Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Умудрилась не помереть в блокаду


Алиса Фрейндлих

Алиса Фрейндлих

Еще несколько десятилетий назад появилась примета:

визит в Петербург считается состоявшимся, если туристу удалось посмотреть, как разводят мосты, побывать в Эрмитаже и достать билет на спектакль с участием Алисы Фрейндлих.

Она давно стала символом этого города, его преданной жительницей. Сколько было предложений переехать в Москву, звонков из театров и киностудий. На все отвечала отказом: Мой город Ленинград.

В 1960-х годах ездить в Ленинград смотреть Фрейндлих стали москвичи.
Все чаще доносились слухи о том, что в северной столице появилась какая-то молоденькая актриса с неподражаемым голосом, с особой манерой игры, говорит Эльдар Рязанов.

Я тоже не сдержался поехал смотреть. И то что увидел, передать невозможно. Я был покорен. И понял, что должен непременно пригласить Алису в Гусарскую балладу.
Вскоре Алиса Фрейндлих приехала на киностудию, однако пробы не прошла, поскольку оказалась слишком женственной для роли Шурочки Азаровой (в итоге ее сыграла Лариса Голубкина).


Однако Эльдар Рязанов не успокоился и роль Алевтины в фильме Зигзаг удачи придумал специально для нее. Впрочем, и этот замысел не удалось реализовать, поскольку съемкам помешала беременность актрисы.

Мы вспомнили о своем внешнем виде

Творческий союз Фрейндлих и Рязанова сложился лишь несколько лет спустя, когда актриса сыграла Калугину в фильме Служебный роман. Сказка о руководящей Золушке имела настолько громкий успех, что после премьеры актриса получала письма от советских тружениц: Благодаря вам мы вспомнили о своем внешнем виде. Пошли в парикмахерскую, сделали такую же прическу, привели себя в порядок. Так в одночасье Алиса Бруновна стала законодательницей моды.

На съемках Служебного романа от Алисы Фрейндлих, женщины очаровательной, потребовалось немалое мужество обезобразить себя до такой степени, чтобы прозвище Мымра не казалось зрителям преувеличением, продолжает Эльдар Рязанов.

С помощью гримеров и художника по костюмам актриса самоотверженно бросилась в поиски облика нудной и старомодной женщины. Ей пришлось наступить на естественное для прекрасного пола желание выглядеть красивее, наряднее, приятнее. И это лишний раз говорит о том, что Алиса Фрейндлих крупная актриса, способная ради роли на любое самопожертвование.

Алиса Фрейндлих играет Калугину безукоризненно. Создавая образ Мымры, она совершенно не прибегает к гротеску, преувеличениям, не педалирует. Она настолько естественна и органична, играя руководящего сухаря, что кажется персонажем из жизни. При этом она смешна, а быть смешной и правдивой одновременно невероятно трудно.

Во время съемок мы подружились. Режиссер обязан влюбляться в своих актеров независимо от их пола и возраста. Мне кажется, это чувство постановщик должен в себе даже культивировать. И не подпасть под очарование Алисы Бруновны женское, человеческое, актерское было невозможно. Она стала любимицей всей нашей съемочной группы. Исключительная работоспособность, самоотверженность, ее светлый, лучистый талант, дающий радость, излучающий тепло, согревающий души.

Отголосок судьбы

Я всегда удивлялась: как Алисе Фрейндлих удается так играть, что любая фраза из ее уст может стать хрестоматийной, — говорит актриса Людмила Иванова.

Помните, в картине Эльдара Рязанова Служебный роман ее Калугина пытается умерить общественный пыл своей подчиненной, которую играла я, и между ними происходит такой диалог:

Шура! Если мне память не изменяет, вы числитесь в бухгалтерии?

По-моему, да…

Вы это хорошо помните?

Да, по-моему.

Так вот, было бы очень полезно, если б вы иногда время от времени занимались не только общественными делами, но и своими прямыми обязанностями.

Вроде ничего особенного, но то как сыграла это Алиса, невозможно забыть. И после выхода фильма на экран, кто-нибудь непременно окликал меня на улице: Вы, кажется, числитесь в бухгалтерии? Я сначала страдала от такой популярности, а потом стала гордиться, ведь это в моей судьбе звучит отголосок нашей совместной работы с Фрейндлих.

Впрочем, об этих счастливых отголосках говорят все, к кому бы ни обратился Театрал. Антон Макарский, например, рассказал, что научился у Алисы Бруновны немецкой дисциплине:

Мы снимались в фильме Возвращение мушкетеров и, конечно, я побаивался играть с ней на одной площадке. Еще бы легенда! Но вдруг оказалось, что Алиса Фрейндлих никогда не ставит себя выше партнера она словно руку помощи протягивает, чтобы ты не волновался рядом с ней. И готова быть как все — долго ждать, когда переставят свет, стойко переносить ночные съемки или терпеливо наблюдать, как у ее партнеров рождается та или иная сцена. Вот это женское мужество меня в ней поразило.

Умудрилась не помереть в блокаду

У Алисы Фрейндлих актерство в крови: папа Бруно Артурович был знаменитым актером Александринского театра, мама Ксения Федоровна училась на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи, правда, потом работала бухгалтером. В Петербурге родилась не только Алиса Фрейндлих, а примерно шесть поколений ее предков, которые были и царскими провизорами, и садоводами.


Фрейндлихи жили в коммуналке дома, который числился по переулку Гривцова, д.1/64, а парадным выходил на Мойку. Из окон их квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник и открывался красивый вид на Неву.

Здесь я умудрилась в блокаду не помереть (мы с братом и сестрой были тогда детьми) и считаю это время своим вторым рождением в очередной раз сослужил службу мой ангел-хранитель. Дважды родившись в одном городе, ему нельзя изменить, говорит Алиса Фрейндлих.

Еще помню, когда папа приходил с репетиции, обязательно ложился днем поспать. Для него дневной сон был как Отче наш, для того, чтобы создать себе после утренней репетиции перед вечерним спектаклем иллюзию нового дня. Папа и мне эту необходимость передал. И вот однажды он прилег и оставил меня совершенно одну бабушка чем-то занималась, мама ушла на работу. Я долго ходила вокруг него кругами, не давая заснуть. И когда он наконец задремал, карандашом ткнула ему в глаз. Хотела таким садистским образом разбудить его. Была за это выпорот


В избранное