Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Воспоминания Киры Головко


Воспоминания Киры ГоловкоИмя Киры Головко, легендарной актрисы Московского Художественного театра, знакомо читателям Театрала:

не раз на страницах журнала она делилась своими воспоминаниями о былой жизни театра, в котором служит с 1937 года, застав эпоху Станиславского и Немировича-Данченко.

Однако опубликованные в журнале материалы это лишь малый результат сотрудничества Киры Головко с Театралом. На протяжении нескольких лет шеф-редактор издания Виктор Борзенко вел запись мемуаров актрисы, снабжал их комментариями и архивными иллюстрациями. В итоге, осенью 2012 года книга вышла в свет в издательстве Искусство XXI век.

Знакомство актрисы с журналом началось в 2008 году в преддверии Дня Победы, когда предполагалось записать интервью о жизни МХАТа в годы войны. Однако уже через пятнадцать минут стало ясно, что журнальная публикация слишком скромна в объемах для подобных воспоминаний. Кира Николаевна со свойственной ей словоохотливостью готова была бесконечно описывать свои впечатления. Многие, даже крохотные эпизоды, эпизоды из жизни Головко оказывались связанными с легендарными людьми, несли в себе колорит эпохи. Судьба словно нарочно сделала ее жизнь не просто легендой, а собранием легенд. Станиславский, Немирович-Данченко, Москвин, Качалов, Тарасова, Степанова, Книппер-Чехова и многие-многие легендарные мхатовцы словно на колеснице времени проплывают перед читателями.

Впрочем, не только мхатовцы стали героями этих мемуаров. В беседах с Головко как-то само собой всплыло имя поэта Серебряного века Вячеслава Иванова родственника актрисы, потом Станиславского и, наконец, любимого мужа Арсения Головко адмирала, всю войну командовавшего Северным флотом. На вопрос почему вы не пишете мемуары? Кира Николаевна ответила с некоторым кокетством: Не хочу подчеркивать возраст. И все-таки вскоре запись воспоминаний началась (ниже приводим пару фрагментов из книги).


Редакция журнала Театрал желает Кире Головко, отметившей в этом году свое 93-летие, крепкого здоровья и благодарит издательство Искусство XXI век, а также МХТ имени Чехова за проявленный интерес к рукописи и последовавшее за этим плодотворное сотрудничество.

Басня Лиса и Гренада

Осенью 1937 года я из окна трамвая увидела объявление о наборе во МХАТ во вспомогательный состав. Выскочила на остановке и перечитала пять раз, потому что от волнения не могла ничего понять. Говорилось, что в Художественном театре пройдёт смотр молодых артистов. Позже выяснилось, что объявления были расклеены по всему городу, и МХАТу требовалось всего четыре человека (одна женщина и трое мужчин), чтобы дать им роли в массовке.

Для того чтобы набрать этих четырёх человек, в просмотре участвовало всё руководство театра, кроме Станиславского, который болел и не выходил из дому. Объявления вызвали невероятный ажиотаж 637 человек на место. Вся улица перед МХАТом была наполнена людьми. Запомнились очень красивые женщины, среди них было много актрис, которых я знала по ролям в кино (например, рядом со мной стояла артистка Антонина Максимова, только что сыгравшая в фильме Зори Парижа). Я смотрела на них, как заворожённая и понимала, что на их фоне я просто серая мышь.

Воспоминания Киры ГоловкоКстати, среди первых красавиц была и внучатая племянница Станиславского Лёля Алексеева. Рассказывали, что время от времени Константин Сергеевич звонил в приёмную комиссию интересовался, как её дела. Но дела были неважны. Брать Девушку не хотели, хотя в то же время боялись обидеть Станиславского.

Наконец этот круг разорвал Иван Михайлович Москвин. Когда Станиславский в очередной раз позвонил в театр, Москвин ему сказал:

Мы закрепили за труппой Киру Николаевну Иванову.

Конечно, я не была свидетельницей того телефонного разговора, но много позже эту историю рассказал мне артист Иван Кудрявцев.

Батюшки, как я волновалась при поступлении! Решила читать монолог Катерины из Грозы, басню Крылова Лиса и виноград и стихотворение Светлова Гренада. Накануне экзамена подошла к Массальскому и поинтересовалась, правильно ли подобрала репертуар. Павел Владимирович выкатил глаза:

Вашего Светлова никто не знает. Вместо Гренады читать нужно классику.

Но что-то менять было уже поздно. И перед входом в аудиторию у меня задрожали коленки:
Я прочту монолог Катерины, басню Крылова Лиса и Гренаду.

Наступила мёртвая тишина. И легендарный мхатовский педагог Василий Григорьевич Сахновский, обращаясь к Топоркову, сказал:

Васька, ты знаешь такую басню Крылова Лиса и Гренада?

Приёмная комиссия рассмеялась, и мне стало не так страшно.

Успела прочитать только половину, и услышала:

Достаточно. Вы свободны.

Что значит свободны? Вовсе я не свободна без своего МХАТа! Но улыбнулась и постаралась без лишних движений, степенно пройти к двери. Так же степенно я прошла мимо огромной очереди претендентов, спустилась в переулок, дошла до Тверской и тут мне сделалось плохо. Всё кончено: они даже басню не послушали.

Не помню, как вернулась домой. Ревела сутки напролёт, ничего не ела

Мама, которая в ту пору из-за болезни сердца уже не работала, не могла спокойно смотреть на мои страдания. На третий день она попросила у знакомой модные шляпку, перчатки и поехала в театр узнать, будет ли набор в следующем году. А когда вернулась, швырнула шляпку в угол и сказала:

Дура ты, дура, чего ревёшь? Тебя приняли!

Оказывается, мама встретила Массальского подошла к нему поинтересоваться, есть ли смысл пытаться поступать в театральный институт, а он у неё спросил:

Как зовут вашу дочь?

Кира Иванова

Так мы ведь приняли вашу Киру. Кстати, куда она пропала? Вскоре я получила письмо от заведующего молодёжной секцией МХАТа Василия Александровича Орлова. Он писал, что на работу во МХАТ я должна прийти 8 сентября 1938 года. До назначенного срока оставалось около десяти месяцев. И я решила закончить первый курс ИФЛИ, а параллельно стала ещё чаще ходить на спектакли во МХАТ, читать театральную прессу, покупать книги присматриваться к будущей жизни.

Когда Вы станете большой актрисой


В избранное