Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Ольга Остроумова: Услышать похвалу от Эфроса все равно что получить Нобелевскую премию


Ольга Остроумова и Валентин Гафт

Ольга Остроумова и Валентин Гафт

Ольга Остроумова уже тридцать лет работает в Театре имени Моссовета. Впрочем, она никогда не придавала значения красивым

датам и юбилеям, поскольку пафос и громкие слова, на ее взгляд, только мешают профессии.

Получила две грязные анонимки

Я прочла у Майи Туровской, что Мария Бабанова приходила в театр, здоровалась, репетировала, прощалась и уходила, говорит Ольга Михайловна.

Так же и у меня. Я никогда не вникала ни в какие пересуды. После репетиции бегом домой. У меня и без того слишком много дел.

Но все же вы вспоминаете то время, когда впервые переступили порог Театра Моссовета?

Оно вспоминается потому, что молодость всегда кажется нам романтичной и беззаботной. Хотя, если говорить объективно, время было не из легких. Тогда во всех коллективах происходили какие-то бучи. И мой переход в Театр Моссовета связан именно с тем, что здесь, в отличие от Малой Бронной, не было конфликтов. Жизнь текла размеренно, тихо, интеллигентно. Никаких собраний и коллективных лозунгов. Поэтому я сюда и перешла.

Правда, вскоре выяснилось, что здесь тоже есть подстрекатели, которые пишут куда-то письма, шепчутся в гримерках. И я перед самой премьерой получила две грязные анонимки. Слава Богу, что не стала выяснять, кто это и почему. Ясно же в труппе много женщин, все ждут свои роли, а тут появляюсь я еще одна конкурентка.

На меня анонимки никак не подействовали разве что я пожалела того человека, который потратил час своей жизни на эту ерунду. Такой характер у меня от родителей.


Вы никогда не скрывали, что ваш дедушка был священником. По советским меркам не самая почетная профессия, мягко говоря. Вам такое происхождение не мешало?

Мне нет, поскольку серьезные шаги в жизни я делала не в столь страшную эпоху. А вот родители в сталинское время страдали не раз. Например, устраиваются на работу, но через месяц их вызывают в НКВД и говорят: Почему скрывали, что в роду есть священник, да еще и в третьем поколении?! На сборы 24 часа. Так они вынуждены были переезжать с места на место в надежде, что жизнь когда-то наладится.

Пострадал и дедушка. Восемь лет он провел в лагерях, вернулся только в конце войны, а умер в 1960-е годы в кабинете начальника КГБ, когда поднимали налог на церковь Но это к слову.

Так вот, несмотря на все тяготы, у нас в семье было удивительное отношение к вере и к самому дедушке. Лето мы проводили у него в Бугуруслане (Оренбургская область), и я видела, каким уважением пользуется наш священник: всякий раз, когда мы шли с ним по улице, к нему обязательно подходили соседи посоветоваться. Любили его очень.

При этом жил он скромно. Домик был маленький, из двух комнат, и если хозяин отдыхал, то бабушка (матушка Антонина) блюла его спокойствие невероятно. Еще огородик у них был. И дальше шла дорожка через кладбище в церковь, где дедушка служил. Часто этой дорожкой ходили и мы. Брали подстилку, расстилали ее между могилами и читали. Страха не было, потому что кладбище старое, заросшее черемухой и сиренью. Умиротворяющее, уютное место. Иногда мы помогали во время службы: например, держали шлейф от платья невесты, хотя никто нас не заставлял. В вере мы просто жили. Дышали этим воздухом. И это то, что до сих пор держит меня на земле.

А потом в сентябре шли в школу и понимали, наверное, что дедушка живет совсем в другом мире?

Нет, такого не было. Нас ведь никто не принуждал жить по церковным канонам. Все шло своим чередом. Однажды мы, юные пионеры, прибежали к нему с каверзным вопросом для темных: Дедушка, а что, гром это Илья-пророк на колеснице, да? В ответ он рассказал нам о библейском пророке Илии, о его чудесном вознесении на небо, а потом объяснил, что такое гром с точки зрения законов физики. Он был очень образованным человеком и умел просто объяснять. Никакого противоречия между двумя версиями мы не нашли.

Вечерами вся наша семья собиралась в беседке, там у дедушки был свой стул возле самовара. И когда мы ужинали, из городского сада доносились звуки духового оркестра, а из кухни пахло ароматными пирогами. Вот это ощущение семьи забыть невозможно. Оно во многом повлияло на меня, на моих сестер и брата.

Получается, что детей в доме особо и не наказывали?

Нет, хотя строгость была. Однажды я привезла из Оренбурга конфеты Кара-Кум в подарок. И когда к нам в гости приехал священник, бабушка пошла за этими конфетами и увидела, что в пакете всего две штучки осталось, потому что остальные я съела. Она рассердилась, но крика не было. Я вообще криков от нее никогда не слышала. Кстати, и папа наш (по профессии учитель физики) был точно таким же. Но при этом его молчание и недовольство воспринимались нами гораздо глубже, чем всевозможные мамины нотации.

Подумаешь,сыграла в Доживемдо понедельника

А как родители отнеслись к вашему желанию стать актрисой?

Вполне спокойно. Мама напекла пирожков и собрала в дорогу, хотя знакомых в Москве у нас не было. Но такое легкое дыхание было в семье: хочешь в артистки поезжай.

И ведь насколько благосклонной оказалась судьба: фильм Доживем до понедельника вышел на экраны всего через два года после вашего поступления в ГИТИС

Это понимаешь только сейчас. А тогда даже и мыслей о судьбе не возникало. Подумаешь, школьницу сыграла! Фильм я оценила лишь пятнадцать лет спустя, когда включила телевизор и оказалось, что идет Доживем до понедельника. Прежде я не хотела его смотреть, поскольку на первую свою работу смотреть невозможно. Всегда думаешь, что ты совсем не такая.

Мне, наверное, повезло, ведь я со студенческих лет снималась. И большие роли играла, не дожидаясь окончания ГИТИСа. В этом, безусловно, заслуга Павла Осиповича Хомского (ныне худрук Театра им. Моссовета) нашего педагога. Он был первым, кто принес в институт дыхание живого театра, первым, кто с нами начал общаться не как со студентами, а как с настоящими артистами без всяких сюсюканий, без скидок на то, что мы маленькие. Он говорил, например: идите приготовьте эту пьесу, покажите мне ее через две недели. И мы шли самостоятельно что-то ковырять, как в настоящем театре. Хотя что мы там могли наковырять! Но старались очень.

Собственно в ТЮЗ первый мой театр я тоже попала благодаря Хомскому (он взял с нашего курса четырех человек). Вот это была школа!

Стараюсь быть мягкой

С Эфросом тоже обходилось без сюсюканий?

Однажды на репетиции у Эфроса (я была уже актрисой Театра на Малой Бронной) мы играли Веранду в лесу по пьесе Дворецкого. И вдруг Анатолий Васильевич громко при всех меня похвалил. Услышать похвалу от Эфроса все равно что получить Нобелевскую премию. И я, потеряв голову


В избранное