Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Ксения Кутепова: Во всем виноват дождь


Ксения Кутепова

Ксения Кутепова

Недавно Ксения Кутепова снялась в документальном фильме Я на свою беду бессмертен,

который подготовили к 70-летию со дня рождения Олега Янковского. Вместе они работали в картине Семена Арановича Агнус Дей, которая, увы, так и не вышла на экраны. В интервью актриса рассказала о том, с кем еще из выдающихся кинематографистов ей довелось сниматься, чем ее покорил Иван Вырыпаев и почему она редко играет в пьесах современных авторов.

- Ксения, Вы были инициатором постановки в вашем театре пьесы Ивана Вырыпаева Летние осы кусают нас даже в ноябре?

- Отчасти.

- По крайней мере, вы первой подхватили идею?


- Нет, просто очень хотела что-то сделать, а потом я не так давно работала с Ваней Вырыпаевым в кино, и он меня покорил. Мы снимали фильм Танец Дели. Это было очень сложно для меня, непривычно, но безумно интересно, как работа с Летними осами. Наши девочки из литчасти в очередной раз побывали на фестивале Любимовка и сказали, что им больше всего приглянулась эта вырыпаевская пьеса. Мы сговорились с режиссером из Норвегии, Сигрид Рейбо. Она с удовольствием откликнулась. График у нее расписан на годы вперед. Поэтому выкроить она смогла буквально пару месяцев. Шесть недель у нас было на постановку это очень мало. Для нашего театра это прецедент. Несмотря на то, что пьеса короткая и идет всего полтора часа, для нас это нетипичный график работы, нетипичные скорости.

- Но для вас, наверно, и текст не типичный?

- Жанр не типичный я бы сказала, называется вырыпаевские тексты. Это особый ритм, музыкальный строй, интонации самого Вырыпаева.

- Сам он свои пьесы даже не проговаривает, а протанцовывает. Вы же интонируете совершенно по-другому

- Конечно, мы могли бы сделать приблизительно так, как это поставил бы сам Ваня, но сознательно пошли другим путем. Когда собрались вчетвером Сигрид, Томас Моцкус, Леша Колубков и я все, не сговариваясь, сказали, что нам было бы интересно найти свое. И мы искали. Но надо сказать, что на прогоне, за неделю до премьеры, мы вдруг поняли, что двинулись в неправильном направлении и за считанные дни всё переделали. Это был экстремальный опыт. Конечно, все испытали небольшой стресс, но лично я, вспоминая об этом, думаю: какие же мы молодцы, что не побоялись перед премьерой все ломать и менять, и в результате нашли правильный ход.

- Cумка с ворохом мужских ботинок у вашей героини, она тоже появилась за неделю до премьеры?

- Она появилась за день до премьеры. На самом деле, спектакль еще развивается, просто из-за моей травмы мы не играли почти месяц. На взлете нас подстрелил несчастный случай, и мы остановились, что досадно. Когда спектакль начинает свою жизнь, он как раз и доделывается, еще месяц или два приходит в нужную форму. Поэтому процесс идет и в сумке, я думаю, еще много чего появится.

- Почему ваш выбор пал именно на Сигрид? Ведь, на самом деле, Вырыпаев лучший режиссер собственных пьес.

- Мы вначале предложили Ване, но весь этот сезон у него расписан, а ждать следующего мы не хотели. Сигрид ученица Женовача, а Сергей Васильевич мой педагог, педагог Томаса и Леши, один из самых уважаемых и ценимых мною режиссеров, которого я считаю своим учителем. Сам он ученик Петра Наумовича Фоменко, поэтому все мы скованные одной цепью, даже с этой далекой Сигрид. Когда она приехала, мы говорили с ней на одном театральном языке. Я очень хорошо ее понимала, в том смысле, что ее театральные координаты были мне очень понятны, близки и это было в радость. Мы не обманулись в своих ожиданиях.

- А чем Вырыпаев вас покорил на съемках фильма?

- Он человек невероятно творческий, очень талантливый и не боящийся идти в неизведанных направлениях. Пьесу Танец Дели он уже ставил в Варшаве, и как я сейчас понимаю, предполагал сделать фильм, отталкивался от театрального опыта. Мы репетировали неделю до начала съемок, но за это время он не побоялся уйти очень далеко от того, что было в первоначальном замысле. И в результате сделал нечто совершенно новое, не повторил путь, уже пройденный им в театре. Это вызывает у меня огромное уважение.

- Что принципиально нового вам дал опыт работы в Танце Дели?

- В кино я никогда не говорила монологами на страницу. Дело в том, что материал этот написан не по сценарным законам. Это пьеса, которая невероятным образом переплавлена в киноязык. И она совершенно не вписывается ни в какие рамки, как и сам Вырыпаев. Любое его проявление всегда вне формата.

- Вырыпаев говорит, что Летние осы пьеса с секретом, который он не раскроет ни при каких обстоятельствах.


- Я не знаю, что имел в виду Ваня Вырыпаев, но все у меня спрашивают после спектакля: А где был Маркус? Да, в общем и не важно, где он был. Сама ситуация и пьеса это странный сплав комедии Уайльда с театром абсурда, с Ионеско или Беккетом.

- В этой пьесе странно все от начала до конца, от названия, которое вызывает самые разные ассоциации, до неожиданного финала. Летние осы кусают нас даже в ноябре единственное, в чем соглашаются герои, и это еще одна странность.

- Нет, не единственное. Пожалуй, главное, в чем они соглашаются, это в том, что во всем виноват дождь, который льет три дня и никак не перестанет. Но знаете, в чем для меня главное очарование этой пьесы? Это барочное построение повторов, наслоений, кружения мотивов, из-за которых возникают новые смыслы. Это структура невероятной красоты, обаяния и юмора. Мне очень нравится, как это сделано.

- Герои Вырыпаева называют друг друга иначе, не так, как обозначены в списке действующих лиц и вообще по тексту. Этот игровой момент для чего вам нужен и нужен ли вообще?

- Хороший вопрос, мы задали такой же Ване: Какого черта эти люди называют себя другими именами? Зачем Марк, Йозеф и Елена говорят друг другу Сара, Дональд и Роберт? Он сказал: Это неважно. Мы для себя это объяснили, конечно, но зритель, скорее всего, недопонимает. Есть три человека: Елена, Марк и Иосиф, которые начинают некую игру и сами по ходу придумывают ситуации с течением пьесы они обрастают новыми обстоятельствами, персонажами и отношениями. Но в итоге эти люди так заигрываются, что падают внутрь себя, и эта игра перерастает в их путешествие по глубинам собственного я, взрывает их наболевших проблемы. Зритель чувствует эти условия игры, но разъяснять их мы не стали: Ваня сказал нам, что это не должно быть понятно.

- В этой пьесе, как и в других у Вырыпаева, герои решают онтологические вопросы, по-своему выясняют отношен


В избранное