Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Самые громкие женские роли современного российского театра. 8-му марта посвящается…


Накануне Международного женского дня мы предлагаем вам оценить пятерку лучших женских ролей, выбранных Театралом. Они могут быть премьерными, а могут существовать уже не первый сезон, не теряя своей силы и непосредственности.

Елизавета Боярская Катерина Измайлова в спектакле Камы Гинкаса Леди Макбет нашего уезда. МТЮЗ

Этот спектакль не о любви в привычном понимании. О темной, неосознанной страсти, выворачивающей понятия наизнанку. Но Гинкас прекрасно умеет обуздать стихийную вольницу страстей, дабы не рвались в клочья по старинке. Он сочиняет для них новую партитуру, где основным мотивом становится повествовательная дистанция. Но речь не идет об актерской иллюстрации текста, просто он не проживается впрямую, но переходит в категорию текста сценического.

Для Елизаветы Боярской роль Катерины Измайловой, конечно, из числа событийных, потому что позволяет выйти за пределы привычного. Да и вообще, эта актриса с ее фирменными холодновато-сдержанными нотками, своеобразным тембром голоса прекрасно вписывается в гинкасовскую пост-историю. И в историю женщины, которая не ведает, что творит. Но ее Катерина здесь меняется, на глазах взрослеет и обрастает странным и страшным, темным, но все же внутренним миром, выходит за те пределы, что поставлены самим автором своей героине. Боярская играет очень жестко, порой зло, наотмашь, с вызовом, действуя и думая, участвуя в общем комедиантстве и оставаясь со своей Катериной наедине. У нее здесь словно своя, отдельная история, в которой все вокруг лишь повод.

Повод через тайную и темную страсть, через прелюбодейство ощутить зов неведомой на Руси для женщины свободы, от которой потом хоть в Волгу, хоть под поезд

Фото: Театр на Малой Бронной
Фото: Театр на Малой Бронной

Юлия Пересильд Гелена в спектакле Сергея Голомазова Варшавская мелодия. Театр на Малой Бронной

В этой дуэтной истории Леонида Зорина лидирует женщина, Гелена Юлии Пересильд. Виктор Даниила Страховачеловек явно ведомый. У Страхова в спектакле мерцающий пунктир, у Пересильд сплошная линия, с ее эмоциональными изгибами и завитушками.

В Варшавской мелодииона живет так, как сегодня почти никто уже не умеет, делая лицедейство и полузабытое перевоплощениеодним целым, когда пресловутой иголочкимежду ней и Геленой не просунешь, как ни старайся. В течение почти трех часов сценического времени проживает те самые 20 лет, о которых идет речь в пьесе. 20-летняя кокетливая и гордая полька, студентка консерватории с жаждой морального превосходства. 30-летняя певица с надломленным внутренним миром. 40-летняя ледяная дива, умеющая удержать себя в высокомерной и напускной броне. Грим есть, но мало что значит, потому что глаза другие, голос,нутро.

Пересильд играет не только текст, но и то, что заключено между словами и между годами, играет паузы и зоны молчания, подчас достаточно протяженные, но отнюдь не пустые. И этот больной нерв прошедшей, но, кажется, так и не закончившейся войны, войны с польским акцентом… Он чувствуется постоянно, пульсирует даже в те моменты, когда девушке о нем полагается забыть по законам природы.

В финале этого спектакля в ход идет занавес. Но не тот, железный, о котором идет речь в пьесе, а реальный бархатный занавес Театра на Малой Бронной, начинающий играть роль некой пограничной полосы. Ссутулившийся и как-то сразу потерявшийся Виктор Страхов оказывается в зрительном зале, среди публики. И с первого ряда восторженно, но уже и безнадежно смотрит на шикарную певицу на сцене, меж тем как занавес медленно закрывается.

Фото:  Театр имени Пушкина
Фото: Театр имени Пушкина

Александра Урсуляк Шен Те и Шуи Та в спектакле Юрия Бутусова Добрый человек из Сезуана. Театр имени Пушкина

Александра Урсуляк у нас на глазах оформилась в трагическую актрису. Причем парадоксальным образом это случилось не на территории русского психологического театра, но в обстоятельствах условной, остраненной системы Бертольта Брехта. Правда, Бутусов умудрился найти в Брехте поэта, ранимую душу, способную на откровенную сентиментальность. Но когда в его рациональных параллелях-перпендикулярах, в привычных жестких социальных парадигмах возникают на сцене такие моменты, от которых чувствительный зритель в зале утирает слезы, это стоит дорого.

Александра Урсуляк может быть здесь худенькой, гуттаперчевой девочкой, с хрипловатым и одновременно нежным голосом. Но актриса, виртуозно владеющая искусством превращения, в секунду меняет женскую пластику на мужскую, старается вдохнуть в эпический скелет повествования и трагическую мощь переживаний. Играет буквально на разрыв, но нигде не пережимает. Она психологически убедительна, но нигде не разменивается на мелочи. Ее актерский мазок крупный, едва ли не плакатный, экспрессивный, но в нем все глубоко одушевлено.

Впрочем, финального зонга с утверждением он должен, должен, должен быть хорошим здесь зритель не дождется. Спектакль обрывается отчаянным монологом охрипшей, почти сорвавшей связки Шен Те, которой все еще хочется творить добро, но нет уже ни сил, ни возможностей.

Фото: bdt.spb.ru
Фото: bdt.spb.ru

Алиса Фрейнлих в роли Алисы в одноименном спектакле Андрея Могучего. БДТ имени Товстоногова

В некотором смысле здесь у Алисы Фрейндлих случился дебют: многоопытная актриса мало играла спектаклей камерной формы. В годы ее артистической юности эта форма не поощрялась, а когда Фрейндлих достигла статуса всенародно любимой звезды, ей попросту не предлагали подобных авантюр, хотя бы из соображений кассы: ведь имя Фрейндлих способно дать огромные сборы, какая тут камерность?

Алиса Фрейндлих играет сложную и многосоставную роль. Это и она сама (ее сетования на многочисленные томики Кэрролла в подарок на все мыслимые праздники и блокадные воспоминания вроде бы не дают ошибиться), и какой-то совсем другой, чужой ей женский образ. Не думайте, у меня не было четырех мужей даже с испугом оправдывалась актриса на брифинге после премьеры. Героиня Фрейндлих немолодая женщина в депрессии, а может, актриса в творческом кризисе, не столь важно. Важно, с какой страстью и смелостью она ищет выход из тупика, из замкнутого круга и ведь находит-таки в грандиозном финале спектакля, назло всем скептикам и маловерам.


В избранное