь, наконец, у нас. Просто мы начали не с Москвы, а с Украины.
…и за эти годы картина сменила несколько названий. Изначально она называлась Лука, на экраны выходит под заголовком Излечить страх, еще в прессе фигурировало наименование Святой хирург.
Нет, фильм называется Лука. Но ЦПШ посчитали, что такое название отпугнет молодых зрителей они в нем прочтут что-то религиозное, библейское, и многие, наверно, не пойдут. У нас в Москве много людей разных конфессий, которых такой заголовок, возможно, насторожит. Излечить страх — это прокатное название. А про Святого хирурга я не знаю.
Мне название Лука однозначно кажется более уместным, но прокатчики проводили фокус-группу, они, наверно, соображают, поскольку давно уже продают кино.
Хотелось бы еще задать несколько общих вопросов, не имеющих отношения к картине. Вы в последнее время не слишком часто на экране появляетесь это с чем связано? Может, с нагрузкой в театре?
Ну почему же, у меня за последние месяцы три кинопремьеры. В феврале вышла комедия Невидимки, а чуть раньше, в ноябре, вышелWeekend Говорухина (как и Излечить страх, обе картины вышли в российский прокат через несколько лет после завершения съемок примечание Кинотеатра.ру).