Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России «Игра в джин» Лии Ахеджаковой и Валентина Гафта


Лия Ахеджакова и Валентин Гафт в спектакле "Игра в джин"

Лия Ахеджакова и Валентин Гафт в спектакле «Игра в джин»

После долгого молчания Галина Волчек накануне своего юбилея показала премьеру спектакля Игра в джин. Пьесу Кобурна

о двух обитателях американского дома престарелых художественный руководитель Современника впервые увидела больше тридцати лет назад на сцене бродвейского театра и отложила в копилку памяти за неимением в труппе подходящих по возрасту актеров. Сейчас спектакль на двоих с блеском сыграли премьеры театра Лия Ахеджакова и Валентин Гафт.

Гликерия Николаевна Федотова вспоминала, как на следующий день после своего дебюта (прошел с успехом цветы, аплодисменты) она пришла к своему учителю Михаилу Семеновичу Щепкину. Он вздохнул: Ну что, думаешь, твоему мастерству аплодировали? Твоему свежему личику, твоему юному голоску. Если бы я, старик, сыграл так плохо, как ты вчера, меня бы освистали!

Театр жестокое искусство. С каждым годом зрители все требовательнее к своим кумирам, все нетерпимее к своим любимцам. Каждый раз надо выходить и побеждать заново мастерством и талантом, куражом и мудростью. Лия Ахеджакова и Валентин Гафт побеждать и убеждать умеют. Взяв старую бенефисную пьесу Дональда Лее Кобурна, Галина Волчек дала двум своим премьерам прекрасную основу для вышивки театральной гладью.


Два больных немолодых человека Фонсия Дорси и Веллер Мартин встречаются и знакомятся в доме престарелых (в минуту раздражения его можно обозвать домом смерти, на бюрократическом волапюке семьей расширенного типа). Ни к нему, ни к ней никто не приходит в дни посещений, и они коротают эти субботы за карточным столом. Он старый ас игры в джин. Она сказочный везунчик. И ее фарт раз за разом побеждает его опыт. От прихотливости фортуны (ну не нравишься ты мне!) впору сбеситься. И безобидная карточная игра все больше приобретает привкус поединка. Сначала психологического. Мирные беседы о прошлых занятиях и теперешних болезнях, о родителях, о бывших мужьях и женах, об образовании (Фонсия так и не закончила среднюю школу), о невнимательных детях сменяются подковырками и болезненными намеками. Ваш сын вас ненавидит! или Может, вы просто плохой коммерсант и сами виноваты, что все потеряли!

Хорошо сделанная пьеса позволяет актерам развернуть целый диапазон чувств и арсенал средств. Фарсовые эпизоды и всплески темперамента, минуты драматической скорби и интеллектуальный поединок. Словом, все триста штампов, которые каждый большой артист оттачивает за жизнь, тут есть где применить.

Лия Ахеджакова наделила свою героиню хрупкостью и юмором, несгибаемым характером и некоторой толикой раздражающего упрямства. Она кокетливо меняет наряды, принимает изысканно-задумчивые позы, прикрывает, когда смеется, рот рукой. Укладывает на сиденье кресла гору подушек и лихо вспрыгивает на свой трон. Хрупкая, маленькая (едва достигающая плеча своего партнера) Дорси вызывает желание немедленно защитить эту девочку-бабушку с громадным плюшевым мишкой в руках от окружающего страшного мира, да и от нее самой. От ее взбалмошности и непоседливости, от детской бескомпромиссности и старческого эгоизма.

Валентин Гафт подарил своему герою саркастический ум и силу духа, незаурядность крупной личности и раздражительность человека, которому слишком часто перечат. Высокий, худой, сильный старик самозабвенно кричит на партнершу, выплескивая все обиды на свою несложившуюся жизнь.

Галина Волчек поместила героев Кобурна в некое подобие заброшенной больницы, где сгружены кресла-каталки, кушетки, разномастные диваны, стулья и столы. Композитор Александр Бакши наполнил пространство шумами и шорохами, звуками грозы и грома, голосами и музыкой, как будто за стенами колышется беспокойный людской океан. Сценограф Павел Каплевич выбрал для стен дома престарелых полупрозрачные стеклянные плитки, кое-где уже надбитые. А художник по свету Дамир Исмагилов заставил эти стены мерцать и светиться то пурпурно-красным, то нежно-розовым, по стенам бегают хороводы теней и силуэты деревьев. К финалу окна распахнутся, откроются верхние люки, и вихрь принесет сотни игральных карт.

Люди играют с судьбой в азартные игры, радуются выигрышам, огорчаются проигрышам. Но рано или поздно провидение подводит итог, и вдруг выясняется, что никому не интересно, сколько очков ты набрал. А в зачет идет только то, как себя вел с партнерами по жизни детьми и родственниками, соседями и компаньонами. И даже если ты успел поругаться со всеми и остаться совсем один перед лицом все ближе подступающей смерти, судьба все равно даст шанс разделить последний час с визави по карточному столу, чтобы остался кто-то, кто о тебе пожалеет…
Так совпало, что генеральная репетиция в Современнике состоялась в день, когда в Театре Вахтангова вручалась Звезда Театрала. Большинством голосов Лия Ахеджакова победила в номинации Лучшая женская роль второго плана за роль в спектакле Школы драматического искусства Как вам это понравится. Но поскольку прийти не смогла, прислала видеоприветствие:

Я не избалована театральными наградами абсолютно и то, что я получила зрительскую премию за роль не то что второго седьмого плана! в этом совершенно очаровательном спектакле, мне очень приятно. И то, что мне за эту крошечную роль зрители воздали я очень счастлива.

А днем раньше о спектакле Современника так рассказала корреспонденту Театрала:
В этой пьесе есть страдательный залог. Есть боль к страданиям одиноких пенсионеров что в Америке, что в России, все равно. Есть боль о странностях судьбы: ведь оба персонажа люди неудачливые по жизни. Персонаж Валентина Гафта этот вообще убивец, сумасшедший, со своим помешательством. Чудовище! Что любопытно, карточная игра в джин особенная, здесь не надо быть интеллектуалом как при игре в покер. Здесь нужна удача. А фатальная удача это всегда мистика. Из любопытства я пыталась реально овладеть этой игрой. Но тут скорее потребовалось понимание совсем других вещей. Надо было разбудить свою фантазию. Тема карточной игры всегда область загадочная. Схожие мистические мотивы есть у Пушкина в Пиковой даме, например.

А еще я очень обязана художнику по костюмам Павлу Каплевичу. Важно было найти правильное платье, чтобы правда персонажа была на виду. Простенькое, незамысловатое, но красивое это платье мне очень помогает.

Декабрь 2013

Источник

 

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru


В избранное